Игры по развитию речи
методическая разработка по теме

Андреева Светлана Николаевна

Игры по развитию речи с мягкой игрушкой-плюшевым мишкой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Так как же организовать игру с плюшевым мишкой? Именно взрослый должен наглядно показать различные способы игры с мишкой и превратить его в настоящего друга для малыша, так как ребенку раннего возраста трудно этому научиться самостоятельно. Малыш, которому не показали, как можно играть с сюжетной игрушкой, перенесет на нее те элементарные предметные действия, которые он освоил, играя с погремушками. Скорее всего, он потрясет мишку, переложит его из одной руки в другую, бросит, потом вновь возьмет и т. д. Подобные манипуляции нельзя назвать полноценной игрой, это всего лишь игровые действия, которые осваивает малыш, ведомый исследовательским интересом. Чтобы ребенок начал воспринимать мишку как живое существо, необходимо максимальное участие взрослого. Нужно не только показать мишку ребенку, но и продемонстрировать возможные его действия:
мишка ест, спит, пьет из чашки, плачет... Ребенок должен понять, что мишку можно кормить, укладывать спать, утешать и т. д. Предлага
ю вашему вниманию некоторые варианты игр, которые помогут познакомить вашего малыша с этой замечательной игрушкой.

 ИГРА «ЗДРАВСТВУЙ, МИШКА!»

Покажите малышу мишку, предоставьте возможность его потрогать, погладить; покажите ребенку, где у мишки глазки, ротик, ушки, побуждая его внимательно рассмотреть игрушку.

Пусть мишка походит перед ним, порычит, потанцует, спрячется под платочек и вновь покажется, а потом упадет, протянет малышу лапы.
Показывая малышу действия с игрушкой, рассказывайте ему стишок:

Мишка милый,

Мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Весь из плюша мишка сшит,

Ватой пышною набит.

ИГРА «МИШКА СПРЯТАЛСЯ»

Спрячьте игрушку за спину,
сказав: «Ой! Нет мишки, спрятался».
Покажите ее из-за своего плеча,
воскликнув: «Вот, вот мишка!» Вновь продемонстрируйте,
как мишка «ходит», «падает», «дает лапку».
Посадите мишку недалеко от ребенка и прикройте его платочком, сказан: «Нет мишки, спрятался. Где мишка? Найди мишку!« Каждый раз прячьте игрушку на глазах малыша, но в разные места, побуждая его потянуться, чтобы найти игрушку.



ИГРА « МИША НА МАШИНЕ»

Вам понадобятся игрушечный грузовик и плюшевый мишка.
Привезите игрушечный грузовик и попросите малыша посадить мишку в машину и покатать его. Вначале помогите малышу, а потом побуждайте его подражать вам, сажая мишку в кузов. Катайте мишку вместе с малышом, приговаривая:
Мишка едет на машине, би-би!.

ИГРА  «МИШКА ИДЕТ»

Возьмите мишку за лапки и водите его, приговаривая:

Вперевалочку идет Косолапый мишка. Он принес в подарок мед И большую шишку.
Топ—топ—топ—топ,
Топ—топ—топ—топ,
Вот как мишка идет! Бах! Упал! Уроните мишку, а потом пожалейте его, продолжая:
Вот как мишка идет!
Топ-топ, топ-топ,
Топ-топ, топ-топ!
дайте мишку малышу, пусть он попробует выполнить первые сюжетные действия: водить, ронять, жалеть игрушку.



ИГРА  «МИШКА МИЛЫЙ»
Если ваш малыш до этого много раз играл с куклой, кошкой, мишкой, то эти игрушки ему уже знакомы.
Высыпьте из коробки на пол игрушки, среди которых будет находиться и знакомый малышу мишка. Расскажите малышу стишок и попросите среди
игрушек найти мишку. Если малыш не может найти игрушку, помогите ему, перебирая и рассматривая вместе с ним все игрушки.
Не забывайте спрашивать малыша: Это миша? Если вы взяли в руки другую игрушку, скажите,
покачав головой: Нет, не миша. Где миша?». Учите малыша самостоятельно находить одну знакомую игрушку на полу среди других предметов и игрушек.


ИГРА  «МИШКА С КУКЛОЙ» 
Сделайте из стульев ширму, накрыв их покрывалом. Приготовьте для игры куклу и мишку. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая ее стихотворением :
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три!
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
Передайте одну из игрушек малышу, попросив его вам помочь. Научите вначале малыша выполнять игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А уже потом разыграйте эту сцену за ширмой.
Самыми благодарными зрителями станут папа, бабушка и дедушка.




