Речевая готовность ребенка к школе
консультация на тему

Терехова Марина Юрьевна

Что такое речевая готовность ребенка к школе; на какие стороны речи ребенка родителям нужно обратить особое внимание и как помочь своему малышу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_gotovnost_k_shkole.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «Быть готовым к школе – не значит уметь читать писать,

                Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                                                               Л.А. Венгер

Скоро в школу…. Перед взрослыми, чьи дети собираются стать первоклассниками, встаёт вопрос: «Готов ли ребенок к обучению в школе?». Современная школа предъявляет к будущему первокласснику очень высокие требования. Можно понять родителей, обеспокоенных тем, как лучше подготовить ребенка к школе. Бесспорно, дети разные, и готовить к обучению их надо тоже по-разному, помня, что быть готовым к школе – не значит   уметь читать, считать,  много знать,  а  значит  быть готовым всему этому научиться. Родители должны хорошо понимать, что понятие готовности к школе не определяется только суммой различных знаний и умений, это более широкое понятие.  

Готовность к школе складывается из следующих показателей:

  • Физическая готовность (состояние здоровья, физическое развитие, координация движений в соответствии с возрастной нормой, готовность организма ребенка к учебным нагрузкам)
  • Психологическая готовность (интеллектуальная, эмоционально-волевая, мотивационная, социально-личностная готовность)
  • Специальная или педагогическая готовность (те знания и учебные навыки, которые ребенок освоил до школы)

Одним из важнейших показателей интеллектуальной готовности ребенка является правильная речь. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие. К моменту поступления ребенка в школу, родителям нужно обратить внимание на развитие речи дошкольника, т.к готовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.  Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка, как средства общения. Перечислим их.

  1. Звуковая сторона речи: у ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп (свистящие, шипящие, сонорные).
  2.  Фонематическое восприятие: умение слышать, различать все фонемы языка.
  3. Готовность к звукобуквенному  анализу и синтезу:
  • умение выделять начальный гласный звук;
  • анализировать  обратный  слог;
  • слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
  • называть все звуки по порядку в слове;
  • делить слово на слоги;
  • определять количество звуков и слогов в слове;
  • выделять ударный звук в слове;  и т.д.
  • знать и  употреблять в речи термины  «звук»,  «слог»,  «слово», «предложение», звуки  гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий;
  1. Словарь (к шестилетнему возрасту словарный запас нормально развивающегося ребенка составляет от 5000 до 7000 слов):
  • использовать  в речи  обобщающие  понятия: цветы, посуда, животные, птицы  и т.д.;
  • уметь  разными способами образовывать слова;
  • правильно употреблять слова уменьшительно-ласкательного значения;
  • выделять звуковые и смысловые различия между словами;
  • объяснять  значение  слова: например, сахарница — это посуда, в которой находится сахар;
  • понимать, использовать в речи, подбирать пары слов с противоположным значением: высокий — низкий, горячий — холодный  и другие;
  1. Грамматический строй речи
  • умение правильно строить простые предложения;
  • видеть связь слов в предложениях;
  • распространять однородными и второстепенными членами;
  • работать с деформированным предложением;
  • выделять слова в предложении (называть первое, второе и т. д. слово);
  • составлять предложения по опорным словам и картинкам и т. д.
  1. Связная речь:
  • умение пользоваться развёрнутой фразовой речью;
  • пересказывать   текст;
  • самостоятельно составлять рассказ.

Даже небольшие отклонения  в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведут к  серьёзным проблемам в учёбе, в усвоении программ общеобразовательной школы. Формирование фонетически чёткой,  грамматически правильной,  лексически богатой  речи -  одна из важнейших задач при  подготовке ребёнка к обучению в дошкольных учреждениях и семье. Сформированная речь позволяет ребёнку легко общаться с окружающими, понятнее выражать  свои мысли, желания, а в  школе качественная речь необходима при овладении грамотой, т.к. речевые дефекты - одна из причин  возникновения дисграфии и дислексии (нарушений чтения и письма).

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

  • Создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
  •  проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
  •  не ругать ребенка за неправильную речь;
  •  ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  •  не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  •  осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами;
  • больше общаться с ребёнком,  чаще читать

И еще несколько советов родителям:

  • Развивайте руки ребенка: давайте ребенку больше рисовать, раскрашивать. Упражнения: «Игра на «пианино», «эспандер», игра в мяч, перекатывание орехов, карандашей  между ладонями, лепка.
  • Развивайте внимание, память, речь через воображение. Упражнения: «Продолжи сказку, рассказ», «Придумай сказку, рассказ», и т.д. Заучивайте маленькие стихи о природе Фета, Тютчева, Кольцова. Развивайте воображение ребенка. Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение.
  • Приучайте ребенка к самообслуживанию.
  •  Корректно относитесь к ребенку: «А как ты думаешь?», «Как ты считаешь?», «Не пора ли тебе заниматься?» т.к. это приучает ребенка самостоятельно мыслить, развивает  логику.
  •  Будьте последовательны в своих требованиях.
  •  С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным. Запаситесь терпением!

Учитель-логопед Терехова М.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если ...

Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...

Речевая готовность ребенка к школе.

Консультация для родителей...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья о речевой готовности ребенка к школе....

Речевая готовность ребенка к школе

В даном учебном материале выделены и раскрыты основные критерии речевой готовности дошкольника к школьному обучению....

Речевая готовность ребенка к школе

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, вни...

Речевая готовность ребенка к школе

Очень часто, родители думают, если их малыш читает и считает до 100, то он готов к школе. Однозначно- заблуждение. Данная статья поможет разобраться, и правильно подготовить ребенка к школе....