Речевая готовность ребенка к школе.
консультация по теме

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребенка к школе.

Важно еще до поступления в первый класс устранить все речевые недостатки ребенка. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Основные критерии речевой готовности ребенка:

  • Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  • Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Родители могут сами в домашних условиях развивать речь своего ребенка, помочь своему чаду справиться с трудностями. Для этого нужно ежедневно выполнять упражнения для развития и укрепления мышц артикуляционного аппарата, упражнения для развития правильного дыхания. Также играть с ребенком в игры и выполнять упражнения для развития фонематического слуха, для развития грамматического строя речи. Попробовать самим устранить дефекты звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность.

Дыхательная гимнастика

Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.

Основные  параметры правильного ротового выдоха:

– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».

Игры и упражнения для развития фонематического слуха

Звуки речи – это особые сложные образования, присущие только человеку. Они вырабатываются у ребенка в течение нескольких лет после рождения. Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала – звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.   Если ребенок не научится этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.  При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке: фонемы в потоке речи изменчивы. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты.

Игры, которые  развитию фонематического слуха: игра «Будь внимателен!»,  «Поймай звук»,  «Поймай слово», «Исправь меня».

Игры и упражнения для развития грамматического строя речи

Грамматический строй языка ребенок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Игры,  которые  необходимо  использовать для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Посчитай-ка (от 1 до 5)»,  «Чего не стало?»,  «Измени предложение»,  «Назови ласково».

Работа со звуком.

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.

Проговорите речевой материал на этот звук.

Все необходимые материалы, упражнения и игры всегда можно найти на страницах интернета интернета.



Предварительный просмотр:

Оценка родителями работы учителя- логопеда.

Романова Ю.Ф.  учитель-логопед ,МБОУ СОШ № 109

Основной целью организации логопедической деятельности в школе является: своевременное выявление младших школьников с первичной речевой патологией.  Основные задачи  учителя-логопеда
предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников;
преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушение речи;
формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Основные направления работы учителя – логопеда.

1.      Общее  обследование речи  учащихся начальной школы. Углубленное обследование зачисленных учащихся на логопедические занятия. Определение структуры и степени выраженности имеющегося дефекта.

2.      Комплектование групп и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся).

3.      Планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций.

4.      Коррекция нарушений устной и письменной речи, посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений.

5.      Взаимосвязь и  взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

6.      Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов.

7.      Взаимодействие учителя-логопеда с дошкольными учреждениями

Контингент учащихся, имеющих нарушения речи:
Учащиеся с общим недоразвитием речи, обусловленным  им  нарушением чтения и письма.
Учащиеся с фонетико-фонематическим нарушением, обусловленное  им нарушение чтения и письма.
Учащиеся с фонетическим нарушением.

Логопед и родители- партнеры. Взаимодействие логопеда и родителей - необходимое условие полноценного речевого развития учащихся. Перед логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, отличаются лишь пути их реализации.   Успешность коррекционной работы учителя-логопеда во многом зависит от участия в коррекционно-педагогическом процессе родителей детей, имеющих речевые проблемы. Стремительный ритм жизни современной семьи, зачастую, не лучшим образом влияет на качество взаимосвязи участников коррекционного процесса. Родители часто отстраняются от работы по заданию логопеда, т.к. не владеют специальными знаниями, не располагают лишним свободным временем.    Учитель-логопед должен максимально привлекать родителей к сотрудничеству. Единство требований к ребенку в школьном учреждении и дома позволит ему быстрее справиться с речевыми проблемами.   Путем анкетирования родителей в начале учебного года мы получаем достаточно информации об уровне речевого развития ребенка. Анализ результатов позволяет выявить уровень компетенции родителей в вопросах речевого развития детей, установить обратную связь.   Также путем анкетирования родителей можно оценить работу логопеда. Данное анкетирование проводится с целью узнать   отношение к логопедической работе с детьми, мнение о работе логопеда. Это поможет нам в дальнейшем строить процесс обучения с учётом   замечаний, предложений и пожеланий.  Родителям было предложено 10 вопросов, касающихся коррекционно-образовательного процесса.  По результатам анкетирования составлены наглядные диаграммы (по 8 вопросам). Диаграммы позволяют наглядно представить отношение к логопедической работе с детьми, мнение о работе логопеда.

Анкета для родителей, дети которых посещали занятия на логопункте

Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком. Для нас важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка.

1. Довольны ли вы работой школьного логопеда?

а) да

б) нет

в) не совсем

2. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей?

а) да

б) нет

в) не знаю

3. Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка за прошедший учебный год?

а) да

б) нет

в) не знаю

4. Наблюдается ли динамика в речевом развитии вашего ребенка?

а) да

б) нет

в) не знаю

5. Нравится ли Вашему ребенку заниматься на логопункте?

а) да

б) нет

в) не знаю

6. Какие речевые недостатки у ребенка были в начале занятий? ( да, нет)

Звукопроизношение___

Лексика (словарный запас)___

Грамматический строй ( умение строить фразу)___

Письмо, чтение__

7. Совпали ли результаты коррекционной работы логопеда с ожидаемыми Вами результатами? ( да, нет)

Звукопроизношение___

Лексика (словарный запас)___

Грамматический строй ( умение строить фразу)___

Письмо, чтение__

8. Удовлетворены ли вы работой логопеда при проведении

Занятий (да, нет, затрудняюсь ответить)____________

Консультаций  ( да, нет, затрудняюсь ответить)___________________

Родительских собраний ( да, нет, затрудняюсь ответить)________________

9. Какие темы на Ваш взгляд требуют рассмотрения на групповых консультациях? Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов.

