Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
консультация по теме

Карабецкая Лариса Ивановна

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая консультация учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»

Автор: учитель-логопед МБОУ СОШ №46 с углубленным изучением отдельных  предметов г. Сургута Карабецкая Лариса Ивановна

     «Речевая готовность ребенка к школьному обучению»

Качественная подготовка ребенка к школе – залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.

У нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сформированы все компоненты речи:

  • Произношение всех звуков правильное,
  • Фонематические процессы сформированы (ребенок умеет различать на слух звуки и выполнять простой звуковой анализ и синтез),
  • Словарный запас богатый,  представления об окружающем мире достаточные,
  • Речь ребенка грамматически верно оформлена,

Помимо этого:

  • На достаточном уровне развиты двигательные умения и навыки (дошкольник твердо держит ручку и карандаш, умеет работать ножницами и кистью и т.д.),
  • Сформированы пространственные представления (т.е. ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, во времени, на листе бумаги).

Ежегодно в 1-е классы зачисляются дети с разным уровнем речевой готовности. Отклонения в речевом развитии являются причинами нарушений чтения и письма в дальнейшем, препятствуют формированию полноценной учебной деятельности и приводят к недостаточному усвоению детьми школьной программы.

Отклонения в речевом развитии учащихся 1-ых классов имеют различную структуру и степень выраженности. У детей-логопатов помимо речевого недоразвития наблюдается незрелость психологических процессов.

     В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень  сформированности всех сторон речи. Основными причинами нарушений чтения и письма являются нарушения или задержки в развитии:

  • Фонематического восприятия (т.е. умения различать на слух звуки речи),
  • Лексико-грамматических сторон (т.е. наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи),
  • Звукопроизношения на разных этапах развития.

     Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается от мамы или папы недостаточная сформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.

     Выделяют следующие прямые и косвенные причины неуспеваемости учащихся (что должно насторожить родителей):

  • Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни,  
  • Если ребенок левша или переученный левша,
  • Если ребенку ставили общее недоразвитие речи и по речевым показаниям он посещал логопедическую группу,
  • Если ребенок соматически ослаблен (часто болеет),
  • Если он слишком рано пошел в школу,
  • Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,
  • Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики),
  • Если в семье говорят на двух и более языках,
  • Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое произношение),
  • Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность,
  • Если у него есть проблемы с вниманием и памятью.

     

     Первоклассник будет нуждаться в постоянном общении, в положительных эмоциях, помощи и переживаниях со стороны взрослых.

Приготовьтесь к тому, что вам придется заново учиться писать, читать, размышлять о прочитанном, говорить и слушать вместе с вашим ребенком.

     Удачи вам, уважаемые родители!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Ко времени поступления в школу устная речь дошкольника должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых. Ребенок должен уметь слушать и говорить....

Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...

Готовность ребенка к школьному обучению

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ  Понятие «готовность к школе» включает в себя физиологическую и психологическую готовности. Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развити...

Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Эти требования к речевому и общему развитию будущих первоклассников лежат в основе успешного овладения русским языком....

Консультация для родителей "Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Далее перечисляются все критерии....

Речевая готовность ребенка к школьному обучению

В буклете представлены параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению: сформированность звукопроизношения;готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;соответствие словарного запаса ...

Консультация учителя-логопеда для родителей учащихся 1-х классов "Речевая готовность ребенка к школе"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладевать письмом и чтением....