Игры на развитие фонематического восприятия и развитие звукобуквенного анализа
картотека на тему

Спиркина Марина Григорьевна

Обучение  грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом  К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент сделал на введении  ребёнка в звуковую действительность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребёнком письменной речью является сформированность фонематических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

         Обучение  грамоте на русском языке осуществляется аналитико-синтетическим методом, основы которого были заложены отечественным педагогом  К. Д. Ушинским. Известный психолог Д.Б.Эльконин, продолжая традиции К. Д. Ушинского, усовершенствовал методику обучения грамоте, основной акцент сделал на введении  ребёнка в звуковую действительность языка. В связи с этим, главным условием успешного овладения ребёнком письменной речью является сформированность фонематических процессов.

            Несформированность фонематических процессов у детей приводит к трудностям реализации фонематического принципа правописания, что проявляется в специфических ошибках письма.

            Опыт работы показывает, что, несмотря на то, что большинству детей до поступления в школу оказывается логопедическая помощь, у них в процессе обучения в школе возникают проблемы в овладении письменной речью. Поэтому перед логопедом школы стоит задача, чтобы предупредить и корректировать нарушения фонемного распознавания у младших школьников.

            Предложенные игры, помогут предупредить нарушения письма.

 

Игры на развитие фонематического  восприятия  и развитие звукобуквенного анализа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

  1. «Угадай звук»

Ведущий произносит звук «про себя», чётко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук  и показывают букву. Угадавший букву первым становится ведущим и игра продолжается.

  1. «У кого хороший слух?»

Оборудование: предметные картинки.

Педагог, показывая картинку, называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии заданный звук.

  1. «Хлопни в ладоши, если услышишь звук…»

Ведущий называет ряд звуков. Нужно хлопнуть, когда услышишь заданный звук.  

  1.    «Сложи буквы»

Оборудование: у каждого ученика конверт с несколькими (3-5) элементами букв, вырезанными из картона.

Педагог предлагает достать из конверта элементы букв так, чтобы не осталось лишних элементов.

  1. «Разложи картинки по рядам»

Оборудование: предметные картинки.

Предлагается рассмотреть картинки, определить позицию заданного звука с слове и в соответствии с ней разложить в три ряда: в начале слова, в середине слова, в конце слова.

  1. «Каждому своё место»

Оборудование: предметные картинки и три карточки, разделённые на три квадрата, на первой карточке закрашен первый квадрат, на второй- второй, на третьей- третий.

Педагог предлагает рассортировать картинки, положив их под той или иной карточкой в зависимости от места заданного звука в слове (в начале, середине или конце).

  1. «Закрась квадратик»

Оборудование: картинки.

Вариант 1.Закрасьте квадратик, соответствующий месту звука в слове- названии картинки. (Синий- твёрдый согласный, зелёный- мягкий согласный, красный- гласный).

 Вариант 2. Написать соответствующую букву.

  1. «Определи на слух самое короткое слово»
  2.  «Определи на слух самое длинное слово»

Слова подбираются в соответствии с темой урока.

  1.  «Молчанка»

Оборудование: карточки с цифрами 1,2,3 у каждого ученика.

Педагог называет слово, а ученики  поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

  1.  «Исправь ошибки»

Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова.

  Куклу выронив из рук,                             Закричал охотник: «Ой!          

  Маша мчится к маме:                               Двери гонятся за мной!» (звери).

- Там ползет зеленый лук

 С длинными усами …(жук).

Эй, не стойте слишком близко.                Тает снег, течёт ручей                                                                                       

Я тигренок, а не миска (киска).               На ветвях полно врачей(грачей)

Ехал дядя без жилета,                              Сели в ложку и айда!

Заплатил он штраф за это (билета).      Покатили вдоль пруда (лодку).

Мама с бочками пошла                           На поляне весной

По дороге вдоль села (дочками).            Вырос зуб молодой (дуб)

На пожелтевшую траву                        На глазах у детворы

Роняет лев свою листву (лес).               Крысу красят маляры (крышу).

Я рубашку сшила шишке,                         Встало солнце, уходит прочь

Я сошью ему штанишки (мишке).           Тёмная длинная дочь (ночь).

Фруктов в корзине не счесть:                   В реке живёт мак,

Яблоки, груши, бараны есть (бананы).   Его не поймаю никак (рак).

Чтоб пообедать, взял Алешка                  На пароходе повар -док

В правую руку левую ножку (ложку).     Приготовил вкусный сок (кок)

Рогатый дол                                                Школьник кончил строчку

По дороге шел (вол).                                  И поставил бочку (точку).

Тащил мышонок в норку                          У печки с удочкой сижу

Огромную хлебную горку (корку).         От рыбы глаз я не свожу (речки).

Русская красавица                                    Усатый кит сидит на печке,    

Своей козою славится (косой).               Выбрав тёплое местечко (кот).

Под березами, где тень

Притаился старый день (пень).

  1.  Игра «Тихо - громко»

Мы катались по горам

Пели тут и пели там

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Ход игры: пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.

  1.  «Рассыпанные буквы»  (составление слов из букв разрезной азбуки)

Инструкция для ребёнка:

Составь из этих букв слово (взрослый  предварительно составляет из

предложенных букв слово или слова и только затем предлагает выполнить

задание ребёнку)

  1.  «Цепочка слов»

Инструкция: каждое новое слово должно  начинаться с той буквы, которая  была последней в слове:   март  -тарелка –автобус –сыр –рак –крем –...   .

  1.  «Регулировщики»

Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный или согласный, твёрдый или мягкий, глухой или звонкий.

  1.  «Цепочка  слов»

Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

Ход игры. Кладётся картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово и т.д. Количество играющих: один человек и более.

  1. «Собери цветок

Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

Ход игры. На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например «С». Рядом выкладываются « цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1-3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Звукобуквенный анализ

Схема для характеристики звука....

мастер-класс для воспитателей «Развитие навыка звукобуквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд №1Мастер-классдля воспитателей «Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста»Вводная часть:Звуковая сторона речи рано становится предметом внимания ребёнка. Он ...

Игры для развития навыков звукобуквенного анализа и обучения грамоте

Упражнения для профилактики дисграфии и дислексии...

Интерактивный тренажер по теме: «Звукобуквенный анализ»

Тестовый материал предназначен для проверки у учащихся усвоения знаний и умений на практике по теме "Звукобуквенный анализ"....

Разработка урока по теме "Звукобуквенный анализ слов. Гласные и согласные звуки. Слоговой анализ слов типа СУП, СОВА.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25342430","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]           [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...