Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
рабочая программа по теме

Лютоев Владимир Васильевич

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, что ее результатом является  -  успешная социальная адаптация в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon srednee_zveno_1.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобраовательная школа-интернат № 8   VIII вида» с. Кослан

Программа

коррекционно-развивающей работы c воспитанниками

младшего школьного возраста

на развитие познавательных процессов

для детей 11 – 15 лет

«ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

Автор-составитель

педагог-психолог

Лютоев В.В.

с. Кослан, 2014

Пояснительная записка

Актуальность программы

Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Программа творческого объединения Уроки психологии «Все мы люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, что ее результатом является  -  успешная социальная адаптация в дальнейшем.

Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Задачи программы:

  1. формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
  2. формирование образа «Я», навыков самопознания;
  3. развитие эмоционально – волевой сферы;
  4. освоение навыков работы в коллективе;
  5. развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
  6. расширение словарного запаса

Пути реализации программы:

  1. Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
  2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный  процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.
  3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым потребностям ребёнка.
  4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых  условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Методы и формы реализации программы

  1. Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из  важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей  с   умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто недостаточен  у детей данной категории   в связи  социальными  факторами и условиями воспитания. Арт – методы используются при групповой форме работы, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы  используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого  в связи с психофизическими особенностями  развития детей  с легкой умственной отсталостью.  Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения  и построить более гармоничные взаимоотношения  с миром. Во многих случаях работа   с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.
  2. Игротерапия -  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.
  3. Психогимнастика  - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятий за 1 год обучения.  Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию преподавателя в зависимости от перечисленных выше факторов.

Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Закон об образовании РФ;
  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
  • Этический кодекс психолога.

Успехи реализации программы возможны если:

  • Программа выполнена на 100%;
  • Учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
  • Педагогами и родителями (законными представителями) выполняются все рекомендации педагога-психолога.

Перспективы.

  • Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;
  • Расширение возможности их общения в современном обществе;
  • Сформированность положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
  • Освоение навыков работы в коллективе.

Содержание программы

Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения.  Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от  психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий для детей с  умственной отсталостью  степени включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и   2  блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает    разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с  многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений   с окружающими  людьми.

Программа  занятий вариативна, является гибкой  в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого-педагогического воздействия.

Учебный план программы

«Все мы люди»

№ п/п

Тема (блоки)

Кол-во часов

1.

« Что я знаю о себе». Содержание первого блока помогает    разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с  многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки.

18

2.

«Я и другие». Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений   с окружающими  людьми.

16

ИТОГО:

34

Тематический план занятий

Тема занятий

Основные цели:

Кол-во часов по программе

1.

«В начале пути»

-Становление правил поведения в группе;

-Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

2

2.

«САМоценность»

-установление контактов между участниками;

-снятие эмоционального и телесного напряжения;

-развитие навыков совместной игры.

2

3.

«Мое тело»

-закрепление знаний о своем теле;

-формирование и закрепление представлений о гендерных различиях.

1

4.

«Волшебные рисунки»

-Гармонизация эмоционального состояния;

-Развитие и познание внутреннего мира ребенка;

-Снятие напряжения и агрессивных тенденций;

-Осознание чувств.

1

5.

«Мой волшебный мир»

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развитие навыков самопознания;

-Познание внутреннего мира ребенка.

2

6.

«Необыкновенная

скорлупа»

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развитие умения работать в коллективе;

-Развитие навыков самопознания;

-Познание внутреннего мира ребенка.

2

7.

«Мои достижения»

-Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

-Развития самопознания;

-Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков.

2

8.

«Взаимодействие»

-Снятие психоэмоционального напряжения;

-Развитие самопознания;

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

2

9.

«Вместе»

-Взаимодействие участников группы;

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

2

10.

«Двигаемся дальше»

-Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему;

-Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

-Развитие самопознания;

-Гармонизация психоэмоционального состояния.

1

11.

«На пути»

-Повышение активности и самооценки детей;

-Принятие  и осознание своих негативных качеств.

1

12.

«Я и другие»

-Изучение мотивов негативного поведения;

-Изучение агрессивного поведения других людей;

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

2

13.

«Все мы люди»

-установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга;

-формирование навыков рассказывать о себе;

-развитие мелкой моторики, координации.

2

14.

«Транспорт»

 -познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль);

-обучить элементарным правилам дорожного движения; создать ситуации, приближенные к реальности, для реализации полученных навыков.

2

15.

«Магазин»

-обучение навыкам самостоятельного посещения магазина;

-формирование и закрепление умения обращаться за помощью, строить диалог;

2

16.

«Идем в гости»

-формирование навыков поведения в гостях, элементарных норм этикета;

-умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе.

2

17.

«Выплеск»

-Осознание накопившихся отрицательных эмоций;

-Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

1

18.

«Договор – уговор»

-Обучение методам саморегуляции.

2

19.

«Солнышко и туча»

-снижение уровня личностной тревожности;

-формирование положительной мотивации к занятиям

1

20.

«Завершение»

-Гармонизация эмоционального состояния;

-Развитие самопознания;

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

1

21.

«Итог»

Завершение работы группы

1

ИТОГО:

34


Календарный план

№ занятия

Месяц

Неделя

Тема занятия

Примечание

1

сентябрь

1,2

«В начале пути»

2

сентябрь

3,4

«САМоценность»

3

октябрь

1

«Мое тело»

4

октябрь

2

«Волшебные рисунки»

5

октябрь

3,4

«Мой волшебный мир»

6

ноябрь

1,2

«Необыкновенная

скорлупа»

7

ноябрь

3

«Мои достижения»

8

декабрь

1

«Мои достижения»

9

декабрь

2,3

«Взаимодействие»

10

декабрь

4

«Вместе»

11

январь

2

«Вместе»

12

январь

3

«Двигаемся дальше»

13

январь

4

«На пути»

14

февраль

1,2

«Я и другие»

15

февраль

3

«Все мы люди»

16

март

1

«Все мы люди»

17

март

2,3

«Транспорт»

18

март

4

«Магазин»

19

апрель

1

«Магазин»

20

апрель

2,3

«Идем в гости»

21

апрель

4

«Выплеск»

22

май

1,2

«Договор уговор»

23

май

3

«Солнышко и туча»

24

май

4,4

«Завершение» «Итог»

Планируемый результат:

  1. Развитие навыков совместной деятельности;
  2. Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
  3. Развитие адекватной самооценки;
  4. Развитие коммуникативных умений и навыков;
  5. Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
  6. Гармонизация психоэмоционального состояния;
  7. Социализация и адаптация в современном обществе.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
  2.  Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
  3.  Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? : книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.
  4.  Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.
  5. Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.
  6. Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.
  7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.
  8.  Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.
  9. Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
  10.  Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»

программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, исп...

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДА РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД ПРОЕКТОМ «ФРОНОВОЙ УРАЛ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

Данная статья подробно описывает этапы работы над проектом "Фронтовой Урал глазами детей". Она может помочь Вам в работе над подобными проектами....

Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья представляет собой подробную характеристику понятия «субъектная позиция» с точки зрения классической и современной психологической науки. Развитие субъектной позиции учащи...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Цели программы-  Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...