Развитие памяти
методическая разработка на тему

КРЕМЛЕВА ИННА ВЛАДИМИРОВНА

В работе представлены рекомендации по развитию памяти обучающихся младших и средних классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pamyati.doc78.56 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Краткие сведения о памяти

Важную роль для ориентировки человека в жизни играет память. Формировать ее необходимо с раннего возраста.

В дошкольном возрасте наиболее развитой является непроиз вольная память. К началу систематического обучения дети уже запо минают стихи. Достаточно высокого уровня развития достигает ме ханическая память. Она является преобладающей и в самом начале школьного обучения. За счет многократных повторений дети запо минают необходимый материал. На это способны и дети с отставани ем в умственном развитии, однако в задачи школьного обучения входит и формирование осмысленной логической памяти, которая значитель но улучшается с помощью использования различных вспомогательных средств, приемов и способов запоминания и припоминания.

Для школьников с трудностями в обучении самостоятельное на хождение и использование приемов запоминания является сложным видом интеллектуальной деятельности. Поэтому в работе по разви тию памяти необходимо уделять внимание логической памяти и по казывать детям на примерах, какие приемы можно использовать для запоминания материала. К таким приемам относят: выделение смы словых опор (наглядных, словесных); смысловое соотнесение; состав ление плана; классификация; группировка; структурирование; схе матизация; установление аналогий и др.

При работе надо учитывать и те виды памяти, которые оказывают ся наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, двигательная).

Работу по формированию памяти целесообразно проводить на неучебном  материале в различных жизненных ситуациях.

 «Кратковременная»- воспроизведение следов непосредствен но после считывания.

Хорошая - сохраняется более 7 ед. информации, сред няя - от 2 до 7 ед., плохая - менее 2 ед.

«Долговременная»- отсроченное воспроизведение следов (пос ле переключения внимания), хорошая - сохраняется более 7 ед. инфор мации, средняя - от 2 до 7 ед., плохая - менее- 2 ед.

Описание заданий и рекомендации к работе 

Задание 1. «Что изменилось»  (Приложение №1.А,  1.Б, 1.В,  1.Г)

Вариант 1. Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют место положение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось.

Данный вариант игрового задания может проводиться с установ кой на запоминание и без такой установки.

Вариант 2. Ребенку поочередно предлагаются таблицы с изображени ем знакомых предметов (1.А, 1.Б) и фигур (1.В, 1.Г), которые следует запомнить, а затем определить, что изменилось в каждой паре таблиц.

Вариант 3. Ребенку рассказывается история о том, как девочка принесла из леса много разных грибов (или ягод, цветов, шишек, ли стьев деревьев) и решила нарисовать их. В процессе рассказа выстав ляют картинки с изображением этих предметов, которые затем уби рают. Ребенку дается лист чистой бумаги, карандаш и его просят по памяти нарисовать эти предметы.

Во всех вариантах данного задания развивается зрительная па мять, удержание словесного текста, формируются навыки изобрази тельной деятельности.

Задание 2. «Запомни слова по рисункам» (Приложение № 2.)

На таблице слева написаны слова, справа дано изображение предметов или деталей предметов, связанных с данными словами по

смыслу. Ребенку предлагают установить связи между словом и ри сунком, после чего левый столбик со словами закрывают и просят вспомнить слова по рисункам.

 Задание 3. Модификация методики А. Н. Леонтьева «Опосредованное  запоминание» (Приложение №3)

В зависимости от возраста детям предлагают разные по количеству на боры слов для запоминания и соответствующие по смыслу карточки.

Ребенок должен при назывании слова выбрать подходящую по смыслу карточку, которая позволит ему вспомнить слово (например, к слову «компот» выбирается карточка «груша» и т. п.).

При выполнении данного задания формируется способность ре бенка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучение использованию приемов запоминания, разви вается способность использовать эти приемы при воспроизведении.

Формируя память детей, необходимо помнить о том, что главная цель этой работы — осмысление ребенком запоминаемого материала. Поэтому рекомендуется чаще использовать приемы классификации слов или изображений предметов при запоминании; при заучивании и пересказе текстов учить выделять смысловые части, выбирать опорные слова, подбирать и использовать иллюстрации к тексту и т. п.

Задание 4. «Запомни и воспроизведи»

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Например, «4, 1, 8 ...»

«3, 2, 8, 5 ...»и т. д.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).

Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а мо гут быть подобраны произвольно.

Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Например, «6, 1,8» — ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».

«8, 3, 4, 6, 9» - «9, 6, 4, 3, 8».

Подобная работа может проводиться и со словами.

При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховая и кратковременная память, расширяется объем памяти, спо собность удерживать инструкцию в процессе деятельности.

Задание 5. «Вспомни и покажи»

Проводится в игровой форме. Детям предлагается воспроизве сти движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу; косолапого медведя; ползущую гусеницу; нахохленного пету ха и т. д.).

В этом задании развивается двигательная память, формируется воображение детей.

Задание 6. «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».

Эти и аналогичные задания направлены прежде всего на разви тие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подоб ную работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «поте ря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концен трацию и переключение внимания, навык самоконтроля.

_________________________________________________________________________

Методические рекомендации разработаны на основе учебного пособия Р.С. Немова для студентов высших пед. заведений «Психология», книга 3 «Психодиагностика» М.: ВЛАДОС, 2002.

                             

                                     

                           




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.

В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классе Развитие памяти

Занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 3 классеРазвитие памятиЦели: учить правильно выполнять задания по инструкции, воспринятой на слух; развивать речь, мышление, моторику, в...

Влияние символов – жестов на развитие памяти, мышления, воображения, внимания, мелкой моторики и творчества у детей с аномалиями в развитии.

Одним из важнейших приемов является символ-жест.Систему символов часто используют в математике, чтении, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить матер...