Главные вкладки

    ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ . Консультация для родителей на тему "Если Ваш ребёнок неправильно говорит"
    статья по теме

    Стенина Ольга Александровна

    Основные аспекты речевого развития, на которые стоит обратить внимание родителям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esli_vash_rebyonok_plokho_govorit.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Потерялся Звук «Р»

            Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других... Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идёт дело дальше «во-о-ны» или  «сапки», хоть плачь!

            В подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшит ситуацию и может навредить ребёнку.

            Время обращения за консультацией к учителю - логопеду очень индивидуально. У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребёнок не выговаривает один - два звука, ему необходима квалифицированная помощь.

    Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым, создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

            Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб.  

            От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?

            Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить – подражание: «Послушай и повтори за мной ...». Стараясь угодить маме, ребёнок пробует сказать, как она. Но, не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое (Р) и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно труднее.

            Работа над звукопроизношением сложна и требует определённой последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

            

            В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребёнка до конца.  

            Следовательно, нужно вовремя обращаться к специалисту, который сможет применить необходимые методы и приёмы устранения речевых недостатков. Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте.

            Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребёнка закрепляется и хуже поддаётся коррекции.

            Приступать к работе над  очередным звуком можно лишь после прохождения  следующих этапов:

    • звук поставлен;
    • звук закреплён изолированно, в слогах, словах и предложениях по подражанию взрослому и при его непосредственном контроле;
    • сформирован самоконтроль за звуком, как единственная задача при механическом проговаривании лексического материала.

            Закрепление звука даёт более высокую степень автоматизации, связанную с отвлечением от произношения на следующие раздражители:

    • зрительный (картина, схема, предмет и т.д.);
    • слуховой, предполагающий параллельную задачу звукового плана (например, звукобуквенный анализ или задания по словообразованию, грамматике, развитию фразовой речи);  
    • тактильно-мышечный (письмо, моделирование  буквы, обговаривание действий при изготовлении различных поделок и выполнении трудовых  поручений, речь, связанная с движением на динамических и физкультурных паузах, и.т.д.);
    • вкусовой и обонятельный (речевое сопровождение собственных ощущений ребёнка в естественных и искусственно созданных ситуациях во время прогулок, наблюдений, экскурсий и т.д.)
    • мотивационный (интересные задания на развитие мышления, памяти, внимания и других психических процессов и их операций).

            В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико - грамматических ошибок высказывание ребёнка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу  по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим взрослый должен:

    • нацелить ребёнка перед ответом за правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;
    • постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой: губы «в улыбке» или кисть руки поднята вверх; губы «рупором» или кисть руки внизу;
    • отметить качество произношения во время общей оценки ответа;
    • следить за правильным произношением во время общей оценки ответа;
    • следить за правильным  звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений);
    • стараться отстрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет её послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе  он твой «логопед» или дежурный по звукам  и ты должен вместе с ним последить за звуком»);
    • переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с человечком – звуком или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить именины появившегося звука; вручить памятку (медаль, значок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном произношении;
    • помочь дома организовать один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно.

            Полезно в процессе закрепления правильного произношения переводить ребёнка на внеречевые формы работы: изготовление аппликации, рисование,  раскрашивание и т.п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей: "Что делать если ребенок не говорит"

    В работе раскрываются физиологические несовершенства звукопроизношения у детей, т.е что считается нормой неправильного произношения у трех - четырехлетних детей, так же что способствует правильному ра...

    консультация для родителей "Воспитание духовных потребностей ребёнка в семье"

    В статье говорится о дифиците духовно-нравственных потребностей ребёнка. Приводятся примеры духовной безграмотности родителей. Даются некоторые советы по приобщению детей к нравственным, духовным потр...

    Консультация для родителей "Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?"

    Не все родители знают, что должен знать ребёнок при поступлении в школу. Эта статья поможет им в этом....

    Консультация для родителей " Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу"

    Консультация для родителей " Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу"...

    Консультация для родителей "Что делать, если ребенок не говорит?"

    Обозначены возрастные нормативы появления детской речи, даны советы по развитию устной речи дошкольников....

    Консультация для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»

    Консультация для родителей по правилам дорожнго движения....

    Консультация для родителей "Игра в жизни ребёнка"

    Игра- ведущая деятельность,в которой формируется его личность. Игра позволяет ребёнку ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предмето, а так же через игру можно знакомить с рас...