Речевая готовность ребенка к школьному обучению
консультация

В буклете представлены параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:

 

  • сформированность звукопроизношения;
  • готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
  • соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • сформированность связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно выразить свои мысли, будет легко усваивать учебный материал.

Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:

  • сформированность звукопроизношения;
  • готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
  • соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования;
  • сформированность грамматического строя речи;
  • сформированность связной речи. 

Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

  • умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине слова, в слове ДОМ – в конце слова;
  • умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
  • умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
  • умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.

Сформированность звукопроизношения:

У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех звуков речи, в том числе сложных фонетических групп:

  • свистящих [С], [С’], [З], [З’], [Ц];
  • шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ];
  • cонорных [Л], [Л’], [Р], [Р’].

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение пользоваться разными способами словообразования:

  • умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением, например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
  • умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ – СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от существительных;
  • умение образовывать приставочные глаголы;
  • например: ЕХАТЬ – УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
  • умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ – ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
  • соответствие количественного и качественного словарного запаса возрастным нормам.

Сформированность грамматического строя речи:

  • умение правильно употреблять простые распространённые, сложные предложения; видеть связь слов в предложении;
  • умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
  • умение определять количество и последовательность слов в предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4 слова);
  • умение различать понятия «слово», «предложение».

Сформированность связной речи в соответствии с возрастными нормами:

  • умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя последовательность и смысл;
  • умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
  • умение составлять рассказ по сюжетной картине;
  • умение составлять рассказ-описание предмета.

Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в игры:

Игра "Назови ласково". Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Игра «Скажи наоборот»: добро – зло, темно – светло, легкий – тяжелый, горячий – холодный, длинный – короткий…

Игра «Приготовим сок» : из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?

Игра «Мы со звуком С играем, слово к слову подбираем»: ищем слова с заданным звуком дома, в магазине, по дороге домой и т.д.

МДОУ «Детский сад »


Речевая готовность ребенка к школьному обучению

Памятка для родителей.

                                                       

Ярославль

2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...

Речевая готовность ребенка к школе

В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если ...

Готовность ребенка к школьному обучению

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ  Понятие «готовность к школе» включает в себя физиологическую и психологическую готовности. Физиологическая готовность определяется уровнем общего физического развити...

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

Консультация для родителей "Критерии готовности ребенка к школьному обучению"

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Далее перечисляются все критерии....

Речевая готовность детей к школьному обучению

Методические рекомендации по определению степени готовности детей к школьному обучению и сформированности речевой сферы ребенка....

Речевая готовность ребенка к обучению в школе.

Материал адресован учителям-логопедам и предназначенн для демонстрации родителям будущих первоклассников и учителям начальной школы....