Речевая готовность детей к школьному обучению
учебно-методический материал

Головатюк Светлана Алексеевна

Методические рекомендации по определению степени готовности детей к школьному обучению и сформированности речевой сферы ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомндации15.03 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность детей к школьному обучению

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, — одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольном учреждении и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения.

1.Сформированность звуковой стороны речи.

Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением всех звуков.

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или двух звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Но для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Очень важно, чтобы речь ребенка хорошо понимали и сверстники и взрослые.  

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

          Школьники с несформированной звуковой стороной речи (нарушение произношения и фонематического восприятия), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие - свистящие; звонкие - глухие, твердые - мягкие, р - л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичных дефектов (дислексии - нарушения чтения и дисграфии - нарушения письма).

3. Готовность к звуко-буквенному и слоговому анализу и синтезу звукового состава слова: умение выделять заданный звук из состава слова, определять последовательность звуков и слогов в слове. Дети должны знать термины «звук», «слог», «слово», «предложение», гласный звук, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются навыки послогового чтения, умение работать со схемой слова, разрезной азбукой.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.  

Если  словарный запас ребенка ограничен, грамматическое оформление устных высказываний изобилует специфическими ошибками; самостоятельное высказывание отмечено бедностью и  смысловой незаконченностью, можно говорить, что ребенок не готов к школьному обучению в речевом плане. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму, правильному чтению, материалом устных предметов. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

         Таким образом, наличие у первоклассников даже небольших отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.  

Помощь родителей в подготовке детей к школьному обучению обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

 Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? 

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; в первую очередь, подавать речевой пример, следить за четкостью, темпом своей речи, правильным оформлением речевых высказываний;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- приучать ребенка к чтению, к желанию обсудить прочитанное, пересказать художественное произведение;

- поощрять позитивный настрой ребенка на занятиях с педагогами;

- как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей и развитию связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития социально-психологической готовности детей к школьному обучению

Создание благоприятного психологического климата и получение опыта взаимодействия детей в группе. Создание позитивных отношений между сверстниками и взрослыми в процессе общения. Повышение познаватель...

Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.

Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....

Готовность детей к школьному обучению и адаптация в школе.

Маленький человек идет в школу .Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге или заставят выживать...

Выступление на родительском собрании в 1 классе "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

В выступлении учителя-логопеда описаны основные показатели речи ребенка, готового к школьному обучению. Рассказано о нарушениях устной речи, выявленных при логопедическом обследовании. Показаны специф...

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

Готовность детей к школьному обучению.

Пригодится для выступления на родительском собрании дошколят....

Речевая готовность ребенка к школьному обучению

В буклете представлены параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению: сформированность звукопроизношения;готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;соответствие словарного запаса ...