Главные вкладки

    Память: понятие, процессы, виды.Гигиена памяти. Л.А.Соколова.
    статья по психологии по теме

    Соколова Лариса Анатольевна. Пермь.

    Память: понятие, процессы, виды.Гигиена памяти.
       Тренировка памяти .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pamyat.odt32.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Память: понятие, процессы, виды.Гигиена памяти.

                                                                                                                                       Л.А.Соколова.

                Память: понятие, процессы, виды

    Велика она, эта сила памяти, Господи, слишком велика! Это святилище величины беспредельной…что-то внушающее ужас есть в многообразии ее бесчисленных глубин. И это моя душа, это я сам…

    Августин Аврелий

    Память можно определить как психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.

     

    Память характеризуется следующими параметрами:

    - объем памяти – показатель количества запоминаемой информации;

    - точность воспроизведения – отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию;

    - быстрота воспроизведения – характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию;

    - длительность памяти – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию

    Существует несколько оснований для классификации форм и видов памяти: [10, с. 138]

     

     

     

     

     

    1.по времени сохранения материала:

    - кратковременная - память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим промежутком времени;

    - долговременная – память, рассчитанная на длительный срок хранения информации, как правило, заранее не определенный;

    - оперативная – память, занимающая промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

    2.по преобладающему в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору:

    - двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение разнообразных движений;

    - зрительная – способность в течение длительного времени «видеть» отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет;

    - слуховая – хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных;

    - словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. д. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала;

    - эмоциональная – память на бывшие когда-то переживания, она участвует в работе всех видов памяти.

    3.по характеру целей деятельности:

    - непроизвольная – запоминание и воспроизведение, которые осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания;

    - произвольная – в этом случае присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, а сам процесс требует волевого усилия.

    Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большинство людей обладают смешанными типами – слухо-моторным, зрительно=двигательным, зрительно-слуховым.

     

     

     Тип памяти зависит и  от природных особенностей НС  и от воспитания.У взрослых людей тип памяти упражняется в зависимости и от темперамента , и от характера их профессионального типа. Если такие особенности памяти, как быстрота запоминания и воспроизведения, прочность сохранения, точность воспроизведения, объем памяти и готовность ее в своем сочетании отчетливо выражены у какого-либо человека, типичны для него, то это тоже характеризует тип его памяти («быстро запоминает, плохо хранит», «медленно запоминает, быстро теряет» и т.д.). Учитель, активизируя на уроке деятельность разнообразных анализаторов учащихся, тем самым воспитывает смешанный тип памяти у детей

     

     У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти. Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу, что-либо запомнить. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. [9, с.277]

     

    Забывание

    Как уже отмечалось, нельзя говорить о памяти, не касаясь при этом забывания и его причин. Забывание может быть связано с различными факторами.

     К ним относится, например:

    - возраст, в котором запоминается то или иное событие,

    - неиспользование усвоенного материала ,

    - характер этого материала.

    - интерференция, когда сохранению в памяти какой-то информации мешают предшествующие или последующие события.

     

     Забывание может быть связано и с некоторыми бессознательными мотивациями.

     

     Наконец, целые «блоки памяти» стираются порой в результате дегенеративных процессов в нервной системе или мозговых травм, приводящих к утрате функции некоторых тканей.

     

    Хотя часто люди жалуются на плохую память, как правило, дело не в ней, а в низком уровне внимания. Внимание трудно концентрировать, если вокруг много посторонних раздражителей, например, шум, включены ТВ, радио и т.д. Трудно сосредоточить также внимание, если человек утомлен, болен, находится в состоянии повышенного нервно-психического напряжения, с другой стороны, целенаправленно тренируя и управляя вниманием, можно улучшить свою память.

    тренировка памяти - гигиена памяти:

    а) при утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, курение, алкоголь), ведь с их помощью, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимет утомления и переутомления; длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;

    б) при интенсивном занятии умственного характера (чтение, письмо, составление документов, подготовка к важным оперативным мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки; не более чем через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут; очень полезны физкультпаузы; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон;

    в) существенное значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым активным умственным трудом, рекомендуется ритмичное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара;

    г) благотворное влияние на развитие всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти, имеют хорошие, человеческие взаимоотношения в семье и на службе.