________________________________________________________________

10.Ваши замечания, предложения, пожелания

________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Анкетирование в конце учебного года показало, что родители довольны результатами работы логопеда, отмечают положительную динамику в речевом развитии ребенка, желание детей заниматься. Больше внимания стали обращать на проблемы детей в речевом развитии. Отмечено, что произношение стало чище, речь грамматически правильнее, обогащается словарный запас, уменьшается количество ошибок в письменных работах и при чтении. Следует отметить, что родители видят положительную динамику результатов логопедического воздействия.  Родители отметили  интересующие их темы для рассмотрения на групповых  консультациях: профилактика нарушений письма и чтения; план работы по исправлению нарушений речи; развитие связной речи в общении со взрослым; причина недостатков звукопроизношения; игры для развития речи; как разговаривать с ребенком, чтобы он услышал. Большинство родителей выразили удовлетворенность работой логопеда при проведении занятий, консультаций, родительских собраний. Данный вид оценки работы учителя- логопеда родителями в виде анкетирования поможет в коррекционно-образовательном процессе, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оценка родителями работы учителя-логопеда

Слайд 2

Логопедическая деятельность в школе Основной целью организации логопедической деятельности в школе является своевременное выявление младших школьников с первичной речевой патологией . Основные задачи учителя-логопеда: предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников; преодоление неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушение речи; формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фактически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью; развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы.

Слайд 3

Основные направления работы учителя – логопеда. 1. Общее обследование речи учащихся начальной школы. Углубленное обследование зачисленных учащихся на логопедические занятия. Определение структуры и степени выраженности имеющегося дефекта. 2. Комплектование групп и планирование занятий (деление учащихся на группы и подгруппы с учетом психофизического состояния и речевого дефекта обучающихся). 3. Планирование индивидуальных занятий по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановление нарушенных функций. 4. Коррекция нарушений устной и письменной речи, посредством систематических коррекционных занятий и отдельных упражнений. 5. Взаимосвязь и взаимодействие учителя-логопеда с родителями. 6. Взаимодействие учителя-логопеда с учителем начальных классов. 7. Взаимодействие учителя-логопеда с дошкольными учреждениями.

Слайд 4

Логопед и родители- партнеры. Взаимодействие логопеда и родителей - необходимое условие полноценного речевого развития учащихся. Перед логопедом и родителями стоят единые задачи развития речи учащихся, отличаются лишь пути их реализации. Успешность коррекционной работы учителя-логопеда во многом зависит от участия в коррекционно-педагогическом процессе родителей детей, имеющих речевые проблемы.

Слайд 5

Анкета для родителей, дети которых посещали занятия на лого пункте Уважаемые родители! Убедительно просим изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Анкетирование проводится с целью выяснения Вашего отношения к логопедической работе с ребенком. Для нас важно знать Ваше мнение о том, что Вы считаете наиболее значимым для своего ребенка. 1. Довольны ли вы работой школьного логопеда. а) да б) нет в) не совсем 2. Считаете ли Вы необходимой помощь логопеда в развитии детей? а) да б) нет в) не знаю 3. Заметили ли Вы изменения в развитии Вашего ребенка за прошедший учебный год? а) да б) нет

Слайд 6

4. Наблюдается ли динамика в речевом развитии вашего ребенка? а) да б) нет в) не знаю 5. Нравится ли Вашему ребенку заниматься на лого пункте ? а) да б) нет в) не знаю 6. Какие речевые недостатки у ребенка были в начале занятий? ( да, нет) Звукопроизношение___ Лексика (словарный запас)___ Грамматический строй ( умение строить фразу)___ Письмо, чтение__

Слайд 7

7. Совпали ли результаты коррекционной работы логопеда с ожидаемыми Вами результатами? ( да, нет) Звукопроизношение___ Лексика (словарный запас)___ Грамматический строй ( умение строить фразу)___ Письмо, чтение__ 8. Удовлетворены ли вы работой логопеда при проведении Занятий (да, нет, затрудняюсь ответить)____________ Консультаций ( да, нет, затрудняюсь ответить)___________________ Родительских собраний ( да, нет, затрудняюсь ответить)________________ 9. Какие темы на Ваш взгляд требуют рассмотрения на групповых консультациях? Напишите, пожалуйста, проблематику вопросов. ________________________________________________________________ 10.Ваши замечания, предложения, пожелания ________________________________________________________________ Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая готовность ребенка к школе

В 7 лет ребенок переходит в новый социальный статус: становится школьником. И когда мы говорим о готовности к школьному обучению ребенка, важно подчеркнуть именно уровень речевого развития, т.к. если ...

Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников

Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья о речевой готовности ребенка к школе....

Речевая готовность ребенка к школе

Что такое речевая готовность ребенка к школе; на какие стороны речи ребенка родителям нужно обратить особое внимание и как помочь своему малышу....

Речевая готовность ребенка к школе

В даном учебном материале выделены и раскрыты основные критерии речевой готовности дошкольника к школьному обучению....

Речевая готовность ребенка к школе

Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает в себя не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний об окружающем, уровень мышления, вни...

Речевая готовность ребенка к школе

Очень часто, родители думают, если их малыш читает и считает до 100, то он готов к школе. Однозначно- заблуждение. Данная статья поможет разобраться, и правильно подготовить ребенка к школе....