Главные вкладки

    «Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти».
    методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

    Шишова Ирина Анатольевна

    Урок по биологии в 8 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon презентация к уроку1.32 МБ
    Microsoft Office document icon pamyat.doc92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: «Память. Значения и виды памяти. Способы развития памяти» Составитель: Шишова Ирина Анатольевна учитель биологии МОУ СОШ№25 г.Россошь

    Слайд 2

    «Память – это преодоление отсутствия» П. Жане.

    Слайд 3

    Что представляет собой понятие «память» с биологической точки зрения? (работа с учебником)

    Слайд 5

    Какое значение имеет память в жизни человека?

    Слайд 6

    Выявление особенностей своей памяти: «слуховая или зрительная.»

    Слайд 7

    Виды памяти Словесно-логическая Образная Двигательная Оперирует со знаками, понятиями и словесными формулировками Зрительная Слуховая Осязательная Вкусовая Обонятельная (моторная) Помогает запоминать и воспроизводить движения и их системы: ходьба, танец, письмо, езда на велосипеде, профессиональные навыки) (имеет дело с образами явлений и объектов реальной действительности) Эмоциональная память – память о пережитых человеком чувствах. Активно формирует и поддерживает мотивы поступков или отказ от них. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности:

    Слайд 8

    ЗАПОМИНАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ Осуществляется без специальных волевых усилий, включен собственный интерес «хочу запомнить» МЕХАНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ Заучивание без осмысления, многократное повторение (практически недоступно для правополушарных») ОСМЫСЛЕННОЕ ЗАПОМИНАНИЕ Осуществляется при осмыслении учебного материала, при осмыслении связей между его частями, осознание всех терминов и понятий в контексте По характеру целей запоминания:

    Слайд 10

    Определение объема своей памяти при узнавании. Рис 1 Рис 2 Рис 3

    Слайд 13

    Правила обращения с памятью:

    Слайд 14

    Каковы причины нарушения памяти?

    Слайд 15

    Гигиена умственного труда.

    Слайд 16

    Выводы к уроку 1. Обучение возможно благодаря памяти. В отсутствии памяти люди не смогли бы приобретать даже простейшие навыки, не происходило бы накопление индивидуального опыта. 2. Чем больше каналов восприятия информации задействовано, тем лучше происходит запоминание. 3. Память можно и нужно тренировать. Это обеспечит достижение успеха в различных сферах деятельности.

    Слайд 17

    Рефлексия Вопросы для рефлексии. 1) Что нового о себе вы сегодня узнали? 2) Имеют ли ценность для вас полученные знания? 3) Как в дальнейшем будете распоряжаться полученной на уроке информацией?

    Слайд 18

    Домашнее задание Провести самодиагностику функциональной асимметрии полушарий мозга, изучить способы тренировки памяти.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное  учреждение средняя  общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россошь

    Методическая разработка урока по теме:

    «Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти».

     Составитель: Шишова Ирина Анатольевна, учитель биологии

    Россошь, 2012-13гг

    Цели: 

    • формирование представления о механизмах памяти, её видах и значении;
    • формирование мотивации саморазвития обучающихся.

    Оборудование:

    • мультимедиапроектор;
    • экран;
    • персональный компьютер;
    • памятки о правилах обращения с памятью;
    • электронный тест для самодиагностики функциональной асимметрии полушарий мозга.

    Этапы урока

    Ход урока

    Обоснование

    1. Проверка домашнего задания. Целевая установка на урок. (Терминологическая разминка по теме: «ВНД», (фронтальный опрос) работа учащегося у доски по заданию учителя)

    2. Актуализация знаний

    Беседа: Внимание вопрос!

    1. Каким ласковым словом вас называют родители, бабушка, дедушка?
    2. Видели ли вы радугу? Как она выглядит?
    3. Какие ассоциации возникают у вас с Днем рождения, Новым годом?
    4. Вспомните запах мандаринов, свежей хвои, шоколада. Что вы испытываете при этом?
    5. Что позволяет держать перед глазами представленные картинки, запахи, эмоции?
    6. Попробуйте сформулировать, что такое память? (слайд №1, 2)

    Позволяет ввести обучающихся в тему урока, активизировать класс, формирует познавательный интерес к теме урока.

    3. Изучение нового материала

    Работа с учебником стр.225
    Рассмотрение определения данного в учебнике: “Память – это комплекс процессов, протекающих в ЦНС и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта”.

    Позволяет обучающимся сравнить свои представления с научно обоснованным определением.