    Тем, кому не помогают приведенные выше упражнения, и кто от этого страдает, может помочь мнемоника; с помощью ее приемов можно запоминать отдельные слова и смысловые единицы, цифровые материалы, имена и фамилии.

    Мнемотехника состоит из специальных приёмов и способов, которые облегчают запоминание нужной информации. Использование приёмов мнемотехники, способствует увеличению объёма памяти. Всё это достигается путём образования ассоциаций. Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству людей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием(с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствует память, она только облегчает запоминание. Многие простые приемы мнемотехники мы знаем ещё со школы.

    Приемы мнемотехники для запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Существует несколько поговорок мнемотехники:

    Каждый охотник желает знать, где сидит фазан

    Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь

    Каждый оформитель желает знать, где скачать фотошоп

    Приемы мнемотехники для запоминания правил русского языка :

    Мнемотехника для запоминания наречий без ь : Уж замуж невтерпеж

    Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц : Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц»

    Мнемотехника для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё : У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку

    Мнемотехника для запоминания употребления «одевать» и «надевать» : надеваю одежду, одеваю — Надежду

    Мнемотехника для запоминания употребления корней гар-гор, твар-твор и клан-клон : Горению творца поклоняйся

    Мнемотехника для запоминания слов, у которых приставки пишутся слитно : автомотовелофототелерадиомонтер

    Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно - В этой фразе собраны 5 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».

    Приемы мнемотехники для запоминания порядка планет солнечной системы: 1-Меркурий, 2-Венера, 3-Земля, 4-Марс, 5-Юпитер, 6-Сатурн, 7-Уран, 8-Нептун, 9-Плутон

    Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли

    Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт

    Меркурий — раз, Венера — два-с, Три — Земля, четыре — Марс, Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, Семь — Уран, восьмой — Нептун

    Шерлок Холмс - известный интеллектуал - любил говорить: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела».

    2.2 Направления мнемотехники

    В настоящее время можно выделить несколько направлений мнемотехники. В книгах по тренировке памяти обычно смешиваются различные, часто несовместимые направления мнемотехники. В результате получается своеобразный салат из приемов запоминания, в котором неосведомленному читателю трудно увидеть какую-либо систему

    Другим недостатком книг по тренировке памяти является полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов запоминания. Без теории трудно создать эффективную мнемоническую систему.

    Также следует скептически относиться к заявлениям авторов о том, что именно они изобрели метод Цицерона и вообще придумали мнемотехнику. Мнемотехника настолько распространена, что многие не замечают ее, потому что она слишком глобальна, пронизывают всю нашу жизнь. Вспомните басню Крылова: «…слона то я и не заметил».

    Я выделяю шесть направлений мнемотехники:

    - народная мнемотехника;

    - классическая мнемотехника;

    - педагогическая мнемотехника;

    - цирковая (эстрадная) мнемотехника;

    - спортивная мнемотехника;

    - современная мнемотехника.

    Рассмотрим вкратце каждое из этих направлений.

    1) Народная мнемотехника

    К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Каждый человек в течение жизни вырабатывает для себя свою собственную систему запоминания. Мнемотехника существует очень давно, и многие методы и приемы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон.

    Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо клюкнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит - это то же мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам - буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) - это также мнемонический метод.

    Мозг человека не умеет запоминать числовые сведения, поэтому каждый человек придумывает свои собственные приемы для запоминания телефонных номеров. Как правило, эти приемы у всех примерно одинаковые. Широко распространен прием кодирования по созвучию, используемый для запоминания новых терминов или иностранных слов. Часто неосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.

    Количество приемов народной мнемотехники ограничено, их можно пересчитать по пальцам. И эти приемы у всех примерно одинаковые. Это, по-видимому, связано с тем, что прямо или косвенно нас обучают этим приемам родители, в детском садике, школе. Используемые приемы, как правило, не осознаются; их эффективность крайне низкая, они не имеют научного обоснования и не представляют собою какой-либо системы запоминания. Но они помогают запоминать. Ведь каждый человек помнит какое-то количество исторических дат, имен, адресов, телефонных номеров. Все эти сведения запоминаются нами благодаря приемам так называемой народной (широко распространенной) мнемотехники.

