Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома
методическая разработка по теме

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью интеллектуальной подготовки к усвоению школьных предметов должно быть формирование у детей  качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

(доклад

на

 методическом объединение воспитателей)

                                                                         Воспитатель:

                                                                                Морозова Р. В.

2012 год

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью интеллектуальной подготовки к усвоению школьных предметов должно быть формирование у детей  качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательность, инициативность, самостоятельность, творческое самовыражение и др.

Формирование познавательной активности у детей – основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте посредством разнообразных игр, таких,  как сюжетно-ролевые, развивающие, дидактические, двигательные, наглядное моделирование. Не зря Ш. А. Амонашвили говорит: «Игра не есть способ извержения излишней энергии, а есть основная генеральная форма развития, форма свободного, спонтанного проявления потребности, которая заставляет ребёнка включаться в разные виды игр».

Развивающие игры в дошкольном возрасте  направлены на дальнейшее усвоение школьной программы. С помощью игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить и использовать полученные знания в различных условиях, а определение возможностей и эффективность реализации задач зависят от мастерства взрослого, от умения прийти на помощь, установить отношения сотрудничества с детьми. Если взрослый направит свои усилия на формирование у детей познавательных интересов, то им легче будет овладеть мыслительными операциями.

Прослеживается тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведёт к обогащению знаний. Педагог Н. Г. Морозова разработала структуру учебной деятельности, наиболее успешно влияющую на развитие познавательных способностей:

-возникновение в ходе деятельность недоумения и вопросов у самого ребёнка. Для этого подача      нового материала должна опираться на прежние представления детей, которые вступают в противоречие с новыми и требуют объяснения;

-постановку и принятие ребёнком задачи для самостоятельного или совместного с педагогом решения, чтобы она становилась собственной задачей ребёнка и вызвала желание самостоятельно добиваться решения;

-организацию поиска решения  задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

-решение задачи, включающей в себя возникновение новых вопросов, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и более стойким.

По развитию познавательных способностей в условиях социально-реабилитационного центра перед педагогом ставятся следующие задачи:

-повышение учебной мотивации (развитие желания учиться, потребность в самопознании);

-преодоление педагогической запущенности (ликвидация пробелов в знаниях);

-развитие тонкой моторики;

-развитие грамотной устной и письменной речи;

-развитие общеучебных навыков;

-развитие произвольной сферы.

Для повышения учебной мотивации необходимо заинтересовать ребёнка в получении новых знаний, умений и навыков. Как показывают последние исследования педагогов, занимающихся данной проблемой  (например: А. П. Архипова, Л. И. Божович, Н. Г. Морозова), роль интересов в учебной деятельности сводится к следующему:

-интересы способствуют глубине и прочности знаний;

-развивают и повышают качество мыслительной деятельности, сказываются на общем развитии учащихся;

-существенно влияют на формирование личности ребёнка: определяют его активность в учении, благоприятствуют формированию способностей, воспитывают творческий подход к различным видам деятельности;

-повышают его общий эмоциональный тонус, создают более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов, т.е. подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности.

Каждый ребёнок должен уметь полученные им знания применять на практике, а также совершенствовать полученные навыки и умения. Задача педагога – объяснить ребёнку, что знания необходимы прежде всего ему самому, а не учителю или родителям.

Для повышения учебной мотивации целесообразно использование следующих форм работы с детьми: экскурсии на предприятия города, в краеведческие музеи, на природу, тематические викторины, литературные вечера, чтение детьми учебно-развивающей литературы, художественных изданий, чтения-обсуждения, проведение индивидуальных и групповых занятий по школьным дисциплинам, игры-путешествия, разгадывание сканвордов и кроссвордов, решение логических задач и др.

