Игры для развития фонематического восприятия
методическая разработка на тему

В данном материале представлена мини-картотека игр на развитие фонематического восприятия. Можно использовать как логопедам, так и воспитателям и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития фонематического восприятия

Машкина Наталья Викторовна, учитель-логопед МАОУ «Гимназия № 6» города Губкина Белгородской области

“Пишущая машинка”

Цели игры: развитие активного внимания и фонематического анализа.

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

 

“Будь внимателен!”

Цели игры: стимулировать слуховое внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы, развивать фонематический слух.

Дети шагают под “Марш” С. Прокофьева. Затем на слово, начинающееся на один из дифференцируемых звуков (например, при отработке темы “Дифференциация [3]-[Ж]”, при слове “Зайчики”), произнесенном ведущим, дети должны начать прыгать, на слово Жуки” — замереть на месте, “Зина” — прыжки, “Жираф” — замерли на месте, и т.д.

 

“Посчитай буквы и составь предложение”

Играют от 3 до 6 участников.

Цели игры: развитие навыков фонематического анализа, памяти, распределения внимания, умения работать с деформированным текстом.

Дети становятся в линеечку, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Логопед называет какой-либо звук; слово, в котором есть этот звук.

Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен заломить свое слово.

Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и се повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий.

Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих.

“Слушай хлопки и подбирай слоги”

Играют 2 человека или 2 небольшие команды.

Цели игры: развитие распределения внимания, фонематического слуха.

На наборное полотно помещаются буквы, обозначающие гласные звуки.

Инструкция:

“Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на 3, например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п.

Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на 3, например A3, УЗ, ИЗ и т.п.

Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на Ж, например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п.

А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на Ж, например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п.”

Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов.

“Повтори за мной”

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

 

“Слушай и повторяй!”

Цели игры: развитие фонематического слуха, умения регулировать и контролировать речевую деятельность.

Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА- и ЖА-.

Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА.

Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий — оценить правильность. Судьей выступает логопед.

При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие.

“Услышишь — стой!”

Цели игры: развитие слухового внимания, фонематического слуха, фонематического восприятия.

Назначается запретный звук (например, [С]). Дети становятся в линейку лицом к логопеду на расстоянии 7-9 шагов. Логопед громко называет слова. На каждое слово играющие должны сделать шаг вперед, за исключением того случая, когда в слове есть звук С в любой позиции. В этом случае необходимо пропустить шаг.

Проигрывают ученики, первые достигшие логопеда.

Ниже приводим коллекцию развивающих игр, которые оказались наиболее эффективными в совместной работе логопеда и педагога-психолога.

“Что слышно?”

Цель игры: развитие умения быстро сосредоточиваться. 1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.

2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

“Канон”

Цель игры: развитие волевого внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на вторую — второй и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под команду по очереди опускают руки вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития фонематического восприятия

Игры для развития фонематического восприятия....

Игры на развитие фонематического восприятия и развитие звукобуквенного анализа

Обучение  грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом  К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, про...

Игры на развитие фонематического восприятия

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите для ребёнка процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем — чтения и письма. Несложная система игр позволит вам...

Брошюра "Рекомендации для родителям. Игры на развитие фонематического восприятия"

Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет фо...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

В данном буклете представлены игры на развитие фонематического восприятия....

ИГРЫ на развитие фонематического восприятия .

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха...

«Игры для развития фонематического восприятия, речевого дыхания и обогащения словаря»

laquo;Игры для развития фонематического восприятия, речевого дыхания и обогащения словаря»...