Программа" Экологическое воспитание детей в условиях детского дома"
методическая разработка по теме

программа по экологии для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii..doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ «Завьяловский детский дом»

                     

                   Программа

«Экологическое воспитание детей в  условиях детского дома»

 (для занятий с  детьми 7 - 16 лет в  течение года)

                 В помощь воспитателю.

                                           Разработала:

Сивокоз Марина Александровна,

воспитатель ГОУ «Завьяловский

детский дом»

с. Завьялово

2009 г.

Оглавление.

1. Пояснительная записка                                                             стр.3

2. Тематический план                                                                    стр.9

3. Содержание программы                                                            стр.10

4. Литература                                                                                  стр.12

    а) Список литературы, использованной при составлении программы  

    б) Литература для детей                                                            стр.13

5. Приложение №1 Анкета                                                            стр.14

6. Приложение №2 Анкета                                                             стр. 15

- 3 -

Пояснительная записка.

  Одной из основных задач учебно-воспитательной работы является формирование у подрастающего поколения экологического воспитания и убеждения в том, что улучшение жизни зависит прежде всего, от сохранения среды обитания. Окружающая среда становится важнейшей педагогической средой воспитания детей.

Актуальность исследования природы как ведущего средства объясняет и экологическими проблемами в современном мире.

Каждая семья должна помнить о приоритетной роли экологического воспитания в современных условиях. Общество, кажется, делает всё, чтобы приблизиться к роковому краю - дальше только бездна. И сейчас перед нами впервые всерьёз встала проблема выживания. Изменение  климата земли (тепличный эффект), загазованность атмосферы промышленными предприятиями, замусоривание космического пространства, загрязнение вод. Не хватит ли ужасов? На планете стремительно исчезает различные виды животных и растений, а освободившиеся ниши заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными.

Мы должны изменить своё отношение к среде собственного обитания. Воспитание любви к природе, пропаганда её охраны,- долг воспитателей. Но пока мы бессильны существенно помочь природе, переломить наплевательское отношение к ней, успевшие «схватиться», окрепнуть за десятилетия. Задача заключается в том, чтобы возродить в человеке чувство благоговейного отношения к живому, ко всей природе. Воспитанием человеческой потребности быть с природой чутким и любящим, чтобы чувствовать ответное расположение, можно достичь многого.

В природе наше поведение должно окружать чистые реки, чистый воздух, чистые леса. На это нужны большие средства. Поэтому сегодня экологическое воспитание- это все наше создание, каждого наше деяние. Только экологически безукоризненное поведение даст нам шанс. Каждое наше действие, каждый шаг должны быть экологически чистыми. Ребята тогда последуют примеру взрослых. Таким образом, экологическое воспитание одно из самых необходимых направлений воспитательного процесса, осуществляемого в школе и в семье. Оно обеспечивает формирование личной ответственности каждого за решение экологических проблем.

  В результате анкетирования детей Завьяловского детского дома, семьи №2 выявились следующие проблемы: у детей пониженная познавательная активность, не знают нормы и правила поведения в природе, не осознают личной значимости, имеют слабое представление о той пользе, которую они сами могут приносить окружающей природе, посёлку.

 Опыт работы  в детском доме доказывает актуальность проблемы экологического воспитания у детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. У воспитанников  детского дома крайне беден позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. У некоторых детей присутствует негативное отношение к окружающей природе.

Результат наблюдения и анкетирования показали необходимость проведения системной и целенаправленной работы по формированию у воспитанников экологического воспитания. Разработанная программа поможет воспитанникам детского дома справиться с психологическими последствиями предыдущей жизни. Под воздействием природных объектов ребёнок становиться добрее, мягче, природа доказывает психотерапевтические действия. Также программа будет способствовать

Гармонизации межличностных отношений. Близкое знакомство ребёнка с объектами природы, изучение законов природы в действии, поможет сформировать у воспитанников собственные интересы и склонности. Что играет существенную роль в профориентации.

Анализ изученной литературы показал, что данная проблема недостаточно проработана применительна  к условиям детского дома. Поэтому возникла необходимость в разработке программы « Экологическое воспитание детей в условиях детского дома»

- 4 -

Цель: формировать навыки успешной социальной адаптации воспитанников детского дома через экологическое воспитание.

Задачи: 1. Познакомить с нормами и правилами поведения в природе.

              2. Развитие творческого мышления, исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений.

              3. Воспитывать первичные навыки экологической культуры, навыки взаимодействия с природными объектами, доброту, ответственное отношение к природе и людям.  

- 5 -

Основные направления

Основными направлениями являются:

  1. «Открываю мир»  (выявление имеющихся знаний у детей о природе)
  2. «Комнатные растения» (изучение комнатных растений, уход за ними)
  3. «Практикум» (изготовление птичьих кормушек)

Программа «Формирование навыков успешной социальной адаптации воспитанников детского дома через экологическое воспитание» рассчитана для работы с детьми  4 – 17 лет в течение года. Занятия будут проходить  2 раза в месяц по 20-40 минут с учетом возраста детей, индивидуальных особенностей, уровня подготовки. Занятия будут проходить в игровой комнате семьи, на улице, на природе.  