Для получения детьми прочных знаний воспитателю центра приходится ликвидировать пробелы в знаниях воспитанников, с которыми они поступили в центр. Пробелы в знаниях выявляются в основном во время подготовки детьми домашнего задания, а также во время проведения тематических викторин, литературных  вечеров и т. п. Для восстановления необходимых ребёнку знаний и ликвидации пробелов в знаниях, приходится дополнительно заниматься по пропущенным или неусвоенным темам; закреплять эти знания на практике.

У ряда детей, поступивших в социально-реабилитационный центр, недостаточно развиты техника чтения, письма и счёта. Поэтому существует необходимость в проведении индивидуальной работы по коррекции техники чтения и письма (чтение книг, проверка техники чтения на время, работа в прописи), обучение технике удобного и рационального счёта.

Наряду с этим осуществляется развитие речи у воспитанников, совершенствуются навыки грамотной устной и письменной речи. Возможно использование следующих форм работы с детьми по этой проблеме: познавательные игры, чтение художественной литературы, пересказ прочитанного, игры-путешествия, чтения-обсуждения, запоминание словарных слов,  конкурсы скороговорщиков, заучивание чистоговорок, устные тематические сочинения, запись текста под диктовку и др.).

Одним из важных факторов в развитии познавательных способностей является развитие общеучебных навыков. Это может быть работа с текстом (определением его  стиля, деление на части и др.), словарём – для понимания смысла слова, умение правильно его написать, запоминание иностранных слов. Такая работа проводится в основном во время прочтения художественной литературы, подготовке к устным предметам на самоподготовке, на тематических викторинах. Одна из форм работы по развитию общеучебных навыков – запоминание детьми текста, которая используется как на подготовке домашнего задания, так и при подготовке детей к различным мероприятиям (заучивание текста, стихотворений).

Развитие произвольной сферы у детей происходит через развитие способности к самостоятельному выполнению домашнего задания, умение сконцентрировать своё внимание и мышление на правильном выполнении заданий. Воспитатель в свою очередь, осуществляет систематический контроль за выполнением домашнего задания, возможен и самоконтроль детей (для «сильных» учеников).

Ребёнок, поступивший в социально-реабилитационный центр зачастую не способен выполнять простейшие трудовые операции, поделки. Поэтому задача педагога – развивать у таких детей мелкую моторику рук. Через осязание предметов, выполнение различных поделок своими руками дети познают мир. Они учатся приёмам работы с пластилином, тестопластике, вышиванию, искусству оригами, бисероплетению и др. Для дошкольников очень эффективным методом развития мелкой моторики рук являются пальчиковые упражнения со словесным сопровождением, массаж пальцев рук, рисование и раскрашивание рисунка, лепка из пластилина. Все эти формы работы можно использовать как на занятиях с дошкольниками, так и в свободной досуговой деятельности.

Кружковая работа также эффективно развивает познавательную активность воспитанников. Выполняя различные поделки своими руками, дети не только овладевают различными приёмами работы, но и получают новые знания (например: по вопросам экологии при работе с бросовым материалом, истории бисероплетения,  природе родного края при работе с природным материалом, истории появления бумаги и многом другом).

Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Практика школ и исследования педагогов и психологов показали, что среди ряда причин негативного отношения к учению и низкой успеваемости главной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие.

Большинство неуспевающих учеников составляет так называемые «интеллектуально-пассивные» дети, избегающие активной мыслительной деятельности. Причина этому – несформировавшийся своевременно познавательный интерес.

Поэтому формирование познавательных интересов и его предпосылок, начиная с дошкольного возраста, - важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям и познавательной деятельности, в которой проявляются и формируются интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Развитие творческих способностей детей в условиях детского дома

Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Презентация (выступление) "Развитие личности посредством художественного творчества в условиях детского дома"

В выступлении на  педагогической конференции "Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса - необходимое условие развития воспитанников" представлен  собственный  п...

"Проблема социализации детей в условиях детского дома"

В статье идет речь об основных проблемах, которые тормозят процесс социализации детей в условиях детского дома....