    2) Классическая мнемотехника

    Классическая мнемотехника - это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике - системе внутреннего письма. Однако письменных документов, подтверждающих это у нас нет. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается в истории мнемотехники датой возникновения классической мнемоники.

    Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен. Механизмы памяти интуитивно понимались правильно, однако объяснить принципы работы памяти в то время не было возможности - слишком низок был уровень знаний об окружающем мире.

    Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона - выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве "вешалок" для запоминаемых сведений. До сих пор остаются актуальными и некоторые другие положения, сформулированные Цицероном. Так, классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.

    Классическая мнемотехника в свое время также разделилась на два направления. Одни (Цицерон) в совершенстве владели техникой запоминания с помощью образных кодов. Другие представители мнемотехники (Квинтилиан) не рекомендовали использовать образные коды для запоминания. Как отмечают историки мнемотехники, люди, которые отказывались от методов классической мнемотехники, как правило, имели какие-то проблемы с визуальным мышлением. Они не могли ярко представлять зрительные образы и манипулировать ими в своем воображении. В связи с физиологическими ограничениями методы классической мнемотехники были недоступны таким людям, и они были вынуждены разрабатывать свои альтернативные системы запоминания, которые меньше зависели от визуального мышления. Уже в работах Квинтилиана мы можем увидеть первые ростки педагогической мнемотехники, мнемотехники для людей не способных к  эффективному  визуальному мышлению. Однако полностью педагогическая мнемотехника сформировалась лишь в 16 веке.

    3) Педагогическая мнемотехника

    Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это многократное чтение текста; многократное повторение вслух (откровенная зубрежка); переписывание изучаемого материала из книги в тетрадь (составление конспектов); перерисовка иллюстраций из учебников. Это организация учебного процесса в виде игры. Это создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... И многие другие, знакомые нам со школы методы.

    В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования. У классической и педагогической мнемотехник есть свои плюсы и свои минусы. Классическая мнемотехника без сомнения на порядок эффективнее педагогической. Однако методы педагогической мнемотехники на порядок проще и понятнее, и доступны большему количеству людей. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

    4) Цирковая (эстрадная) мнемотехника

    Цирковая мнемотехника использует принципы классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении... Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике - не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники. Хотя, конечно же, исполнители бывают разной квалификации.

    При выступлении цирковых мнемонистов их способность запоминать часто вообще не афишируется, а наоборот держится в секрете. Потому что вся иллюзия телепатии, поиска предметов основывается на хорошо тренированной памяти.

    Не следует забывать и тот факт, что цирковые исполнители - прежде всего артисты цирка. А обман в цирке (то есть фокусы) считается нормой. Поэтому не следует удивляться, когда вы узнаете, что у исполнителя есть несколько десятков ассистентов в зале.

    5) Спортивная мнемотехника

    С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, вы можете встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже, начиная с 1997 года.

    Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.

    Самой способностью запоминать на таких соревнованиях никого не удивишь. Чтобы попасть на соревнования, нужно пройти отборочный тур, на котором необходимо продемонстрировать наличие навыка запоминания. Ведь человеку, не умеющему запоминать, нечего делать на соревновании.

    Рекорды, устанавливаемые рекордсменами, поражают воображение. Особенно, если человек не знаком с принципами запоминания в мнемотехнике. Но даже у обученного запоминанию человека рекордсмены вызывают чувство глубокого уважения. Когда сам умеешь запоминать, то понимаешь, каких трудов стоят все эти рекорды.

    Самым трудным видом соревнований считается запоминание произносимых чисел. Когда мнемонист не имеет возможности повторно увидеть или услышать уже запомненное им число. То есть запоминание с однократного восприятия.

    В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое - это скорость запоминания информации. Второй показатель - это объем запоминаемых за один раз сведений.

    6) Современная мнемотехника

    К современной мнемотехнике относится представленная на сайте система "Джордано". Но есть и другие системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг, а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные  приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Есть специализированные системы, направленные только на изучение иностранных языков. Существуют методики заучивания сложных двигательных навыков.

