Главные вкладки

    Статья. Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида
    статья на тему

    Особенности защиты прав и интересов ребёнка в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов                                                               Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

    Институт психолого-педагогического образования                                             Кафедра социально-педагогического образования

    НОУ «Санкт-Петербургский центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма»

    «Особенности защиты прав  и интересов ребёнка в условиях специальной  (коррекционной)  школы VII вида школы»

    Материалы городской научно-практической конференции

     с межрегиональным участием

                                       

    Выполнила:                                                                                                                          

    Тедеева Зарина Алановна,                                                                                           социальный педагог ГБС(К) ОУ №480                                                                     Кировского района, г. Санкт-Петербург    

    Санкт-Петербург

    2014

    «Особенности защиты прав  и интересов ребёнка в условиях специальной  (коррекционной)  школы VII вида»

    Необходимость решения конкретных проблем современного положения детей в соответствии с нормами Конституции РФ и международными обязательствами обусловили выбор в качестве приоритетного направления государственной политики социальную, социально-правовую защиту детей и подростков. Сегодня в системе школьного образования и в отношении общества к  проблеме защиты прав  и интересов детей происходят положительные изменения.

              В период экономического кризиса, ведущего к всё большему расслоению нашего общества на два социально-противоположных класса, нельзя не заметить падение социально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.

    В этот период работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации защиты прав и интересов  ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей, является очень важной.

    С начала 90-х гг., отвечая на потребности практики в защите прав детей, активизировались научные исследования по различным аспектам этой проблемы. Можно выделить несколько групп исследований, направленных на изучение:

    • проблемы правовой защиты детей (А.И. Беспалов, И.К. Городецкая, A.M. Нечаева, Р.В. Малярова, М.И. Несмеянова, Т.Я. Сафонова и др.);
    • медико-социальных проблем охраны здоровья детей и защиты детства (М.В. Андронова, Л.И. Аксенова, Б.Л. Альтшулер, А.А. Баранов, С.Я. Донецкий, А.А. Северный, Н.М. Иовчук и др.);
    • прав детей в системе образования (О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, В.И. Золотухина, В.А. Шеланков); в семье (С.А. Сорокин); в обществе (С.А. Щеглова); в детском общественном объединении (Л.Н. Крупинина);
    • проблемы формирования экономических и правовых знаний как средств обеспечения социальной защищенности учащихся (С.К. Омаров);
    • правового воспитания учащихся (Г.А. Дмитриев, Т.В. Корчагина, А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова, Н.И. Элиасберг).
    • основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленок и др.

    Актуальность данной темы обусловлена социальными потребностями школы и общества. Защита прав  и интересов ребёнка в условиях специальной  (коррекционной)  школы VII вида  является неотъемлемой частью социальной работы педагогического коллектива в целом. В специальном (коррекционном) образовательном учреждении  № 480 Кировского района Санкт-Петербурга учатся дети с ограниченными возможностями здоровья, с задержкой психического развития. Контингент учащихся  достаточно сложный,  поэтому социальная  работа является особенно важной.  В нашу школу  поступают дети  из детских домов, приютов, других коррекционных школ; из неблагополучных, малообеспеченных, многодетных  семей со слабым физическим здоровьем. Увеличился перечень заболеваний,  сопутствующих задержке психического развития: тонзиллит, нарушение осанки, дефект речи и т.д. Вдвое стало больше учащихся с психопатоподобным поведением или  патологическим формированием личности. Для этих детей характерны: низкий уровень развития интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость, неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности; недостаточное знание прав и обязанностей.                                      
                      В нашем образовательном учреждении функционируют  15 классов, в них обучается 219 учащихся (девочек – 75, мальчиков – 144 человек). Есть социально не защищенные учащиеся. Это:

    • Дети-сироты – 28 человек;
    • Дети-инвалиды – 14 человек:
    • Опекаемые дети – 8 человек;
    • Дети из многодетных семей – 22 человек;
    • Обучающие на дому (по медицинским показаниям) – 12 человек;
    • Дети из неполных семей – 120 человек;
    • Дети, состоящие на внутришкольном контроле – 20 человека;
    • Дети, состоящие на учёте ПДН – 11 человек;
    • Семьи, состоящие на учёте ПДН – 5 человек. 