ИГРА «МИШКА КРУЖИТСЯ»
Возьмите двух мишек для себя и вашего ребенка. Крепко прижмите к себе мишку и кружитесь с ним. Попросите малыша покружиться, прижимая к себе мишку. Рассказывайте стишок, действуя в соответствии с его содержанием, и пусть малыш повторяет за вами действия:

Я кружусь, кружусь, кружусь, А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

ИГРА «АХ, ВЫ СЕНИ…»

Вам понадобятся два мишки. Напевайте веселую плясовую мелодию, приподнимая и опуская мишку: «Мишка пляшет! Вот как пляшет!.
дайте малышу мишку и предложите показать, как он пляшет. Выполняйте движение вместе.
Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.
(Русская
народная песня)




ИГРА «НАКОРМИМ МИШКУ»


Для этой игры понадобятся игрушечная посуда (ложка, тарелка, чашка) и мишка. Объясните, что мишка проголодался и нужно его накормить. Принесите посуду и вместе с ребенком накройте на стол. Не спеша кормите мишку игрушечной ложкой, одновременно причмокивая за мишку, разговаривайте с ним по поводу еды, поблагодарите за обед от его имени.
Предложите малышу повторить ваши действия, а сами продолжайте озвучивать мишку. А теперь сообщите, что мишка хочет пить. Подождите немного, вдруг ваш ребенок сам потянется за чашкой. А если ребенок не проявит инициативу, сами возьмите чашку и дайте мишке попить. Ребенок с интересом повторит ваши действия.

Медвежаток я взяла,
Посадила у стола:
Угощайтесь, медвежатки,
Ешьте мед хороший, сладкий!
А они себе сидят
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед, Но раскрыть не могут рот.




ИГРА «НАЙДИ МИШКУ»

Покажите малышу, что еще можно делать с мишкой: водить на прогулку, в гости, укладывать спать, причесывать, умывать, купать, лечить. По мере освоения малышом новых игровых действий сюжеты таких игр можно усложнять, постепенно включая в игру все новые и новые предметы.

ИГРА «МИШКА СПИТ»

для игры понадобятся кроватка или коробка, игрушечное постельное белье и мишка. Возьмите мишку и скажите, что он долго гулял, устал и хочет спать. Предложите малышу уложить игрушку в кроватку. Если ребенок затрудняется выполнить просьбу, возьмите мишку, покачайте его немного на руках, положите в кроватку, накройте одеялом и спойте колыбельную песенку:
Баю-баю, баю-бай, Спи, мой мишка, засыпай. Гулен ьки - гул ен ь ки, Сели к мишке в люленьку, Стали люленьку качать, Стали мишку величать.

 ИГРА «МИШКА НА КАРТИНКЕ»

Найдите картинку с изображением мишки (размером не менее 30х20 см). Покажите малышу игрушечного мишку, а затем спрячьте его. После этого обратите внимание малыша на картинку: Где мишка на картинке?) Выдержите паузу и, если малыш не пытается сам искать игрушку, поводите его пальчиком по картинке, указан на мишку.
Спрячьте картинку и вновь покажите игрушку, спросив: Где мишка? Эта игра поможет вам научить малыша соотносить игрушку и картинку с ее изображением.




ИГРА «МИШКА НА ПРОГУЛКЕ»

Сообщите малышу, что мишка хочет погулять. Возьмите мишку за лапки и поводите его по комнате, приговаривая: «Топ—топ—топ. Топ— топ—топ». Предложите малышу сделать и проговорить то же самое. С помощью комментариев (например, «Вот как ты хорошо водишь мишку, как мама«) помогите малышу осознать его роль  в данной игре- роль мамы или папы
и наделить ролью игрушку. Мишка будет малышом. Когда он устанет, посадите его в коляску и покатайте вместе с малышом по комнате, рас сказывая, что интересного встретилось им по пути.

Потом в контекст игры можно вводить сезонную одежду (шапочку и кофточку, сарафан и панамку). Также «на прогулк» мишке можно дать формочки, мячик, совочек и ведерко (вместо реальных игрушек можно использовать и предметы-заместители). Можно возить мишку на санках или в коляске. Предложите малышу одеть мишку на прогулку, собрать для него игрушки. В игре можно инсценировать различные ситуации, часто происходящие на площадке: мишка и кукла не могут поделить лопатку, не хотят вовремя уходить домой, отбирают игрушки друг у друг а. В такой игре могут использоваться две игрушки: пусть одна будет у малыша, а другая у вас; старайтесь озвучивать и свою игрушку, и игрушку ребенка.