    Система "Джордано" приспособлена к запоминанию ТОЧНОЙ информации. Такой информации, которую нельзя запоминать приблизительно и которую, как правило, никто даже и не пытается запоминать. Система "Джордано" позволяет запоминать незапоминаемую информацию.

    Современная мнемотехника отошла от набившего оскомину Симонида и "не желает знать где сидят фазаны". Современной мнемотехнике больше по вкусу результаты нейрофизиологических исследований и точные методы проверки эффективности тех или иных приемов запоминания.

    Ниже приводится перечень основных положений системы "Джордано", которые отличают ее от других систем запоминания. При использовании этих понятий другими авторами ссылки на сайт Mnemonikon и систему запоминания "Джордано" - обязательны.

    1. Вводится понятие "электрическая память" - процесс фиксации мозгом связи между одновременно работающими нервными клетками.

    2. Обозначена основная мыслительная операция, ведущая к запоминанию - операция "Соединение образов".

    3. Вводится понятие "Смысл запоминания" - последовательное соединение элементов одного информационного сообщения.

    4. Вводится понятие "Точная информация" - информация, элементы которой при восприятии не вызывают зрительных образов в воображении.

    5. Основной способ запоминания в системе "Джордано" - образование ассоциации, состоящей из основы и элементов. Этот способ запоминания является единственно правильным и вытекает из понятия "Смысл запоминания" и схемы образования электрической связи. В литературе о мнемотехнике ранее не описывался.

    6. Вводится понятие "Фиксированные образные коды" - образы-заменители часто повторяющихся элементов информации, которые должны быть уникальны и неизменяемы.

    7. Вводится понятие "Система внутренней стимуляции мозга" - система заранее заученных неизменяемых образов, которые с нейрофизиологической точки зрения являются фильтрами пространственных частот. К ним привязываются созданные ассоциации. С их помощью осуществляется сканирование мозга и считывание из него ранее образованных комбинаций образов.

    8. Используются многоуровневые системы опорных образов, которые строятся из комбинаций десяти основных приемов запоминания последовательности.

    9. Вводится запрет на соединение вместе любых образных кодов. Также образные коды запрещается использовать в качестве опорных образов.

    10. Вводится понятие "навык запоминания" и разработан компьютерный тест для проверки сформированного навыка запоминания. Введены нормативы для обучающихся технике запоминания по системе "Джордано".

    11. Введено понятие "фонетические образные коды", которые используются для быстрого запоминания иностранных слов.

    12. Под логической связью понимается любая связь, создаваемая в воображении между зрительными образами.

    13. Под "пониманием" имеется ввиду представление в воображении пространственно организованных зрительных образов.

    14. Введены понятия "каналы воссоздающего воображения", "канал пространственных операторов", дается схема работы воссоздающего воображения.

    15. Четко определены четыре основных этапа запоминания: кодирование элементов информации в образы, запоминание (соединение образов), фиксация последовательности ассоциаций (непосредственно между собою или с помощью систем опорных образов), закрепление связей в мозге (три способа мысленного повторения).

    Можно и дальше перечислять новшества, которые внесла в мнемотехнику система "Джордано". Но и вышеперечисленного вполне достаточно для того, чтобы понять, что перед вами совершенно новая мнемотехника, не только не похожая на привычные системы запоминания, но и противоречащая им на каждом шагу.

    2.3 Приёмы кодирования

    1) Буквенно-цифровой код (БЦК)

    Буквенно-цифровой код применяется в мнемотехнике для преобразования двузначных и трехзначных чисел в слова.

    Каждой цифре от 0 до 9 соответствуют две согласные буквы русского алфавита.

    0 - НМ    1 - ГЖ    2 - ДТ    3 - КХ    4 - ЧЩ  

    5 - ПБ    6 - ШЛ    7 - СЗ    8 - ВФ    9 - РЦ

    Число 25 кодируется следующим образом: 25 - ДТ ПБ.

    Число 390 кодируется следующим сочетанием букв: КХ РЦ НМ.

