Алгоритмы постановки шипящих звуков
методическая разработка по теме

Евсеенко Юлия Анатольевна

В данном документе даны приемы постановки звука Ш.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл приемы постановки звука Ш18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы на этапе постановки шипящих звуков

НАЗ

ДПЗ

ПНП

АГ

СПЗ

ИПЗ

Звук (Ш)

Звук твердый, глухой, согласный; щелевой, язычно-передненебный, по месту резонирования – ротовой.

Особенности артикуляции: губы округлены, немного вытянуты вперед; зубы сближены, но не смыкаются; кончик языка – широкий, поднят к небу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха; воздушная струя – сильная, теплая; голосовые связки разомкнуты, голос не образуется.

Отсутствие звука:

Аномалии в строении: прогения, прогнатия,  отсутствие передних зубов, редкие зубы; нарушение фонематического слуха.

 Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка».

Упражнения для языка: «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье».

Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Фокус».

По подражанию: перед зеркалом показываем ребенку правильную артикуляцию звука «Ш». Объясняем ребенку, что для того, чтобы научиться произносить звук «Ш» язык должен быть широким и поднят к передней части твердого неба, расстояние между резцами должно быть 4-5 мм, струя воздуха сильная, теплая, т.к. воздух расходится по всему языку (нет желобка) и успевает за время движения во рту нагреться. Звук «Ш» произносится удлиненно и напряжно.

По подражанию: с введением игрового приема «Как шипит змея?»

Межзубный сигматиз:

Кончик языка находится между верхними и нижними резцами. Воздушная струя слабая, рассеянная.

Короткая подъязычная уздечка; передний открытый прикус; высокое готическое небо; гипотония язычной продольной мышцы.

Упражнения для губ: «Рупор», «Заборчик», «Улыбочка» - «Трубочка.

Упражнения для языка:  «Чистим зубки», «Качели», «Вкусное варенье», «Горка», «Чашечка», «Маляр», «Грибок».

Упражнения для выработки воздушной струи: «Чей мяч улетит дальше?», «Фокус».

Способ разложения артикуляции (делаем лопатку на нижней губе, затем из языка – чашечку вне ротовой полости, заводим её за верхние резцы и пускаем воздушную струю).

«Как шипит змея?»,

«Листья шелестят», «Шумит лес»,

«Воздушный шарик лопнул», «Поймай звук»,

«Как шуршит мышка»,

«Договори слово»:

Каранда..

Малы..

Ланды..

Боковой сигматизм:

Один из боковых краёв языка  поднимается к твердому нёбу и  воздушная струя проходит по опущенному краю языка,  когда в норме она должна идти строго посередине языка, вследствие  чего образуется  «хлюпающий» звук.

Боковой открытый прикус, наличие стертой формы дизартрии, парез мышц языка, макроглосия.

Упражнения для укрепления боковых краев языка: «Желобок», «Трубочка».

Упражнения для выработки воздушной струи: «Фокус».

Упражнения для губ: «Рупор».

Упражнения для языка: «Качели», «Вкусное варенье», «Лопаточка», «Маляр», «Чашечка» - специфическое упражнение для правильной артикуляции звука.

Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа:

1 этап: выработка широкого распластанного языка;

2 этап: зажимание языка между зубами  и пускание воздушной струи;

3 этап: закрепляем межзубное произношение:

 кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;

4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится  за зубы).

1.Набежал  ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят «ш-ш-ш…».

2.Игра «Шарик лопнул» - «шшшшшшшшшш»

3.Мышка шуршит: «шшшшш».

4.Змея шипит: «шшшшш»

Носовой сигматизм:

Задняя часть языка примыкает к мягкому нёбу, а передняя часть опущена и не принимает участие, маленький язычок опущен. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта.

Короткий маленький язычок; отсутствие или раздвоение  маленького язычка; слабость мышц мягкого неба.

Дифференциация дыхания: (носовое - ротовое: вдох носом - выдох ртом и наоборот, только ртом - только носом).

Упражнения для укрепления мышц мягкого нёба: (покашливание, произнесение –а- на твёрдой атаке).

Упражнение для выдвижения кончика языка вперёд: «Иголочка», «Змейка».

Упражнение для губ: «Рупор»» (учим округлять губы и слегка выдвигать их вперед.)

Упражнение для языка:

«Лопаточка», специфическое упражнение «Чашечка»

для правильной артикуляции звука.

Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус».

Поэтапный способ постановки звука (По Рау). 4 этапа:

1 этап: выработка широкого распластанного языка;

2 этап: зажимание языка между зубами  и пускание воздушной струи;

3 этап: закрепляем межзубное произношение:

 кончик и боковые края языка фиксируются между зубами – это способствует выработке правильной симметричной позы языка;

4 этап: формирование за зубного произношения (механизм: язык ставится  за зубы).

Игра «Тишина».

