Главные вкладки

    Познавательные процессы (память, внимание, воображение) как составляющие психологии здоровья (мастер-класс)
    методическая разработка по психологии по теме

    Участники мастер-класса получают возможность активно экспериментировать с различными способами развития эдетической памяти, глубже осознать свои личностные переживания, особенности поведения, понять и принять на вооружение эффективные способы психосоматической саморегуляции, что имеет большое значение для работы с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pamyat.doc56.5 КБ
    Office presentation icon 1_poznavatelnye_processy_pamyat_vnimanie_voobrazhenie.ppt573 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое образовательное учреждение

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    «Детский дом «Березка»

    Познавательные процессы (память, внимание, воображение)   как составляющие психологии здоровья

                                                                                                      Составители:

                                                                                                      Абдрафикова З.И.,  

                                                                                                      педагог-психолог,

                                                                                                      Зудина Т.С.,

                                                                                                      социальный педагог,

                                                                                                      Останина О.В.,

                                                                                                      социальный педагог  

     Промышленная

    2012

          Цель:  развитие личностных ресурсов и адаптивных стратегий поведения.  

          Задачи:  

    - совершенствовать различные виды памяти, овладеть образными  методами  запоминания;

    - освоить  навыки уверенного поведения, способы управления своим состоянием (активизация, релаксация);

    - оценить  возможности использования полученных  навыков при работе с детьми.

          К организации и проведению данного занятия-тренинга могут быть привлечены не только взрослые, но и дети.

          Сценарий имеет определенную схему.

      *Начальный блок включает в себя  создание теплого эмоционального фона, формирование единого коллектива.

      *Основной блок предполагает реализацию конкретных задач занятия - овладение  специальными умениями и навыками.

      *Заключительный блок направлен на анализ членами группы изменений, которые произошли с ними в ходе занятия, определение личной значимости проделанной работы (рефлексия).

          Предполагаемый результат.

          В ходе данного занятия можно:

    -     активно экспериментировать с различными способами развития памяти, внимания и воображения, осваивать и отрабатывать совершенно новые, не использованные ранее стратегии, коммуникативные умения и навыки;

    -     получить опыт межличностного взаимодействия, стать более компетентными  в сфере эффективного разрешения проблемных  ситуаций;

     -    участники определяют, какие чувства и эмоции сопровождают  напряжение, которое возникает в процессе преодоления трудностей;

    -  участники получают возможность глубже осознать свои личностные переживания, особенности поведения, понять  и принять на вооружение эффективные  способы психосоматической саморегуляции. Это имеет большое значение для педагогов в  работе с детьми, они научаются быть ответственными, сохраняют свое здоровье, развивают контроль своего поведения.

             Вступление.   

              Развитие личностных ресурсов и адаптивных стратегий поведения – это интерактивные методы профилактики современных социогенных заболеваний,  (в том числе наркомании, алкоголизма, табакокурения и др.). Из всех моделей профилактики социогенных заболеваний модель, основанная на  развитии внутренних ресурсов человека, является базовой, приоритетной. Этот подход базируется на учете того, что социогенным заболеваниям чаще всего подвергаются люди, имеющие низкую самооценку, слаборазвитые навыки принятия решения, трудности в распознавании и выражении эмоций, осознании своих мыслей и чувств, не умеющие адекватно реагировать  на сложные жизненные (стрессовые) ситуации. В соответствии с этим нам необходимо

    - развитие навыков психосоматической саморегуляции и стрессоустойчивости;

    - формирование способности принимать свои мысли и чувства за основу выбора поведения;

    -повышение самооценки, развитие навыков уверенного поведения.

     

     Ход занятия-тренинга

      1.Представление темы, цели, задач.

      2.Знакомство-презентация «Познавательные процессы как составляющие психологии здоровья».   Слайды. Таблица.

      3..Практическая работа:  

        3.1. Упражнение 3. Слуховая память. Мнемотехника. Зачитывается 10 слов, которые надо запомнить и воспроизвести.

        3.2.  Упражнение.4. Эйдотехника.  Зачитывается 10 слов, которые можно «навешать»  на  окружающие предметы.

       3.3.Упражнение 1.  Зрительная память.  Мнемотехника.  Предъявляется 10 слайдов с изображением различных предметов. Задание: посмотри и запомни.  Потом  их надо назвать.

        3.4. Упражнение 2  Эйдотехника. Предъявляется 15 слайдов с картинками, одна «переходит» в другую.

        3.5.  Упражнение 5  Работа с открытками.  Метод «вхождения». Называются слова и одновременно показываются открытки.

        3.6. Упражнение 6. Работа с запоминанием стихотворения А.Дементьева «Никогда ни о чем не жалейте». Слайды.  Музыка.  Проговаривание текста.

       4. Комплекс упражнений  «6 целительных звуков».

       5Рефлексия. Обмен мнениями.

     

     Вступительное слово.

          Память можно представить как запоминание, сохранение, забывание и воспроизведение информации. Мы часто слышим: «У него хорошая память» или «Память плохая». На самом деле память не бывает «плохой», просто она очень разная, и рисунок запоминания у каждого свой.

          Различают три вида памяти:

          - наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.;

          - словесно-логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, схемы, формулы, термины;

          - эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

          Кроме того, существует разделение памяти на два типа в зависимости от длительности хранения информации:

          - кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;

          - долговременную память,  требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.

          По виду анализаторов память бывает слуховая (лучше запоминается «на слух»), зрительная (сохраняются образы, написанный текст),  моторная, или двигательная  (я не знаю как, но руки сами делают), смешанная.  

          Память разделяют еще на механическую и смысловую.  Часть людей склонна к механическому заучиванию, а другая часть – к смысловому запоминанию.  