    Беседа (продолжение)
    7. Представьте, что вы лишены памяти и все, что происходит с вами, тут же забывается? Какие особенности нашей жизни без памяти можно отметить?
    8. Сделайте вывод о значении памяти.

    Вывод 1: Обучение возможно благодаря памяти. В отсутствии памяти люди не смогли бы приобретать даже простейшие навыки, не происходило бы накопление индивидуального опыта.

    Что представляет собой память с биологической точки зрения?

    Каковы физиологические основы памяти? (слайд №3)

    Каковы процессы проявления памяти? (слайд №4)

    Тестирование
    (Выявление особенностей своей памяти: “слуховая или зрительная?”)

    Тест 1. В течение 15 сек. обучающимся демонстрируется слайд с изображениями 12 предметов. После отведенного для запоминания времени обучающиеся записывают запомнившиеся предметы в тетрадь.

    Слайд №6 , см. Приложение

    F:\data\articles\58\5821\582154\img2.gif

    Тест 2. Учитель называет 12 слов, прослушав, обучающиеся записывают запомнившиеся слова в тетрадь.

    Слова для теста: школа, сирень, пони, очки, футбол, парта, гитара, тополь, театр, апельсин, вратарь, конфетти.

    Подсчитываются и сравниваются результаты 1 и 2 тестов. Если результат лучше в 1 тесте – преобладает зрительная память, если во 2 тесте – преобладает слуховая память.

    Преобладание одного из видов память не является преимуществом. Для лучшего запоминания важны все каналы восприятия информации: зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный, мышечный, эмоциональный. В связи с этим выделяют 3 вида памяти:

    Практическим путем дает возможность обучающимся выявить особенности своей памяти. Позволяет поддерживать познавательный интерес.

    Анализ схемы “Виды памяти”
    (
    схема демонстрируется на слайде №7 )

    Схема “Виды памяти”

    F:\data\articles\58\5821\582154\img4.gif

    Схема помогает сформировать представление о видах памяти, одновременно обобщить составляющие процессов запоминания. Схему легко усвоить.

     

    Вывод 2: Чем больше каналов восприятия информации задействовано, тем лучше происходит запоминание.

    Чтобы хорошо обучаться память необходимо тренировать. У одного человека “от природы” процессы в мозгу протекают с большей интенсивностью, обеспечивая быстрое и длительное запоминание, другому человеку достаются гены, способные поддерживать более узкий диапазон скоростей мозговых реакций. Но в реальности эти два человека могут демонстрировать одинаковую скорость и глубину запоминания, если первый человек не заботится о развитии памяти, а второй целенаправленно упражняет свою память.

    Для дальнейшего изучения памяти предлагается игра “Оперативная память”. 

    Инструкция: Учитель называет пять чисел. Задача обучающихся – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым и полученную сумму записать, второе число сложить с третьим, сумму записать, третье сложить с четвертым, их сумму записать, а четвертое сложить с пятым, снова записав сумму. Таким образом, у обучающихся должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений – 15 секунд. После этого учитель зачитывает следующий ряд чисел. Числа зачитываются только один раз.

    Числовые ряды:

    Ключ:

    А) 5, 2, 7, 1, 4
    Б) 3, 5, 4, 2, 5
    В) 7, 1, 4, 3, 2
    Г) 2, 6, 2, 5, 3
    Д) 4, 3, 6, 1, 7

    Е) 4, 2, 3, 1, 5
    Ж) 3, 1, 5, 2, 6
    З) 2, 3, 6, 1, 4
    И) 5, 2, 6, 3, 2
    К) 3, 1, 5, 2, 7

    А) 7, 9, 8, 5
    Б) 8, 9, 6, 7
    В) 8, 5, 7, 5
    Г) 8, 8, 7, 8
    Д) 7, 9, 7, 8

    Е) 6, 5, 4, 6
    Ж) 4, 6, 7, 8
    З) 5, 9, 7, 5
    И) 7, 8, 9, 5
    К) 4, 6, 7, 9

    После каждого числа считается до 3 и называется следующее.

    Обработка данных: подсчитывается число правильно найденных сумм. Максимальное их число – 40. Норма взрослого человека – от 30 и выше.

    Данная игра показывает насколько каждому необходимо тренировать свою память. Это можно сделать, используя разные методики, специальные упражнения – мнемотехники.

    Игра показывает насколько каждому необходимо тренировать свою память

    Демонстрация приемов рационального запоминания

    Работа в парах активизирует познавательную деятельность, затруднения одного ликвидируются помощью другого. Формируются навыки публичного выступления.

