Воспитание личности в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
учебно-методический материал по теме

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_lichnosti.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание личности в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.

Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире. Именно в досуговой внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации

С этой целью в школе разрабатывается проект  (ведётся разносторонняя подготовительная работа к подготовке и реализации этого проекта) –                «Мы - славные дети Кубани!»

Предусматривается работа во взаимодействии различных структур:

- казачьего класса, его создание планируется в 2013 году на основе 4 класса;

- школьной детской организации «Юная Кубань»;

-школьного музея истории Кубани, заложенного в прошлом учебном году;

-поискового клуб «Краеведы»

-казачьего сообщества ст. Платнировской;

-Центра  Досуга ст-цы Платнировской;

-родителей, близких учеников.

    1.В основе этого проекта лежит создание казачьего класса, цели и задачи которого предусматривают развитие личности учащихся через включенность в различного рода деятельность и степень активности в этой деятельности. Готовность к жизни в  современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни; ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, учить ставить реалистические цели и  быть способным их достигать.

Происходит разностороннее развитие личности ученика:      

 социально - трудовая компетенция -

 восприятие и понимание учащимися таких ценностей,  как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа»,  «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.  Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

Общекультурная компетенция -

определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, знание и почитание культурных традиций Кубанского края, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере.

Компетенция личностного самосовершенствования

 направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.   Развитие основных физических качеств.

Коммуникативная компетенция,

включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую подготовку, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, помогает ребятам свободнее адаптироваться в окружающем мире.

2. Работа школьной  детской организации «Юная Кубань»

 ориентирована на формирование активной  роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для в современное общество. Это означает изменение позиции воспитанника: из пассивного объекта воспитательного воздействия со стороны педагогов и родителей он становится активным субъектом - преобразователем социальной среды (микросреды школы - интерната). Таким образом, Основное положение - ребёнок как субъект воспитательной системы - заложено в самой цели программы активной социализации: создание условий для развития личностных качеств ребёнка, обеспечивающей ему успешную социализацию и интеграцию в социуме на основе принципиального изменения. изменение пассивной и потребительской позиции наших воспитанников на активную социальную          роль людей, обладающих уверенностью в своих возможностях воздействия на социум и на свою судьбу.

   Работа  определена по схеме 1-5; 6-9, т.е. первый блок состоит из начальной школы плюс пятый класс. Второй – объединяет с шестого по девятый классы. Всецело охватываются все учащиеся школы. « Юная Кубань»  только начинает свой творческий  жизненный путь, правильнее сказать набирает силу и опыт. Создана она в школе давно, носила название «Спарта». По ряду причин работа её преугасла. И вот второй год «СПАРТАНЦЫ» наши рвутся вперёд под новыми знамёнами, к новым вершинам.

-утверждены правоустанавливающие документы;

-выбрана и согласована геральдика организации, устав, законы и заповеди, песня-гимн д.о.;

-определены направления работы;

-в классах прошли пропедевтические мероприятия по выбору направлений работы и названий отрядов, отрядных песен, девизов, эмблем.

С учётом специфики учащихся нашей школы (коррекционное учреждение  VIII вида), акцент делается на достижении осознанности ребёнком уникальности каждого человека, и, соответственно, самого себя (формирование индивидуальности, самоутверждение через деятельность) в сочетании с усвоением принципов коллективизма, ощущением своей принадлежности к сообществу (коммуникативные способности, интеграция в социум).

  3. Здесь успешным воспитательным элементом становится школьное coyправление, которое планируется осуществлять уже с этого учебного года. Его цель: интеграция ребёнка в социокультурную среду через участие в общественной  жизни школы; приобщение личности к общечеловеческим ценностям. В повседневной деятельности соуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, в её организации, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и в принятии решений. Главным органом школьного соуправления являются школьное объединение «Содружество»,в него входят:

   - актив д.о. (со своим уставом, гимном,  флагом, девизом),

   - Совет Мудрейших (в лице директора школы, заместителей директора   школы по УР и ВР, старшей вожатой и соц. педагог, психолог и др.)  