          В зависимости от соотношения скорости запоминания и быстроты забывания, выделяют четыре вида памяти:

         - быстрое запоминание – быстрое забывание;

         - быстрое запоминание – медленное забывание;

         - медленное запоминание – быстрое забывание;

         - медленное запоминание – медленное забывание.

          Конечно же, наиболее желателен второй тип памяти.  Но выбирать не приходится. Скорость запоминания и забывания   связана с подвижностью нервных процессов – физиологией.  И от нашего желания здесь мало что  зависит.

          По степени активности человека  в процессе запоминания память бывает произвольная и непроизвольная. Произвольная память имеет место, когда человек прилагает усилия для запоминания или припоминания воспринятого, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.  А когда без всяких усилий, порой даже против воли человека какой-то материал вдруг всплывает из памяти  (мотив песни, строчки стихотворения)  - это уже непроизвольная память.

          А вот что нам подвластно, так это способность к целенаправленному запоминанию, а также способность  в нужное время вспомнить то, что требуется.  Это достигается благодаря  развитию способности  к концентрации внимания, произвольности внимания, которое подчиняется нашей силе воли, действует по нашему произволу.   Существуют мнемотехнические и эйдотехнические виды развития памяти.  

          Итак, память бывает разная, но необходимо очень хорошо понимать, что в реальной жизни все виды памяти  «работают одновременно». Не развивая память, невозможно усовершенствовать интеллект.  

          У каждого человека свой объем памяти, то есть число элементов  (цифры, слова, предметы), которые можно удержать в памяти. Средняя величина объема памяти взрослого человека – 7+- 2.

    Память

           Свойства:                                                         Виды:

    объем                                                   наглядно-образная

    прочность                                            словесно-логическая

    точность                                              эмоциональная

    организованность    

                                       

    По длительности                                          По виду анализатора:

    хранения                                                       - слуховая                                           

    информации:                                                - зрительная

    -кратковременная                                          - двигательная                                                                            

    -долговременная                                            - смешанная

    По степени активности  человека в процессе запоминания память бывает    произвольная и непроизвольная                                        

                                                 

    Виды развития памяти:    мнемотехнические,  эйдотехнические.

     

     

    Комплекс упражнений «Шесть целительных звуков»

          Среди других приемов эти упражнения направлены на общую гармонизацию организма и повышение уровня здоровья.

          Любой орган в здоровом состоянии вибрирует в определенном диапазоне, а когда он начинает заболевать, вибрация нарушается.  Такие отрицательные эмоции, как раздражение, страх, грусть, беспокойство, депрессия,  незаметно истощают нашу жизненную силу, и нам очень важно ее вернуть.

          Снимая с наших органов лишнее напряжение, мы получаем через них хорошее настроение, оптимизм и силу для решения наших проблем.

          Данные звуки регулируют и устанавливают равновесие между эмоциональным состоянием и здоровьем. Звуки издаются без напряжения на выдохе, в положении сидя 10-15 минут.  Звук повторяется 3 раза.  При простуде, зубной боли, Гриппе можно произносить  эти звуки от 6 до 24 раз.

          Когда звук произносится, делается акцент на его окраске. Весь комплекс проходит в виде стихотворной игры. Детям предлагается помочь ветру, который веселится вместе с другими.

          Во время игры используются иллюстрации, изображающие озорной ветерок, белое облако, голубые незабудки, светло-зеленые камыши, красный мак, желтый подсолнух, радугу между солнцем и веселой дождевой тучкой или органы тела в соответствующем цветовом оформлении. Можно использовать отдельные фигурки.

          Что даст этот комплекс нашим органам?  Конечно, только здоровье. Эти упражнения полезно выполнять не только детям, но и взрослым.  Упражнения делаются, как правило, два раза в день, утром и перед сном.

     

    Список использованной литературы.

    1.ж. «Воспитатель» ДОУ №6-2011г.\Хайдарова Е.В., с. 58-59

    2..М.Ю.Матюгин, Е.И.Чикаберия, Зрительная память. М.Эйдос, 1992г.

    3.Хоменко,  И.Н.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением  (Текст) / Психологическая диагностика, игровые технологии. / авт-сост. И.Н.Хоменко.-Волгоград: Учитель, 2009.

     

     

      

    Приложение 1

    Комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино.

    Мяч, стол, костер, борода, водопад, старик, яблоко, ковер, смех, снеговик.

    Кукла, самолет, ведро, сумка, значок, лампа, магнитофон, чайник, книга, скатерть.

    Собака, цифра, лужа, зеркало, дверь, нога, сосна, ковер, банка, хвост.

    Карандаш, шкаф, мыло, носки, окно, спортсмен, 72. крыша, 495, корабль.

    Ананас, шахматы, часы, вода,  чебурашка, одеяло, пожар, ружье, воробей, мышь, ботинки, крокодил, медаль, театр, умывальник.

    Яблоко, встреча, 846, ручка, коньки, машина, скворец, лыжи, сетка, кольцо, флаг.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вспомогательные познавательные процессы: внимание, память

    Память и внимание развивается в течении всей жизни человека. Их становление и формирование связано с развитием нервной системы, зависят от условий воспитания и обучения, от особенностей р...

    Использование ароматерапии, как эффективного метода активизации познавательных процессов, стабилизации эмоционально-личностной сферы и сохранения здоровья глухих школьников

    В этих методических рекомендациях описано эффективность этого метода через разработанные критерии, а также определены особенности использования аромамасел для глухих обучающихся....

    Игры на развитие познавательных процессов ( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников.

    Игры на развитие познавательных процессов( внимание, память, восприятие, мышление, речь) у дошкольников....