    Так как одной цифре соответствует две согласные буквы, то возможно 4 комбинации букв при кодировании двузначного числа и 8 сочетаний букв при кодировании трехзначного числа:

    25 = ДП = ТП = ДБ = ТБ

    350 = КПН = ХПН = КБН = КПМ = ХБМ = КБМ = ХПМ = ХБН

    По согласным буквам подбираются слова, обозначающие зрительные образы, удобные для запоминания. Например: 35 = КБ = КуБ.

     

    2) Представление слова образом

    Когда вы воспринимаете слова, они автоматически вызывают в вашем воображении зрительные образы, в соответствии с ранее установленными взаимосвязями. Например, вы понимаете слова "собака", "ворона", "спичка" именно потому, что при их восприятии в воображении рефлекторно возникают соответствующие картинки.

    Обычно образы возникают в воображении очень слабые, настолько слабые, что многие люди даже не осознают того факта, что понимание слова осуществляется именно благодаря зрительным образам. Таким людям кажется, что они понимают слова без зрительных образов.

    Вы можете легко убедиться, что если связь слова с образом ранее установлена не была, то вы не сможете понять значение слова. Сравните: хито, акаи, утау, мисэ. Или: человек, красный, петь, магазин. Эти слова обозначают одни и те же зрительные образы. Возникающий в воображении образ - это и есть ЗНАЧЕНИЕ (СМЫСЛ) СЛОВА. Образ-значение является общим основанием для любых языков. Люди говорят на разных языках, но мыслят одинаковыми зрительными образами.

    Обычного представления образов недостаточно для качественного запоминания. Образы, стихийно возникающие в воображении, следует специально усиливать и приводить к виду, удобному для запоминания. Образы не должны быть слишком простыми или слишком сложными (сюжетные картинки). Образы должны быть крупными, объемными, цветными и детальными.

    Хорошим примером того, какими следует представлять зрительные образы, могут служить образы, создаваемые на программах трехмерной графики (3D Studio MAX). На этих же программах очень хорошо тренировать визуальное мышление.

    3) Подбор слова по согласным буквам

    После того как двузначное или трехзначное число преобразовано в сочетание согласных букв, из нескольких вариантов (для двузначных чисел - 4 варианта, для трехзначных чисел - 8 вариантов) подбирается такая комбинация букв, по которой легко подобрать слово, содержащие необходимые согласные буквы. Значимые буквы должны быть первыми в слове. Остальные согласные буквы игнорируются.

    25 - ДТ ПБ = ТП = ТоПор

    826 - ВФ ДТ ШЛ = ФТЛ = ФуТЛяр

    Очень часто попадаются такие комбинации букв, что по ним невозможно подобрать слова - таких слов просто нет в русском языке. Например, ЧЩ ЧЩ ЧЩ (444).

    Тогда необходимо подобрать зрительный образ, который обозначается двумя словами - прилагательным и существительным. В этом случае значимыми будут: первая согласная буква в прилагательном и две первые согласные буквы в существительном.

    846 - ВФ ЧЩ ШЛ - ВЧШ - Восковая ЧаШа

    466 - ЧЩ ШЛ ШЛ - ЧШЛ - Черная ШеЛковица

    В редких случаях, когда попадается совершенно неудобное сочетание согласных букв, возможны нестандартные способы кодирования. Такие образы необходимо просто запомнить.

    497 - ЧЩ РЦ СЗ - ЧРС - ЧеРСтвый хлеб

     

    4) Преобразование чисел в образы

    Любые числовые сведения перед запоминанием необходимо преобразовать в зрительные образы. Это осуществляется с помощью буквенно-цифрового кода. По буквам, соответствующим определенным цифрам, подбирается слово, которое рефлекторно вызывает в воображении удобный для запоминания зрительный образ.

     

    5) Кодирование в образы цифрового ряда

    Любой цифровой ряд считается информационным сообщением и принудительно разбивается на элементы: двузначные или трехзначные числа.

    5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2

    510 + 470 + 457 + 542

    ПиЖаМа + ЧеСНок + ЧиПСы + ПеЧаТь

    5 1 0 4 7 0 4 5 7 5 4 2

    51 + 04 + 70 + 45 + 75 + 42

    ПоГоны + Чай + СаНи + ЧиП + ЗуБ + ЩиТ

    Если количество цифр в числовом ряде нечетное, то такой ряд разбивается на сочетание двузначных и трехзначных чисел.