- 6 -

Материально-техническая база.

  1. Нитки – 1 шт.
  2. Ножницы – 2 шт.
  3. Клей ПВА – 3 шт.
  4. Материал для ручного труда (картон).

- 7 –

Формы и методы работы с детьми.

Основными формами работы с детьми являются практические занятия, коллективная и индивидуальная работа, викторины, игры, устный журнал, путешествие, экскурсия.

Примерное планирование занятий.

Путешествие «Откуда родом комнатные растения»

Цель: воспитывать чувство ответственности за зеленого  «друга», желание постоянно проявлять заботу о нем.

  Ход занятия.

 I этап: «Тропические растения»

II этап: «Растения субтропиков»

III этап: «Растения пустыни»

IV этап: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем»

V этап: «Полюбуемся домашним садиком».

Практическое занятие: «Птичьи столовые»

Цель: учить детей мастерить простейшие виды кормушек; убеждать их в необходимости заботы о птицах.

  Ход занятия.

 Подготовительная работа.

I этап: «Где руки и охота, там хорошая работа»

II этап: «Полюбуйтесь»

III этап: «Подарок птицам»

Устный журнал «Зеленый наряд нашей планеты»

Цель: воспитывать бережное отношение к нашей планете.

  1. Вводная беседа.
  2. Страницы устного журнала:

1 страничка «Угадай-ка» (загадки о деревьях)

2 страничка «Каждое дерево интересно»

3 страничка «Поэтическая»

4 страничка «Надо жить дружно»

5 страничка «Практическая»

6 страничка «Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах»

      III. Подведение итогов.

- 8 -

Ожидаемые результаты.

  По окончании данной программы должны усвоить нормы поведения в природе, конструировать кормушки, заготавливать корм, ухаживать за комнатными растениями, проявлять заботу, любовь, внимание к животным.

  Методом данной диагностики будет являться повторное анкетирование.

                     Знания

                      Умения

1. Сезонные изменения в жизни растений и животных; особенности жизни и поведения животных ближайшего природного окружения; взаимосвязи между растениями и животными. Лес как природное сообщество, природные системы, виды взаимосвязей.

1. Установить взаимосвязи в природе, между природой и обществом. Предвидеть последствия своего поведения в природе, оценивать их с позиции нравственных и экологических норм.

2. Комнатные растения, их видовое разнообразие, особенности строения и ухода; значение растений (эстетическое, лекарственное, гигиеническое и т.д.)

Благодарность, доброта, благовение как добродетели.

Правила ухода (полив, подкормка)

2. Ухаживать за комнатными растениями (поливать, рыхлить землю, удалять пыль с листьев, размножать и т.п.); распознавать растения; различать особенности их строения в связи с условиями жизни.

3. Птицы, их разнообразие; особенности жизни и поведения; значение птиц в природе и для человека, охрана и т.д.

3. Заготавливать корм, подкармливать птиц в соответствии с экологическими нормами.

Конструировать кормушки.

           

- 9 -

Тематический план.

№ п\п

                Тема                

 Всего

Теория

Практика

1.

Открываю мир

Веселый мир природы (беседа-диалог)

КВН: «Пернатые друзья»

Викторина «Удивительное рядом»

Игра: «Лесные заморочки»

Младшие дети

Путешествие «От зимы до осени»

Веселое путешествие в страну природы и здоровья

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

2.

Зеленый друг

Устный журнал «Зеленый друг нашей планеты»

Путешествие «Откуда родом комнатные растения?»

 Старшие дети

Игра «Зеленый друг»

 Младшие дети

Практическое занятие – Уход за комнатными растениями.

Игровая программа «Цветы – радость жизни»

1 час

1 час

1 час

 1 час

1 час

3.

Помощь природе

Практическое занятие «Закрома»

Практическое занятие «Птичьи столовые»

Устный журнал «Наши природные лекари»

Экскурсия «Путешествие в зимний лес»

Игра-размышление «В веселом мире насекомых»

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

Итого:

16 часов

3 часа

13 часов

- 10 -

Содержание программы

  1. Открываю мир
  1. Веселый мир природы (беседа-диалог)

Теория: Рассказ о народных приметах, о погоде.

Практика: Игра: «Найди нужный цветок», «Спорим?»

  1. Практическое занятие: КВН «Пернатые друзья»
  2. Практическое занятие: «Лесные заморочки» (Игра)
  3. Практическое занятие «От зимы до осени» (Путешествие)
  4.  «Веселое путешествие в страну природы и здоровья» (Спортивно-конкурсное занятие)
  5. Итоговое занятие: Викторина «Удивительное рядом»

  1. Зеленый друг.
  1. «Зеленый наряд нашей планеты» (Устный журнал). Странички: «Угадай-ка!»

