Развитие речи детей от 1 года до 2 лет.
методическая разработка по теме

Андреева Светлана Николаевна

Рекомендации для родителей о становлении речи в этом возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtoroy_god_zhizni.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Второй год жизни

Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, т.к. с него  начинается собственно речевой период, когда растёт активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Малыш может узнать среди группы предметов ему знакомый, найти на картинке кошку, собаку и др. животных. В то же время он может показать, где у него глазки, носик и т.д. Получает дальнейшее развитие способность детей к подражанию действиям, интонациям.

В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания.

 Слово при первом усвоении обозначает для ребёнка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих говорить, слова «мама», «стульчик», «мячик» - такие же собственные, как Маша, Саша.

 А затем при помощи чувственного восприятия конкретного предмета, когда дети двигают предмет, трогают его, нюхают, пробуют на вкус,  дети не только запоминают слова – наименование этого предмета, но и происходит усвоение этого наименования, как обобщённого названия всех предметов данного класса: стол – это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол. Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребёнок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди и усваивают их названия. Ребёнок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т.е. он начинает осознавать обобщённый смысл прилагательных.

Необходимо заметить, что словарный запас является лишь строительным материалом, с помощью которого можно построить предложения, служащие целью общения и познания действительности.

В развитии речи ребёнка этого возраста усвоение грамматического строя речи является не менее актуальным, чем накопление словаря. Грамматический строй формируется поэтапно.  Согласно периодизации, предложенной А.Н.Гвоздевым, возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. называется периодом предложений, состоящих из аморфных слов – корней. В свою очередь, он делится на 2 этапа:

этап однословных предложений (1год 3 мес. – 1 год 8 мес.) и

этап предложений из нескольких слов – корней (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.).

Этап однословного предложения

Аморфные слова чаще всего состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: « ба»– «собака», «пу» – «капуста» и множества звукоподражаний: «би-би», «ав-ав», «мяву». Ребёнок часто одним словом обозначает разные вещи, имеющие общий признак. Так, слово «кыль-кыль» - это и карандаш, и нож, и меч (всё колючее), «ффууу» - это и лампочка, и спички, и плита.

По мере того, как накапливается опыт, ребёнок учится различать предметы, и у него в активном словаре появляются новые слова. Первые слова несут в себе не только номинативную функцию, т.е. называют предметы, но и одновременно обозначают действия, которые нужно производить с этими предметами, т.е. являются одновременно предложениями. Слово «би-би» обозначает не просто машинку, но и сказанное с требовательной интонацией и усиленное жестами,  «Дай машинку».

Малыши используют слова – предложения до 1 года 8 месяцев, а потом начинается этап фразовой речи:

Этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 месяцев до  1 года 10 месяцев).

Слова в таких предложениях не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями: «бай»-спать, «бух»-упал, «куп-куп»-купаться и т.д. Много глаголов повелительного наклонения «дай», «неси». Вот примеры таких предложений «Ляля бух»-кукла упала, «Папа ам»-папа кушает.

Усвоение грамматической структуры предложения

В возрасте от 1 года 10 мес. до 2-х лет 1 мес. происходит возникновение первых форм слова. Теперь фраза начинает оформляться грамматически в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов друг к другу.

Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются -     формы множественного числа с окончаниями –и, -ы  «толь-толи» стол-столы»;

 винительного падежа с окончанием –у- («дать куку»-дать куклу);

предложного падежа с обозначением места и окончанием –е, но без употребления предлогов(«толе»-на столе).

Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода: «белиль»-белый, «чёняня»-чёрный.

 В это время фраза уже состоит из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление, т.к. дети умеют согласовывать существительные с глаголом, а так же правильно употреблять винительный падеж в качестве прямого дополнения. Себя дети называют в 3-ем лице по имени, хотя и возможно появление местоимения «я»  уже на втором году жизни. Кроме этого, есть много свидетельств более раннего употребления различных форм глаголов первого лица единственного числа («хочу»), третьего лица единственного числа  прошедшего времени («ляля кусала»)-ляля кушала, будущего времени («папа будеть титать»-папа будет читать).

 Малыши, опережающие в развитии речи  своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями.

Развитие произносительных навыков

В период с 1-го года до 2-х лет темпы нормализации звукопроизношения отстают от темпов овладения словарём и грамматическим строем. Можно сказать, что ребёнок в это время занят другим. Причины искажённого звукопроизношения в том, что артикуляционный аппарат двухлетнего ребёнка ещё не совершенен.

В начале второго года жизни ребёнок правильно произносит несколько звуков: гласные «а», «у», «и», «о» и согласные «б», «п», «м». остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более лёгкими в произношении. Причём большинство этих звуков-заменителей русскому языку не соответствуют и позже утрачиваются. Надо отметить, что  все звуки речи проходят через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определённое время (так называемое физиологическое косноязычие).

Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам и в норме не имеет исключений.  Свистящие звуки усваиваются в произношении лишь после появления язычно-зубных смычных «т», «д».

 На основе свистящих усваиваются шипящие согласные. Твёрдые «б», «п», «м», «в», «ф» появляются раньше парных мягких, а твёрдые «т», «д», «н», «л»-после парных мягких.

В течении второго года жизни в речи детей появляются в правильном произнесении примерно половина звуков родного языка. К полутора годам ребёнок чётко произносит гласные звуки «а», «и», «о», «у», «э», согласные «б», «п», «м», «й», «к», «г». Из гласных отсутствует «ы».

В два года в речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твёрдых согласных звуков. Возрастной нормой является также опускание сонорных звуков: «ыба» вместо «рыба», «пахая» -плохая.

 Из твёрдых звуков начинают произноситься «в», «ф»,  «х», а у некоторых детей и «т», «д», «н». Произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребёнок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

Достижения второго года жизни

1.Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.

2.Выполняют просьбы взрослых, состоящие из 2-х частей.

3.Понимают значения пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).

4.Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул-это стул).

5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «Как это  называется?», «Что это?».

6.К 1,5 годам в активном словаре ребёнка насчитывается около 50 слов,

 к 2-м годам – 200-400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а так же глаголов, обозначающих простые действия.

7.Речь аграмматична. Пользуется фразой из 2-4 слов, согласует глаголы 3-его лица единственного числа настоящего времени с существительными, использует формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимение «я».

8.В речи много глаголов в повелительном наклонении.

9.Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).

10.Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.

11.Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путём опускания слогов из середины слова).

12.У некоторых детей слабый, тихий голос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития речи детей 2-го и 3-го года жизни

Развитие речи детей 2-го и 3-го года жизни в онтогенезе....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО- ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении ...

Игры по развитию речи детей 1-ого года жизни.

Познавательное и речевое развитие....

Анкета для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста (3–4 года)»

Анкета для родителей«Развитие речи детей дошкольного возраста (3–4 года)»...

Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, способствующей развитию речи детей (в том числе и детей с ОВЗ) посредством активизации их инт

Участие в краевом конкурсе  проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0»  с проектом «Создание образовательной среды, спосо...