Игру можно начинать с того, что мишка гулял, не слушаясь маму, ходил по лужам, промочил ноги и заболел. давай мишку лечить! Разденьте и уложите мишку в постель, повяжите на шею шарф, укройте потеплее одеялом. К больному мишке обязательно нужно вызвать врача. Помогите ребенку взять на себя роль врача и наделить ролью больного мишку. Позвоните по игрушечному телефону и попросите, чтобы доктор (ваш малыш) срочно приехал к больному. Покажите, как надо пользоваться градусником, как послушать мишку, посмотреть ему горлышко, положить холодный компресс на голову. Предложите ребенку приготовить для мишки теплый чай.
В следующий раз внесите в игру элементы новизны. Пусть больного мишку навестят его друзья: кукла, зайчонок, другие игрушки. Каждый из них будет приходить в гости, справляться о здоровье мишки, задавать доктору вопросы, приносить мишке подарки и гостинцы.
Если вашего малыша увлекла роль доктора, то тогда больными могут по очереди становиться кукла, у которой болит живот, зайка с больной лапкой, кошка с больным ушком и другие игрушки.
Можно приглашать игрушки в поликлинику, к доктору на профилактический осмотр, и тогда доктор будет задавать игрушкам вопросы, осматривать их горлышки, лапки, ушки и хвосты, каждого по очереди слушать фонендоскопом, измерять температуру и прописывать витамины.

А возможно, в игрушечной стране раз- разится эпидемия игрушечного гриппа.

Все будут кашлять и чихать. И тогда придется развернуть настоящий полевой госпиталь.

         Старайтесь направлять игру малыша таким образом, чтобы в ней отражались последовательность реальных событий его жизни, его пока еще не большой прошлый опыт, например, посещения поликлиники, пребывания в больнице или прихода доктора к вам на дом. Обязательно адресуйтесь в игре к этому опыту малыша: «Помнишь, как доктор прикладывал к тебе фонендоскоп, говоря «дыши — не дыши!», а теперь ты доктор, и нужно обязательно послушать, как мишка дышит.

Помните, ребенок еще не умеет планировать свою деятельность. Его действия сиюминутны, они диктуются обстоятельствами и теми предметами, которые попадаются малышу на глаза: взял ложку — начал кормить мишку, увидел машину—стал катать в ней мишку и другие игрушки. Поэтому обязательно перед началом игры договаривайтесь с ребенком о том, как вы будете играть. Если малыш примет ваше предложение, помогите ему придерживаться той последовательности действий, о которой вы договорились. Однако не надо жестко настаивать на том, чтобы ребенок обязательно следовал вашим указаниям.


ИГРА «БОЛЬШАЯ СТИРКА»

Принесите малышу коробку с одеждой для мишки и скажите, что вчера мишка гулял и испачкал свою одежду. Предложите малышу постирать, высушить и погладить вещи мишки. Завяжите ребенку фартук, предложите ему найти подходящий тазик, запастись кусочком мыла, взять кувшин и понарошку влить в него воду. Стирая вместе с малышом белье, приговаривайте:
Ай, сколько пены!
Забрызганы стены,
Тазик
пи щит,
Вода болтается,
Катюша пыхтит,
Табурет качается.
Красные лапки
Полощут тряпки,
Над водою мыльной
Выжимают сильно-пресильно — И в воду снова!
Готово!

,‚

 ИГРА «У МИШКИ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Объявите малышу, что у мишки сегодня день рождения. Напомните ему, что нужно приготовить мишке подарок (это может быть конфетка, бантик и т. п.). Говорите за мишку, как он рад подарку. На празднике танцуйте вместе с мишкой, напевайте песенки, веселитесь. А в конце праздника поблагодарите ребенка за чудесный день рождения. Затем усложните сюжет игры: можно наряжать мишку, позвать гостей. Каждый гость может прийти с подарком (обсудите это с ребенком). Заранее можно приготовить для гостей праздничное угощение, рассадить кукол, мишек, зайчиков за столом, обдумать, как все будут веселиться и что делать.

Играя с ребенком, старайтесь вводить в игру предметы-заместители, предлагайте малышу использовать вместо кусочков торта кубики или кирпичики из строительного набора, вместо пирожного — ватный диск с цветным ватным шариком сверху, вместо печенья — собранные на прогулке каштаны, вместо ножа и ложки — деревянные шпатели. Не забывайте включать в игру условные действия с отсутствующим предметом, ведь ваш малыш уже готов понять смысл действия взрослого, который протягивает кукле щепотку, объясняя, что это конфетка. Ребенок обязательно повторит подобные действия в игровой ситуации, когда игрушки-гости будут дарить подарки, а мишка- хозяин — угощать их конфетами. Но помните, что ваша помощь в подборе предметов-заместителей не должна быть навязчивой.
Предоставляйте ребенку возможность самому находить замещение недостающему
предмету и называть его. Не настаивайте, если малыш не принимает ваше предложение; может быть,
он воспользуется вашей подсказкой позже, а возможно, самостоятельно подберет нужный предмет-заместитель.