    При запоминании необходимо стремиться к сокращению количества элементов в запоминаемой информации, поэтому разбивка запоминаемого цифрового ряда на трехзначные числа - более рациональная.

    Разбивка запоминаемого цифрового ряда на однозначные числа или на четырехзначные - нецелесообразна. В первом случае получается всего десять образов, соответствующих десяти цифрам. Это приведет к частой повторяемости образов в ассоциациях, что делает практически невозможным запоминание числовой информации.

    Во втором случае сильно усложняется подбор слова по буквам. Подобрать слова, соответствующие четырем цифрам - практически невозможно. Для этого потребуется подобрать 10000 слов. Такого количества слов-образов просто нет ни в одном языке. Так в орфографическом словаре русского языка, включающего в себя 106000 слов, лишь около 3000 основных слов, остальные - их производные (прилагательные, глаголы, наречия). При этом следует учитывать, что для кодирования чисел подходят лишь простые существительные, типа "лампа", "карандаш", "утюг". Такие слова как "бегать", "уютный", "сногсшибательный" - не годятся для кодирования чисел. Такие слова требуют дополнительной "обработки" - они сами нуждаются в преобразовании в простые и удобные для запоминания зрительные образы.

     

    6) Прием символизации

    Прием символизации применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово - это слово, не имеющее фиксированного образного значения.

    Символы окружают человека со всех сторон. Буквы русского алфавита символизируют (обозначают) звуки речи. Дорожные знаки символизируют определенные правила. Иконки на экране вашего монитора обозначают определенные функции и команды.

    Есть символы, закрепленные в массовом сознании, то есть в сознании большинства людей. Такие символы тиражируются средствами массовой информации и понятны всем: "голубь" - символ мира, "Черепаха" - символ медлительности, "Череп" - символ смерти, "Корона" - символ власти, "Пальма, море, яхта" - символы отдыха, курорта, отпуска.

    Но при запоминании приходится преобразовывать в зрительные образы любые абстрактные слова, не только те, которые уже имеют фиксированные образы.

    В этом случае каждый человек должен самостоятельно подбирать зрительный образ, в соответствии с содержанием своей памяти.

    Для одного "ревность" - это мокрый носовой платок, для другого - разбитая табуретка. Одни представляют богатство в виде мешка с деньгами, другие - большим количеством друзей, а третьи - огромной библиотекой.

    Ниже приводятся примеры подбора образов под абстрактные слова:

    ·  холод - лед;

    ·  тепло - грелка;

    ·  болезнь - градусник;

    ·  вечность - египетская пирамида;

    ·  бесконечность - математический знак бесконечности;

    ·  разлука - поезд;

    ·  время - часы;

    ·  осень - кленовый лист;

    ·  весна - букетик мимозы;

    ·  зима - снежинка;

    ·  лето - роликовые коньки.

    В любом случае, подбирая символ для абстрактного слова, следует подбирать образ, удобный для запоминания. В большинстве случаев следует брать тот образ, который первым вспыхнул в вашем воображении при восприятии слова. Если вы затрудняетесь подобрать образ под какое-то слова, следовательно, вы не осознаете это слово, его смысл для вас не определен, вы его не понимаете.

    Применяя прием символизации вы автоматически наводите порядок в своей голове, уточняете смысл и значение используемых вами слов. И кроме этого вы поймете, что называя одни и те же слова, разные люди понимают под ними совершенно разные вещи.

    Если человек заявляет "Я тебя люблю", то следует уточнить, а что, собственно, он любит: ваше тело, вашу душу, вашу квартиру, ваши связи, ваши деньги?

    7) Прием кодирования по созвучию

    Очень многие иностранные слова, названия, термины, фамилии по своему звучанию похожи на хорошо нам знакомые слова, которые мы легко можем представить в виде зрительных представлений.

    Принцип преобразования слов в образы этим приемом хорошо виден на примерах:

    ·  фактор - трактор;

    ·  ками (яп. - волосы) - камин;

    ·  куби (яп. - шея) - кубик;

    ·  штат Аляска - коляска;

    ·  деверь (родственник) - дверь

    Вспоминая образ и называя его про себя, вы легко вспомните звучание нового для вас слова, термина, понятия, фамилии.

