Развитие познавательных процессов у детей. Когда нужен детский психолог?
статья на тему

Пунина Юлия Сергеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_protsessov_u_detey.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение в развитии познавательных процессов у детей.

Когда нужен детский психолог?

Пунина Ю.С.

Детский психолог, нейропсихолог.

Довольно часто поводом для обращения к детскому психологу служит нарушение познавательной деятельности у детей. На языке психологов это называется снижение когнитивных функций, т.е. отставание ребенка от возрастных норм в развитии каких либо высших психических процессов. К основным процессам относятся: Внимание, Память, Мышление и Речь, именно с проблемами в этих сферах чаще всего родители и приводят ребенка на психологическую диагностику.

Что же представляют из себя эти функции при нормальном развитии, и как распознать их отклонение от нормы?

Первое и самое распространенное, что родитель может увидеть самостоятельно у своего ребенка  – это нарушения внимания.

Внимание – это направленное восприятие на конкретный объект. Оно различается по каналу восприятия – внимание бывает зрительное и слуховое, по свойствам: силе, объему, устойчивости, концентрации, и переключаемости. Нарушения внимания очень разнообразны, возможно как общее недоразвитие функции, так и отставание по некоторым ее свойствам. Например, если ребенок не в силах усидеть на месте и выполнить начатое до конца, или может усвоить лишь небольшие объемы информации, а остальное «теряет» (как говорят родители «пропускает мимо ушей»), неправильно  списывает из учебника и с доски, или делает много ошибок в тетрадках – «сначала пишу, потом думаю» – все это про недостаточность внимания. Самые распространенные жалобы родителей в этих случаях: «Он невнимательный», «Очень рассеянный», «Легко отвлекается», «Не может нормально сосредоточится», «Делает первое, что пришло в голову, а потом исправляет». Если именно такими словами вам хочется охарактеризовать своего ребенка, то посетите детского психолога.  Возможно, вашему ребенку нужна специальная помощь, чтобы он смог преодолеть подобные нарушения.

Теперь поговорим о нарушениях, связанных с развитием памяти.

Память – важнейшая психическая функция, связанная с запоминанием, сохранением и воспроизведением различного рода информации: зрительной, звуковой, речевой, двигательной (моторной), вкусовой и пр. Приблизительно до четырех лет ребенок запоминает лишь то, что привлекло его внимание, и вызвало его личный интерес, т.е. ведущим типом памяти до это возраста является непроизвольная память. После четырех лет память начинает приобретать элементы произвольности, т.е. превращается в деятельность, у которой появляется цель – специально запомнить. Заподозрить нарушения памяти у ребенка раннего возраста сложнее, чем у более взрослого, т.к. память у малышей преимущественно образная. Но, если внимательно понаблюдать за его деятельностью, можно заметить, что такой ребенок быстро забывает, где лежит его игрушка,  или не может вспомнить, как выглядит его одежда, и найти ее среди вещей других детей в детском саду. У старшего дошкольника эти нарушения становятся более видимыми – ребенок трудно запоминает стихи и песенки, быстро забывает содержание прочитанных ему книжек. У школьников нарушения памяти не просто видны невооруженным глазом, а являются одним из факторов, ведущих к школьной неуспеваемости, т.к. ребенок будет либо медленно запоминать материал уроков, либо с трудом воспроизводить выученный материал, либо быстро забывать выученное, и в условиях школьного обучения очевидным для родителя это становится достаточно быстро.

Мышление – это сложнейшая функция, высшая ступень познания, находящая выражение в образовании представлений и понятий, формировании суждений и умозаключений, это отражение свойств предметов и явлений, нахождение закономерных связей и отношений между ними. Именно мышление, как деятельность, позволяет нам получать знания о мире (его объектах, свойствах и отношениях), благодаря особым мыслительным операциям: анализу (мысленному выделению частей от целого), синтезу (объединение свойств или отношений в одно целое), сравнению (установлению сходств и различий), обобщению (выделению в предметах и явлениях общего) и др.  Мышление тесно связано с речью и деятельностью ребенка. Основным условием развития этой важнейшей функции является целенаправленное воспитание и обучение ребенка. Проявления элементарного мышления можно наблюдать уже у детей в возрасте одного года. Ребенок думает, выполняя элементарные действия – достать предмет, собрать пирамидку, закрыть и открыть коробочку или шкаф, залезть на диван, принести предмет и пр. Мышление маленького ребенка наглядно-действенное (он мыслит, действуя), затем наглядно-образное (ребенок мыслит, опираясь на образы, ему уже не обязательно видеть предмет, он способен его представить). Овладение речью вызывает значительные изменения в развитии мышления ребенка, он начинает мыслить обобщенно. Этап «почемучек», детей-дошкольников, постоянно задающих вопросы обо всем, связан с желанием все узнать и понять, т.е. непосредственно с развитием мышления и познавательной активности ребенка. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять существенные признаки. Мышление школьников уже  оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно, т.е. главным становится словесно-логический тип мышления. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др. - учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними. В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Если вы заметили у своего ребенка признаки нарушения мыслительных операций, затруднение в обобщении материала, в установлении связей между предметами и явлениями окружающего мира, в отсутствии логики рассуждений – это серьезный повод для того, чтобы пройти психологическое обследование.

Речь – важнейшее отличие человека от животного, без речевого общения, т.е. без социальной среды,  невозможно стать полноценным человеком, достаточно вспомнить примеры «детей-маугли», воспитанных в условиях, лишенных взаимодействия с людьми. У таких детей не были сформированы эмоции высшего порядка, значительно  отставало в своем развитии мышление, а речь была практически невосстановима. Т.о. главным для успешного усвоения ребенком родной речи является насыщенная речевая среда вокруг него.  В норме развития, у ребенка в возрасте около полугода появляется лепет, затем, ближе к году, первые слова, а к возрасту двух лет нормально развивающийся  ребенок произносит свои первые фразы, состоящие из двух-трех слов. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

Что может помешать нормальному формированию речи? Причинами отставания в развитии речи могут явиться патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны также для детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценное питание. В отдельную категорию относят заикание и нарушения, связанные со звукопроизношением.

Поводом для обращения к специалисту служат: отсутствие слов к двум годам, отсутствие фразовой речи к трем годам, бедная речевая активность ребенка после трех лет, затруднения у ребенка в понимании обращенной к нему речи, трудность в подборе нужных слов, низкий словарный запас, неумение составить рассказ или дать описание по картинке.

Помните, чем раньше обнаружено нарушение в формировании любого познавательного процесса, тем выше вероятность устранить его с минимальными последствиями для дальнейшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...

Доклад "Приёмы, способствующие развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ".

Доклад подготовлен для ШМО учителей начальных классов. Раскрыты приёмы, способствующие развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ....

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...

Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут использовать родители для занятий с ребёнком дома....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ИГР И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в коррекционном учреждении является преодоление тех трудностей, которые испытывают школьники с ОВЗ  в учёбе. Активное введение в традици...

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...