    На каждую парту раздается карточка с описанием способа запоминания (способы запоминания можно использовать из пособия для обучающихся “В помощь нашей памяти” - приложение 1).

    Задание: В течение 3 минут изучается способ запоминания и готовится публичная демонстрация данного способа запоминания.

    В зависимости от резервного запаса времени на уроке нескольким парам обучающихся предоставляется возможность продемонстрировать изученный способ запоминания. Часть выступлений можно перенести на начало следующего урока.

    Вывод 3: Память можно и нужно тренировать. Это обеспечит достижение успеха в различных сферах деятельности.

    Каждому обучающемуся раздаются брошюры с приемами тренировки памяти (приложение 1). Обучающиеся получают возможность ознакомиться с ними дома. Занимаясь ежедневно, уже к концу года можно значительно улучшить свою память и повысить результативность обучения, а значит, чаще добиваться успеха.

     

    Для эффективного обучения рациональному запоминанию необходимо знать о себе такую характеристику, как доминирование полушарий мозга. Для “левополушарников” комфортнее будет запоминать через многократное повторение, а “правополушарникам” доступнее запоминание на долгое время только через понимание. Доминирование полушарий не является недостатком или достоинством само по себе. Но развитие полушарий, тренировка памяти может проходить эффективнее, если человек осознает, есть ли между полушариями доминирование, насколько оно выражено.

    Самодиагностика формирует самостоятельность, в качестве домашнего задания позволяет выполнить работу в индивидуальном темпе.

    Провести самодиагностику и выяснить какое полушарие доминирует, обучающиеся смогут, выполнив дома либо в компьютерном классе электронный тест. (Приложение 2)

    Анализ схемы “Виды запоминания”
    (
    схема демонстрируется на слайде №8)

    F:\data\articles\58\5821\582154\img1.gif

    Многие профессии требовательны к хорошему развитию конкретного вида или типа памяти у человека.

    Определение объема памяти при узнавании и воспроизведении (слайд №10)

    Физкультминутка(слайд №11)

    Факты, факты, факты…(слайд №12). Сообщение учащегося.

    Правила обращения с памятью. (слайд 13)

    Причины нарушения памяти. Сообщение учащегося. (слайд 14)

    Гигиена умственного труда. Сообщение учащегося. (слайд 15)

     

    Работа в парах

    Обобщение

    Связь изучаемого материала с индивидуальными особенностями каждого обучающегося.

    1. Проверим вашу память. Кто, не заглядывая в учебник, вспомнит, что такое память. 2. Какими особенностями памяти отличаются люди друг от друга?

    Выводы по уроку: (слайд 16)

    1. Обучение возможно благодаря памяти. В отсутствии памяти люди не смогли бы приобретать даже простейшие навыки, не происходило бы накопление индивидуального опыта.

    2. Чем больше каналов восприятия информации задействовано, тем лучше происходит запоминание.

    3. Память можно и нужно тренировать. Это обеспечит достижение успеха в различных сферах деятельности.

     

    4. Рефлексия

    Вопросы для рефлексии. (слайд 17)

    1) Что нового о себе вы сегодня узнали?
    2) Имеют ли ценность для вас полученные знания?
    3) Как в дальнейшем будете распоряжаться полученной на уроке информацией?

    Способствует осмыслению изученного материала, нацеливает на перспективу применения полученных знаний

    5. Домашнее задание

    Провести самодиагностику функциональной асимметрии полушарий мозга, изучить способы тренировки памяти. Каждый обучающийся получает распечатку теста с заданием.

    Тетрадь стр.56 учебник стр225-227  (слайд 18)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Память, виды и методы тренировки памяти

    Доклад для изучения развития памяти...

    Память: понятие, процессы, виды.Гигиена памяти. Л.А.Соколова.

    Память: понятие, процессы, виды.Гигиена памяти.   Тренировка памяти ....

    мандала - способ развития памяти

    в Тибете мандала достигла своего полного развития и как форма искусства, и как ритуал медитации....

    Методическая разработка по теме "Способы развития памяти"

    В методической разработке описано 4 метода развития памяти с дидактическим приложением.1 метод - группировка;2 метод - структурирование;3 метод - ассоциации;4 метод -  последовательных ассоциаций...

    Конспект урока по информатике на тему " Память.Виды памяти"

    Цели: Образовательная:   объяснить учащимся что такое память и что к ней относится.Развивающая:  способствовать развитию внимания, логического мышления.Воспитательная: во...

    Презентация "Виды работ по развитию памяти, внимания и логического мышления с детьми с особыми образовательными потребностями"

    Представлена презентация по развитию психических процессов у детей с особыми образовательными потребностями...