ИГ РА  «МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Устройте для ребенка магазин игрушек — для этого можно использовать стол или несколько стульев в виде длинного прилавка, а если у малыша есть игрушечный пластиковый домик, то прилавок можно сделать у окна домика. Заранее определите роли: пусть малыш будет продавцом, для этого сделайте ему бейдж, а вы с мишкой будете покупателями. Подберите для продажи» ассортимент небольших игрушек, а для мишки-покупателя найдите кошелек, где у него будут лежать деньги, и корзинку или сумку для покупок, Начните игру с вывешивания таблички с надписью «Открыто» и со стихотворения:

Вот открыл я магазин игрушек:

Ленты, куклы, маски, мишура.

Я заморских плюшевых зверушек

Завожу в витрине с раннего утра.

И с утра толпятся у окошка

Старички, старушки, детвора...

(В. Ходасевич)

От имени мишки придирчиво выбирайте игрушки, расспрашивайте продавца об их качествах (большие, маленькие, их цвет) и игровых возможностях, просите завести ключиком курочку или зайчика, показать, как катается и прыгает мяч, и т. д. Обязательно расплатитесь и, уходя из магазина, попрощайтесь с продавцом.

Расширяйте сюжет за счет прихода в магазин других покупателей. Вот вслед за мишкой в магазин приходит кукла, здоровается с продавцом и начинает выбирать мячик, а затем просит продавца показать, как можно завести юлу; потом приходит Пятачок, ему нужны воздушные шарики для подарка Ослику, а вслед за ними прилетает Сова, ей срочно нужны ленты и т. д. Привносите в сюжет элементы неожиданности и новизны: например, в магазин возвращается мишка, он плачет — у него сломалась игрушечная машина, которую он только что купил; у Пятачка улетел шарик, а Сова никак не может привязать ленту к колокольчику. Всем им нужны помощь, поддержка и сочувствие малыша. Заканчивать игру можно определенным ритуалом: малыш закрывает платком прилавок с игрушками, вешает табличку Закрыто, говоря: Магазин закрыт.

Через некоторое время, когда малыш хорошо освоит роль продавца, можно попытаться поменяться ролями. Тогда уже малыш станет покупателем и будет действовать от своего имени или от имени игрушек, а вы будете приветливым и учтивым продавцом.

Когда интерес к игре в магазин игрушек начнет угасать, откройте кондитерскую, в которой будут печь> пирожные, торты, пирожки, печенье и даже хлеб и тут же продавать все это покупателям.



ИГРА «САМОЛЕТ» 
Сделайте самолет с кабиной летчика и салоном для пассажиров из подручного материала: коробок, стульев или подушек. Распределите роли:
конечно же, ваш малыш захочет стать летчиком, Вы будете стюардессой, а пассажирами станут игрушки. Летчик будет осуществлять взлет, пилотирование и посадку самолета, стюардесса — разносить воду, интересоваться самочувствием пассажиров. Летчик сообщит пассажирам о месте их при- лета, температуре воздуха за бортом и наборе высоты самолетом. Сюжет игры обязательно соотносите с интересами и опытом самого ребенка. Возможно, первый полет ваш самолет совершит в Африку, где путешественники посмотрят на слона, льва или крокодила, а потом полетят на север в гости к белым медведям. Возможно, вы полетите в гости к бабушке или дедушке — все будет зависеть от вашего умения актуализировать прошлый опыт ребенка и умения привнести его в игровое пространство:
Самолеты загудели, На полянку тихо сели,
Самолеты полетели, да и снова полетели.

    Число сюжетов для игры ребенка практически безгранично. Важно дать ему почувствовать, что неожиданный поворот игры, новый персонаж способны до неузнаваемости изменить ее первоначальны вариант, придан ей неповторимую новизну. Так постепенно, исподволь вы будете демонстрировать ребенку безграничные возможности игры.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития речи.

Очень часто,  мы и не подозреваем -насколько важно играть с детьми, начиная с самого рождения.......

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

Игры для развития речи.

Данная презентация входит в состав творческого проекта "Артикуляционная гимнастика". Позволяет не только отрабатывать отдельные упражнения, но и в занимательной форме организовать игры на внимание и т...

Игры для развития речи 2.

Вторая часть речевых игр в составе творческого проекта "Артикуляционная гимнастика"....

Буклет для родителей "Игры по развитию речи"

Буклет составлен для родителей. В буклете собраны игры для обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи и связной речи....

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям

Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

 В коррекционной  работе использую различные  игры  для развития мелкой моторики. Ребятишки очень любят эти забавные игры. Пальчиковые игры способствуют развитию: мелкой моторики; речи (автоматизируя ...