  - совет школьного объединения из 10 уч.

 Принимая участие в этих органах, дети приобретают опыт общения и практических действий в планировании, организации и анализе деятельности.

    4.  В рамках реализации проекта «Историческое наследие Кубани» в школе заложен музей по Кубановедению. Он включает в себя малый исторический комплекс «Подворье казаков», расположенный на территории школы и уголок «В семье казачьей» -в актовом зале. Составляется программа развития музейного комплекса , реализация данной программы будет содействовать более полному и глубокому формированию осознанного отношения к прошлому, настоящему и будущему Отечества у  учащихся нашей школы. Работа в этом направлении позволит в большей мере осуществлять гражданское и патриотическое воспитание наших подопечных, прививать ценнейшие качества для будущей самостоятельной жизни: любовь к своей малой Родине, своему народу, толерантное отношение к соотечественникам. Она будет тесно взаимодействовать с жизнью казачьего класса и казачеством ст. Платнировской, с историческим музеем ЦД станицы.

    5.Закладываются перспективы создания поискового клуба «Краеведы». Ведётся исследовательская подготовительная работа, которая позволит к началу следующего учебного года работать в рамках этого клуба.

Цели и задачи включают в себя: изучение истории родного края и его традиций, знакомство с героическими судьбами соотечественников, составление альбома Славы «Их имена - это гордость Кубани!» .

Работа этого проекта позволит школе успешно добиться полноценного решения задач по социализации воспитанников нашей школы, чтобы в жизнь они вошли уверенной поступью, чтя и уважая свой народ и его наследие, умело пользовались традициями, сохраняли преемственность поколений, гордились своей Родиной , высоко несли звание «Кубанец».

    6. В 2013 году планируется заложить аллею «Спортивной славы Кубани».

Дан старт к началу сбора информации и подготовке дизайнерских проектов в отрядах старшего блока. Ребята проведут работу в этом направлении и представят к защите свой проект. Все проекты будут рассмотрены на заседании  «Содружества».  Лучшему будет суждено родиться на территории нашей школы. Работа в этом направлении позволит учащимся познакомиться с великими людьми и их достижениями в спорте, в спортивном движении,       Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение населения края к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Спорту в нашей школе отдаётся приоритетное расположение.

    7. Чтобы воспитывать  в человеке чувство гордости за свою Родину, надо  с детства  научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет  от души, а душа добра и красива народная.

        Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим  народам, с его традициями и бытом с раннего детства.

 Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным  с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот  устойчиво сохранялся с раннего детства и до зрелого возраста.                               Следуя в упомянутом направлении, сложилось, из многих составляющих, желание создать школьный кукольный театр с элементами сценических образов. Изготовление костюмов и декораций планируется своими силами. Нужно отметить, что многое уже сделано.Реализация данного проекта  имеет особую ценность в коррекционной школе, активны, большей частью, все методы и приёмы коррекционной деятельности. Что позволит воспитать гармоничную личность, успешнее интегрировать её в современное общество. В школе же – грамотно и интересно организовать внеурочное время, создавать положительную мотивацию к познавательной деятельности, воспитывать любовь к искусству, развивать творческие способности у детей,  работать над коррекцией высших психических функций, вести необходимую каждому ребёнку, индивидуальную адаптивную и коррекционную деятельность.

    8. С этого учебного  начинает свою работу «Школа для родителей».    Учителю СБО просто необходимо такое взаимодействие с родителями и близкими учеников. Работа даёт реальные результаты, помогает ребёнку проще и правильно воспринимать всю информацию, которую они получают на уроках и во внеурочное время.            

Утверждена программа и план работы. Задачи этой школы - обучение  родителей детей с ограниченными возможностями здоровья для повышения их компетентности в вопросах воспитания, реабилитации и социализации  учащихся нашей школы. Планируется установить партнёрские отношения педагогов с семьёй каждого ученика, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Такой союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях и в интересах развития личности ребёнка.