    8) Прием образования слова из слогов

    Этот прием, наряду с образными кодами двузначных чисел, является "ударным" приемом в мнемотехнике, то есть используется очень часто для преобразования в зрительные образы названий, понятий, иностранных слов.

    Любой слог можно достроить до осмысленного слова. При этом достраивать слог можно слева, справа или с двух сторон:

    ·  КАМ - КАМень, РУЛ - РУЛь, КНИ - КНИга;

    ·  ЗОР - телевиЗОР, АКА - собАКА, НИК - приемНИК;

    ·  НИГ - кНИГа, ЫШК - мЫШКа, МАГ - буМАГа.

    Допустим, необходимо преобразовать в зрительные образы слово МАШФОНРУЛ.

    Сначала необходимо разбить это слово на элементы: МАШ + ФОН + РУЛ.

    Затем каждый слог следует достроить до слова-образа: МАШина, ФОНарь, РУЛь.

    В получившихся элементах следует выбрать основу - большой образ, к частям которого будут привязываться другие образы ассоциации (элементы).

    Пусть основой будет образ "машина". Выделите в этом образе две части бампер и крышу. Образуйте ассоциации "бампер-фонарь" и "крыша-руль".

    Представьте всю ассоциацию целиком. Это машина, на бампере стоит фонарь, а на крыше - руль.

    Теперь по этой ассоциации легко прочитать запоминаемое слово МАШФОНРУЛ. Это слово читается по зрительным образам.

    Конечно, если вы запоминаете в день всего одно-два новых слова, то такой метод запоминания может показаться излишеством. Но если речь идет о быстром запоминании нескольких десятков новых терминов, то этот прием, в сочетании с другими приемами позволит сделать это быстро и качественно. И, главное, с гарантией долговременного запоминания.

    Вот как преобразуется в образы название штата ВИСКОНСИН.

    ·  Разбейте название на три элемента - ВИС + КОН + СИН;

    ·  Достройте каждый слог до слова-образа: ВИСки + КОНфета + СИНька.

    ·  Выделите основу ассоциации: ВИСки.

    ·  В образе ВИСКИ выделите два подобраза "пробка" и "этикетка".

    ·  Образуйте следующие связи: "пробка + конфета" и "этикетка + синька".

    В результате название ВИСКОНСИН оказывается закодировано в следующую картинку: бутылка виски, на крышке - конфета, а на этикетке - синька. По этой картинке легко читается название штата.

    Обратите внимание на то, что в этом приеме кроме преобразования слогов в образы используется и прием образования ассоциативной связи. То есть одновременно с преобразованием в образы происходит и запоминание - образование связей.

     

    9) Метод наводящих ассоциаций

    Метод наводящих ассоциаций (МНА) включает в себя комбинацию пяти приемов:

    ·  прием символизации (любовь - сердечко);

    ·  кодирование по созвучию (Аляска - коляска);

    ·  прием привязки к хорошо знакомой информации (планета Марс - шоколадка "Марс");

    ·  образование слова из слога (НИК - приемНИК);

    ·  прием образования ассоциации (все созданные образы соединяются в ассоциацию).

    Все вышеперечисленные приемы применяются импровизационно. Применение тех или других приемов зависит как от самого запоминаемого слова, так и от содержания вашей памяти. Одно слово может быть преобразовано в зрительные образы разными приемами. Весь этот процесс и называется "Метод наводящих ассоциаций". Полученная комбинация зрительных образов как бы "наводит", подсказывает произношение.

    Зачем это нужно? Речевой анализатор не может быстро запомнить много новых слов. В среднем - 5 слов в день. И при этом нет никакой гарантии долговременного запоминания. В зрительном анализаторе мы можем запомнить десятки и сотни новых слов. И при этом быстро и в строгой последовательности.

    Первоначально список новых названий читается по зрительным образам, возникающим в воображении. Но уже через несколько дней, новые названия хорошо закрепляются в мозге в полном объеме и легко воспроизводятся без картинок.