Ребенок стоит у одной стены с закрытыми глазами, а логопед и др ребята – у противоположной. Логопед и др ребята стараются тихо подойти к ведущему, который при малейшем шуме говорит: Ш-Ш-Ш. после этого нашумевший останавливается, а затем продвигается дальше. Когда логопед или другие дети доходят до ведущего, они меняются ролями. Водящий не должен оглядываться на ребят.

«Как шуршит мышка».

Губно-зубной парасигматизм:

Нижняя губа приближается  к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха,  язык практически не участвует в образовании звука, в результате чего слышится звук [ф] (фапка, мафина).

Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Органические факторы (прогнатия - дефект прикуса; большие губы и зубы).

Нарушение фонематического слуха.

Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» (ш-ф).

Дифференциация по артикуляции звуков [ш] и [ф] (правильная артикуляция звуков).

Опускание и поднимание нижней губы.

Упражнения для губ: «Оскал».

Упражнения для языка:

«Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки» (поднятие языка вверх), «Лопаточка», специфическое упражнение «Чашечка»

для правильной артикуляции звука.

Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус».

Разложение артикуляции.

«Лопаточка» - «Чашечка», пускаем воздушную струю.

«Осенние листья».

Тишина в лесу стоит. Еле слышно лист шуршит. Ш-Ш-Ш…

(Дети поднимают руки вверх и произносят тихо звук Ш, встряхивая кистями рук)

Ветер дует посильней,

Листик зашуршит смелей. Ш-Ш-Ш!

(Дети произносят звук Ш громко, на продолжительном и ровном выдохе)

«Как шипит змея?».

Призубный парасигматизм:

Кончик языка упирается в основание  верхних резцов. Воздушная струя толчкообразная, поэтому образуется характерный свист и слышатся звуки Д и Т (тапка, дук).

Закрытый прикус.

Недостаточно сформирован артикуляционный уклад.

Нарушение фонематического слуха.

Упражнение на развитие фонематического слуха: «Поймай звук» тс-ш).

Дифференциация по артикуляции звуков [ш] и [т] (на примере воздушной струи).

Упражнения для губ:

«Рупор».

Упражнение для языка:

«Вкусное варенье», «Почистим верхние зубки» (поднятие языка вверх), «Лопаточка», специфическое упражнение «Чашечка»

для правильной артикуляции звука.

Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус».

Разложение артикуляции.

«Лопаточка» - «Чашечка», пускаем воздушную струю.

Игра «Поезд».

Дети  встают друг за другом, как вагончики и начинают движение : По-шел, По-шел, По-шел! Постепенно следует ускорить темп движения и речи, а затем замедлить. Подходя к установленному месту (станции), произнести команду: При-шел, При-шел, При-шел! – и медленно выпустить пар: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш! затем движения поезда повторяются.

Свистящий парасигматизм шипящих:

Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". Язык широкий, лежит у основания нижних резцов,  боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка.

Нарушение фонематического слуха.

Недостаточно сформирован артикуляционный уклад. Прогнатия.

Упражнение на развитие фонематического слуха:  «Поймай звук» (с-ш).

Дифференциация по артикуляции звуков [с] и [ш] (правильная артикуляция звуков)

Упражнение для губ: чередование «Улыбочка» - «Рупор».

Упражнение для языка:

«Лопаточка», «Чашечка».

Упражнение для выработки воздушной струи: «Фокус».

От исходного «Р». Убираем голос и вибрацию, пускаем воздушную струю.

«Шумит лес»,

«Как шуршат мышки?»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ребусы для автоматизации шипящих звуков.

В презентации представлены ребусы, которые можно использовать на этапе автоматизации шипящих звуков. Ребусы можно использовать  с учащимися 1-6 классов школы 1, 2 вида...

Обследование звуопроизношения. Часть 2. Шипящие звуки.

Презентация включает в себя набор картинок для обследования звукопроизношения. ...

Английские грамматические алгоритмы постановки вопросов

Алгоритмы с успехом могут быть использованы при обучении английскому языку.Постановка вопросов вызывает у учащихся трудности, поэтому важна чёткая последовательность действий....

Алгоритмы постановки соноров

В данном документе даны приемы постановки звуков Р и Л при различных нарушениях произношения....

Алгоритмы постановки свистящих звуков

Предложины приемы постановки свистящих звуков....

Виды нарушений произношения шипящих звуков, этапы их постановки, автоматизации и дифференциации.

В презентации представлена сравнительная характеристика нарушений произношения шипящих звуков у детей с ТНР и детей с нарушением слуха; этапы постановки, автоматизации и дифференциации этих звуков. Ма...

Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков с сопровождающими стихотворениями и картинками

Предлагаемый материал представляет собой комплекс игровых артикуляционных упражнений, способствующих постановке шипящих звуков. Упражнения подобраны таким образом, чтобы последовательно готовить ребен...