               В ГБС (К) ОУ № 480 разработана целая система мероприятий,  направленная на защиту прав и  интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья, так как  именно эти дети нуждаются в особом внимании со стороны взрослых. Защита и охрана прав  и интересов детей осуществляется  через проведение следующих мероприятий:

    · определение статуса воспитанников;

    · помощь в восстановлении и оформлении жизненно важных документов ребенка;

    · представление интересов учащихся школы в правоохранительных органах или в суде;

    · диагностика и контроль развития семейной ситуации учащихся с целью своевременного принятия мер по привлечению к ответственности лиц отрицательно влияющих на детей;

    · защита  прав и интересов детей-сирот, опекаемых детей,  обучающихся в школе, контроль за предоставлением льгот этим учащимися;

    ·совместное с сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников и устройству их на учебу.   Цель настоящих мероприятий в формировании у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом. Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

    1.Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи (при нахождении у ребёнка настораживающих признаков)

    2.Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

    3. Разработка механизмов  работы классного руководителя, психолога, социального педагога по защите прав  и интересов ребёнка.

    4.Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка.

    5.Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

                  Для реализации поставленных задач в специальном коррекционном образовательном учреждении  № 480 Кировского района Санкт-Петербурга  создана

    служба социально - психолого - педагогического сопровождения (СПС), которая  обеспечивает условия для формирования полноценной личности ребенка, оказание поддержки и помощи обучающимся в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей и уровня их развития, а также содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании детей, формировании социально активной личности, способной успешно адаптироваться в обществе.             

    Служба СПС решает следующие задачи: 

    1. Преодоление трудностей в обучении, развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы через систему индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. 

    2. Обеспечение, сохранение и укрепление здоровья.

    3. Защита и обеспечение прав детей и подростков.

    4. Профилактика правонарушений и преступлений.

    5.Социализация, профориентация и трудоустройство учащихся.

    Основные направления работы службы СПС:

    1. Диагностическое (индивидуальное и групповое)

    2. Коррекционно-развивающее (индивидуальное и групповое)

    3. Профилактическое.

    4. Просветительское.

    Реализацию данных задач и направлений обеспечивают следующие специалисты:

     администрация ГБС (К) ОУ №480, учителя и воспитатели ГПД, специалисты службы СПС: 2 педагога-психолога, 3 учителя-логопеда, 2 социального педагога;  

    вся совместная  деятельность которых  направлена на  создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита прав и интересов обучающегося в его жизненном пространстве.                                                               
                   Для формирования
    условий педагогической поддержки индивидуального развития личности в каждом классе в учебном плане предусмотрено проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционно - развивающих занятий общеобразовательной и предметной направленности в целях коррекции недостатков их психического развития, ликвидации имеющихся и предупреждения возможных пробелов в знаниях.  Анализируя опыт взаимодействия  классных руководителей и социальных педагогов, возможно, выделить следующие общие аспекты: 

    -  раннее   выявление  и   предупреждение   фактов   отклоняющегося   поведения  учащихся; 

    - раннее   выявление   неблагополучных   семей;

     -  создание   банка   данных   по   неполным    семьям,   семьям, имеющим   детей  с  особенностями    психофизического    развития, опекунским   семьям  и   т.д.;

     - обеспечение   профилактической  и  коррекционной   работы   с   детьми  и  подростками, состоящими  на  различных    видах   учета   («группа   риска»,  внутришкольный  контроль,  инспекция  по  делам   несовершеннолетних;

     - организация  профилактической   работы  с  учащимися  «группы  риска»;

    -обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

     - поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем; повышение  уровня   правовой   грамотности   учащихся  и  их  родителей  с   целью профилактики   девиантного   поведения;

     -организация   реабилитации   детей, испытывающих   различные   затруднения  в  системе   разнообразных   отношений,  которые  вызывают   дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс   и   пр.)

    -организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

    -своевременное разрешение конфликтных ситуаций;

     - психолого-педагогическое   просвещение   с   целью    создания  оптимальных  условий    для    взаимопонимания   в   семье;

     -   организация   «круглых   столов», семинаров, встреч   для   родителей, педагогов  по   социально-педагогической   проблематике и  др.

     - реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе.

              Исходя из совместно решаемых  проблем, можно назвать и общие формы работы:

    - совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого - педагогической диагностики, как  отдельных учащихся, так и классов в целом;

     - проведение  психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;

    - психолого-педагогические консилиумы с привлечением логопеда, психолога, учителей - предметников;

    -  совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы с привлечением специалистов ППМС центра Кировского района, ПНД «Детская психиатрия», СПб ГУ «Центра социальной помощи семьям и детям Кировского района», Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости»;  

    -совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение занятий по темам: «Права и обязанности учащихся», «Пропаганда  ЗОЖ», целая система мероприятий по профориентации;

    - активное участие обучающихся в конкурсном движении. В рамках районного целевого проекта «Планета здоровья». Так, например, в октябре 2013 года обучающиеся 8-х классов победили в районном конкурсе листовок «Виртуальная реальность», организуемом с целью  предупреждения игровой зависимости.

     В рамках работы по профориентации и самоопределению с учащимися 8-9 классов   работа осуществлялась по направлениям:

    а) Психодиагностический блок предоставляет необходимую информацию о себе и профессиях:

    - диагностика  интересов и склонностей старшеклассников в процессе профориентации (анкетирование)

    - диагностика с целью определения профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

    - индивидуальные заполнения анкеты выпускника. По результатам исследования составляется карта выраженности интересов. Результаты, полученные в ходе профориентационной диагностической работы, предлагаются в ходе специальных индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, на которых они могут получить ответ на интересующие их вопросы.

    б) практические занятия с подростками - рассматриваются темы «Многообразие мира профессий», «Здоровье и выбор профессии» через профориентационные игры.

    Работа с родителями или законными представителями включает в себя следующие мероприятия:

    -Оказание консультативной помощи ребенку в семье через посещение семей на дому (обследование жизненных условий с составлением актов, взятие на учет многодетных, малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении, группа риска, состоящие на учёте ПДН, внутришкольном контроле.)

    - Правовое просвещение в рамках родительских собраний, на которых родители знакомятся с нормативно-правовыми документами, со своими обязанностями в отношении воспитания ребенка. Для них были организованы встречи с сотрудниками правоохранительных органов, в центре внимания которых были интересы детей, защита прав ребенка. Для родителей многодетных семей проведена встреча с юристом, на которой  рассмотрены вопросы об имеющихся льготах  по коммунально-жилищному обеспечению, выплате пособий.

     Совместно с педагогическим коллективом определяется мера ответственности образовательного учреждения, педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей, заключается договор между учредителем и образовательным учреждением, между учреждением и родителями. Совместно с родительским комитетом школы проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического произвола (проводят анонимное анкетирование родителей и сотрудников и др.). Особое значение в деятельности педагогов имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников, начиная с первого класса. Используются разнообразные средства и методы: этические беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, организация игровой деятельности и игр-драматизаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п. В целом в образовательном учреждении ведется работа по соблюдению прав ребенка и их защите.

    Деятельность специалистов социально-педагогической службы представлена не просто суммой разнообразных методов диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей работы с детьми. В ГБС(К) ОУ № 480  она определяется комплексной технологией сопровождения, как особой культурой помощи ребенку в решении задач его возрастного и личностного развития, социализации. Работа ведется совместно с педагогами, родителями, другими социальными институтами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

    В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

    В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

    Реферат на тему: Прсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

    Данная работа стала итоговым завершением Курсов повышения квалификации в МИОО (2012-2013 г )  В реферате  освещается актуальность проблемы исследования.  Изложена теория вопроса.П...

    Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы VII вида

    В статье " Опыт работы педагогического коллектива в условиях специальной (коррекционной) школы  VII  вида" рассказывается о  создании эффективного и успешно развивающегося в максимально...

    Коррекция речевых нарушений у обучающихся с ранним детским аутизмом в условиях специальной коррекционной школы VIII вида

    Методические рекомендации по формированию лексической и грамматической стороны речи у обучающихся с ранним детским аутизмом....

    Особенности решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

    В данной статье представлены результаты исследования особенностей решения составных арифметических задач учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Исследование проводилось...