    Используя метод наводящих ассоциаций, вы можете последовательно запомнить все штаты США и все города в каждом штате. За несколько дней легко запоминается вся терминология из учебника фармакологии, например. А это значит, что запоминается и сам учебник.

    Метод наводящих ассоциаций - один из самых трудных для освоения в мнемотехнике. Первоначально учащиеся затрачивают слишком много времени на преобразование отдельных названий в комбинации зрительных образов.

    Поэтому я рекомендую взять какой-нибудь справочник, например, "Справочник лекарственных средств" и потренироваться в запоминании названий лекарств, по порядку, как они написаны в справочнике. В процессе тренировки навык автоматизируется и не будет вызывать трудностей.

    Вот несколько примеров преобразования в образы названий методом наводящих ассоциаций.

    Штат Северная Дакота

    В этом названии два элемента: Северная и Дакота. К слову "северная" примените прием символизации и обозначьте его образом "Белый медведь". К слову Дакота примените прием кодирования по созвучию и обозначьте это слова образом "Два кота". Соедините вместе два образа: на голове у медведя сидят два кота. По этой картинке вы легко прочитаете название штата Северная Дакота.

    Штат Аляска

    Это слово можно преобразовать в образ разными приемами. Если вы обозначите его образом "коляска" - значит вы использовали прием кодирования по созвучию. Если вы обозначите это слова образом "куртка Аляска" - это прием привязки к хорошо знакомой информации. Обозначение образом "снег" - кодирование в образ приемом символизации.

    Штат Вашингтон

    Примените прием привязки к хорошо знакомой информации. Это слово будет обозначено либо Белым домом, либо однодолларовой купюрой (на ней портрет президента Вашингтона).

    Штат Колорадо

    Преобразуется в образ приемом привязки к хорошо знакомой информации - образ колорадского жука.

    Штат Джорджия

    Разбейте это слова на части: Джордж (Буш) и Я. Представьте фотографию, на которой вы стоите в обнимку с Джорджем.

     

    10) Кодирование в образы звуков

    Чтобы последовательно запомнить звучание новой для вас азбуки, необходимо закодировать в образы звуки этой азбуки. При этом подбираемые образы должны удовлетворять двумя условиям. Первое - образы должны быть удобными для запоминания. Второе - часть названия этих образов должно произноситься также как запоминаемый звук.

     

     (А) Арбуз

     (И) Икона

     (Э) Этажерка                                  

                                                                                                                                Л.А.Соколова

                                                                                                                                    03.11.2012

     

    Список литературы

    1. Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006.

    2. Общая психология / Под ред.Е.И. Рогова. - М.: Владос, 2008 г.

    3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 5-е изд., доп. и перераб. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    4. Немов П.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006. - стр.245.

    5. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 2008 г. - стр.321.

    6. Немов П.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Владос, 2006. - стр.251.

    7. Общая психология / Под ред. Е.И. Рогова. - М.: Владос, 2008 г. - стр.327.

    8.http://xreferat.ru/77/3632-1-vzaimosvyaz-temperamenta-i-urovnya-razvitiya-pamyati-mladshih-shkol-nikov.html

    9.http://www.yourbrain.ru/index.php/theory/39-memory.html

    10.http://www.coolreferat.com/%D0%9C%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вспомогательные познавательные процессы: внимание, память

    Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей р...

    Познавательные процессы (память, внимание, воображение) как составляющие психологии здоровья (мастер-класс)

    Участники мастер-класса получают возможность активно экспериментировать с различными способами развития эдетической памяти, глубже осознать свои личностные переживания, особенности поведения, понять и...

    Урок биологии в 9 классе коррекционной школы VIII вида "Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней"

    Урок проводится в компьютерном классе, с применением элементов ИКТ-технологий....

    Лекция для 11 класса «Информационные процессы, информатизация общества, понятие информационного процесса, информатизации, информационных технологий».

    Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Отыска...

    Основные понятия процесса управления

    урок информатики в 9 классе по учебнику Матвеевой Н.В....

    Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

    Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....

    Самоанализ. Внеурочное занятие в 1 классе коррекционной школы 8 вида. Гигиена человека.

    Правила личной гигиены. Прививаем санитарно-гигиенические нормы и навыки самообслуживания....