Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
статья на тему
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologii_zashchity.docx | 42.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на межрегиональной конференции
«Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога»
на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Подготовила и провела:
социальный педагог
ГБОУ школы-интерната № 67
Пушкинского района СПб
Александрова И. В.
г. Санкт-Петербург
2014г.
В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является повышение эффективности социально-педагогической работы по защите прав и интересов детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов, содействующих защите прав и интересов детей-сирот:
- Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
- Органы опеки и попечительства
- Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения
- Органы службы занятости
- Органы внутренних дел
- Подразделения криминальной полиции
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.
Защита прав детей в условиях детского дома представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку.
Права детей как общечеловеческая ценность являются главным ориентиром в работе социального педагога, что позволяет рассматривать социально-педагогическую работу как общественную и профессиональную деятельность, главная доминанта которой - защита прав ребенка. Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.
На сегодняшний день дети, которые воспитываются в детских домах, согласно законодательству РФ имеют следующие права:
1. Право на образование:
2. Право на медицинское обслуживание:
3. Право на имущество и жилое помещение:
4. Право на труд:
5. Право на особую защиту и помощь, защиту в правовых и административных органах:
6. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.
Для более эффективной работы по защите прав и интересов детей в условиях детского дома, социальные педагоги ГБСКОУ школы-интерната
№… Пушкинского района используют социально-педагогическую технологию, которая включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свою частную цель и решает соответствующие задачи:
- последовательное выполнение заданий, мероприятий,
- оценка их действенности,
- уточнение последующей цели и задач,
- методики их реализации.
Использование технологии в социально-педагогической деятельности позволяет при помощи приёмов, методов и воздействий на социальный объект, достигать поставленных целей и получать заданный результат.
Рассмотрим этапы и содержание технологии защиты прав и интересов детей на примере ГБСКОУ школы-интерната №… со структурным подразделением «Детский дом».
В образовательном учреждении на основании Положения действует структурное подразделение «Детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В структурное подразделение «Детский дом» принимаются:
- дети-сироты;
- дети, отобранные у родителей по решению суда;
- дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение которых не установлено;
- временно (до 1 года) дети одиноких матерей (отцов), дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного местожительства, на срок не более одного года.
Социальный состав воспитанников «Детского дома»:
- Общее количество воспитанников – 34 чел.
- Количество девочек – 11 чел.
- Количество мальчиков – 23чел.
- Дети, оставшиеся без попечения – 27 чел.
- Дети-сироты – 6 чел.
- Семьи, находящиеся в кризисной ситуации (пожар, ограбление, тяжелая болезнь или смерть одного из родителей, по заявлению родителей на 1 год) – 1 чел.
- Родители-инвалиды – 3 чел.
- Родители, ограниченные в родительских правах – 3 чел.
- Остро нуждающиеся (материально) – 1 чел.
- Дети-инвалиды – 4 чел.
- Ассоциальные семьи (алкоголизированные, не исполняющие родительские обязанности в полной мере) – 27 чел.
Технологию защиты прав и интересов детей, воспитывающихся в структурном подразделении «Детский дом» школы-интерната № ….
г. Пушкин можно разделить на несколько этапов:
Предварительный этап. На этом этапе осуществляются изучение документов, с которыми поступает ребенок. Из них социальный педагог выделяет проблемы ребенка, которые ему предстоит решить, собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления в учреждение, родителях ребенка, его социальных и правовых проблемах, выясняет факторы, обусловившие их возникновение.
Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование цели деятельности социального педагога по решению проблем ребенка, выбираются средства и способы ее достижения.
Этап обработки информации. На этом этапе социальный педагог вырабатывает программу действий и определяет содержание форм и методов работы по решению проблем ребенка.
Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой действий по решению проблем ребенка с привлечением к сотрудничеству различных социальных институтов.
Контрольно-аналитический этап. Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности всех специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению проблем, и намечаются пути устранения недостатков.
В данной технологии учтены особенности перехода детских домов в систему социальной защиты. Важно то, что система социальной защиты будет работать с человеком с рождения и до глубокой старости. Тогда как по линии образования – лишь до совершеннолетия. То есть судьба воспитанника, и после достижения 18 лет будет в поле зрения. Иными словами, социальное сопровождение теперь станет постоянным в рамках одного ведомства и не прервется. Но для повышения эффективности мероприятий по решению социально-правовых проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо создать электронный банк данных о таких детях, обеспечить согласованную и последовательную деятельность всех региональных органов власти и муниципального управления для решения социальных проблем этой группы населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
программа по экологии для воспитателей....
Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома
В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....
Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома
Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...
Развитие творческих способностей детей в условиях детского дома
Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Статья. Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ-МИГРАНТОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ
Каждая школа сталкивается с проблемами семей-мигрантов. Установить доверительные отношения с детьми-инофонами, помочь их родителям адаптироваться в школьной среде, создать комфортную психологическую а...