Речевая готовность ребенка к школе
консультация по теме

Конакова Ирина Вячеславовна

В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если у ребенка наблюдаются даже небольшие отклонения в речевом развитии, то все это ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе

        В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если у ребенка наблюдаются даже небольшие отклонения в речевом развитии, то все это ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

На что же надо обратить внимание в развитии речи дошкольника (будущего первоклассника):

1.Сформированность звуковой стороны речи.

        Ребенок к 6 годам должен четко и правильно выговаривать все звуки.

2.Полная сформированность фонематических процессов, т.е ребенок должен уметь слышать и различать фонемы родного языка, подбирать слова на заданный звук, владеть навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), уметь различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-да-та, и др.

3.Состояние грамматического строя .

Ребёнок должен уметь  пользоваться разными способами словоизменения и словообразования (например, стул-стульчик, сок из яблок яблочный и т.д.).Уметь образовывать и правильно использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, выделять звуковые и смысловые различия между словами (меховая-меховый); согласовывать имена существительные с именами прилагательными (красивый шарф. красивое платье), правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные, уметь употреблять простые и сложные предлоги.

4.Состояние слоговой структуры слова.

         Шестилетний ребенок должен уметь безошибочно произносить слова типа: аквариум, сковорода, температура.

5.Состояние словарного запаса

        Нужно обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи,  животные и их детеныши,  перелетные и зимующие птицы.

6.Состояние связной речи.

         Будущий школьник должен уметь отвечать на вопросы развернутой фразовой речью, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, из личного опыта.

7.Развитие мелкой моторики

        Взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития
известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей такие игры как « Ладушки», « Сорока кашу варила». Психологи доказали, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка.

        Рука должна быть готова к выполнению графических движений. Чем больше ребенок делает руками, тем он умнее и изобретательнее. На кончиках пальцев неиссякаемый источник творческой мысли, который питает « мозг» ребенка. Поэтому для того чтобы ребенок легко учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить, писать, а для этого нужно тренировать движения пальцев рук.

Для домашних занятий я могу порекомендовать следующие игры и занятия:

- собирание мозаики по возрастающей сложности;

- лепка из глины или пластилина;
- нанизывание бус, бисера;

- застегивание и расстегивание пуговиц различной величины;
- завязывание и развязывание шнурков;
- выкладывание узоров из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина;
- складывание фигурок, букв из счетных палочек или спичек;
- пальчиковые игры с речевым сопровождением:

Например: «Паучок».

У тропинки под рябиной,    

(показать руками тропинку)

Сеть раскинул паучок,        

(показать ладошки)

Нить прозрачной паутины

(указательный и большой пальцы сложить, ими провести линию)

Намотал на кулачок:

(правая рука в кулаке, а левая наматывает паутину)

Если муха прилетит,

(машет руками)

Паутина задрожит,

(ладошки дрожат)

И охотник из засады

(имитирует прицеливание из ружья)

За добычей побежит.

(пальчики «бегут» по столу).

- раскрашивание карандашами;

 », «пазлами».

9.Если ребенок читает:

         Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок должен понимать прочитанное.
             В основе обучения чтению –
не буква, а звук! Перед тем как показать ребенку новую букву, например Н, следует научить его слышать звук н в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – т.е. так, как звучит звук. Например : звук [н] . Мы произносим его отрывисто: Н!И букву Н необходимо называть так же: Н! Ни в коем случае не ЭН! Говоря ЭН, мы произносим два звука –[ э] и[ н] .

Ребенка нужно научить читать слогами (на начальном этапе). В  начале обучения он должен тянуть  первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА

10.Письмо печатными буквами.

Не должно быть  зеркально написанных букв.

Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, но фонематические процессы сформированы , как правило такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Если же у ребенка  нарушения произношения звуков сопровождаются с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи), то такие дети испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

        Поэтому родителям следует вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка , чтобы вовремя дать необходимую логопедическую помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...

Речевая готовность ребенка к школе.

Консультация для родителей...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья о речевой готовности ребенка к школе....

Речевая готовность ребенка к школе

Что такое речевая готовность ребенка к школе; на какие стороны речи ребенка родителям нужно обратить особое внимание и как помочь своему малышу....

Речевая готовность ребенка к школе

В даном учебном материале выделены и раскрыты основные критерии речевой готовности дошкольника к школьному обучению....

Речевая готовность ребенка к школе

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, вни...

Речевая готовность ребенка к школе

Очень часто, родители думают, если их малыш читает и считает до 100, то он готов к школе. Однозначно- заблуждение. Данная статья поможет разобраться, и правильно подготовить ребенка к школе....