«Каждое дерево интересно»,

«Поэтическая»,

«Надо жить дружно»,

«Деревья в пословицах, поговорках и народных приметах»

     Практика: Подготовительная работа

           а) Поручить нескольким детям выучить стихотворения;

           б) Подготовить выступления-рассказы о деревьях.

        2.2  «Откуда родом комнатные растения»

         Теория: Рассказ «Откуда пришли комнатные растения»

               «Тропические растения»

               «Растения субтропиков»

               «Растения пустыни»

  1. Практическое занятие: «Уход за комнатными растениями»
  2. «Зеленый доктор» (Игра)

Теория: Вспомнить с детьми правила сбора лекарственных растений

Практика: «Больной зайчишка»

                   «Бельчонок на приеме у врача»

                    «Помощь дикому кабану»

                     «Заболел мишутка»

                     «Самый внимательный»

  1. «Цветы – радость жизни» (Игровая программа)

Теория: «Цветы – это действительно радость жизни!»

Практика: Игровые ситуации:

                   «Спасите цветы»

                    «Садовник»

  1. Помощь природе.
  1. «Закрома» -  практическое занятие

Практика: Сбор корма для птиц

  1. «Птичьи столовые» - практическое занятие

- 11 -

 Практика: Изготовление птичьих кормушек

  1. «Наши природные лекари» (Устный журнал)

    Страницы: «Всякой траве – свое время»

                        «Не вся ягода, что красна – съедобна»

  1. «Путешествие в зимний лес» (Экскурсия)

    Остановки: «Сказка зимнего леса»

                         «Птичьи голоса»

                          «Снежная поляна»

  1. «В веселом мире насекомых» (Игра-размышление)

Теория: Загадки и вопросы о насекомых

Игры: «Веселый муравейник»

           «Веселый улей»

- 12

Список литературы, использованной при составлении программы.

  1. Акимушкин И.  Причуды природы. М., 1981.
  2. Большая энциклопедия любимых праздников, М., 2002.
  3. Граубин Г.  Почему осенью листопад. М., 1985.
  4. Дик Н.Ф.  Веселые классные часы и родительские собрания в 1-2 классах\ Н.Ф Дик. – Ростов н\Д: Феникс, 2005.
  5. Двораковский М.С. Экология растений. – М., 1983
  6. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию»:1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007 г.
  7. Запартович Б.Б. С любовью к природе. М., 1983
  8. Запартович Б.Б. С любовью к природе (Дидактический материал). М., 1983
  9. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: 5 за знания, 2005.
  10. Онегов А. Школа юннатов.М., 1990
  11.  Под ред. Осиповой М.П. Воспитание. 1 класс,«Интерпрессервис», 2003
  12.  Под ред. Осиповой М.П. Воспитание.  2 класс, «Интерпрессервис», 2003
  13.  Приметы осени. М., 1982
  14.  Юный натуралист №9. 1999 г.

     15.Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А.Родительские собрания 5-7          

          Классы, 2005.

     16. Попова Г.П., Классные часы. 6 класс  

     17. Дереклеева  Н.И., Новые родительские собрания.2006.

                                                      - 13-

 

Литература для детей

  1. Большая энциклопедия любимых  праздников. М.: Росмен, 2002
  2. Бианки В.В. Рассказы о природе. М.: 2005г.
  3. Есенин С.А. Стихотворения, М.:1986
  4. Прокофьев А. Стихотворения, М.: 1999
  5. Времена года. Стихи русских поэтов. М.: 2005
  6. Тютчев Ф. Стихотворения, М.: 2000
  7. Хрестоматия для начальной школы. 1 – 4 класс. М.: 2003
  8. Энциклопедия для детей о природе. М.: 2005
  9. Я познаю мир. Животные. Растения. М.:2001

- 14 –

Приложение № 1

                                               Анкета.

  1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах?
  2. Какие животные помогают распространять семена?
  3. Кто подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда?
  4. Какие звери живут в наших лесах?
  5. Какие птицы  нашего края зимуют у себя на родине, не улетая в теплые края?
  6. Можно ли повреждать кору деревьев?
  7. Как надо ухаживать за растениями?
  8. Какие лесные жители едят желуди?
  9. Какой гриб любит жить под березой?
  10.  Какие животные занесены в Красную книгу?

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Развитие познавательных способностей у детей в условиях детского дома

Многочисленные исследования психологов и педагогов, их педагогический опыт показывают, что наличие знаний не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы сам ребёнок научился самостоятельно и...

Развитие творческих способностей детей в условиях детского дома

Образовательная область искусство, предоставляет детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего...

Выступление к методической выставке «Воспитание семьянина в условиях детского дома» (Из опыта работы воспитательной группы)

Что значит семья для того, чье детство прошло вне ее? Какова роль воспитателя в формировании семейных понятий? Как в дальнейшем будут применять на практике наши воспитанники теорию семейных отношений?...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Программа «Воспитание семьянина в условиях детского дома (по семейному типу)»

Основные цели  программы: Воспитать ребенка, способного в будущем самостоятельно соз­дать нормальную семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, а также вырастить своих детей, чтобы они...