Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
рабочая программа по теме
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, что ее результатом является - успешная социальная адаптация в дальнейшем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednee_zveno_1.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобраовательная школа-интернат № 8 VIII вида» с. Кослан
Программа
коррекционно-развивающей работы c воспитанниками
младшего школьного возраста
на развитие познавательных процессов
для детей 11 – 15 лет
«ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
Автор-составитель
педагог-психолог
Лютоев В.В.
с. Кослан, 2014
Пояснительная записка
Актуальность программы
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Программа творческого объединения Уроки психологии «Все мы люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.
Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, что ее результатом является - успешная социальная адаптация в дальнейшем.
Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Задачи программы:
- формирование положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- формирование образа «Я», навыков самопознания;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- освоение навыков работы в коллективе;
- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
- расширение словарного запаса
Пути реализации программы:
- Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
- Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
- Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым потребностям ребёнка.
- Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
Методы и формы реализации программы
- Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей с умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто недостаточен у детей данной категории в связи социальными факторами и условиями воспитания. Арт – методы используются при групповой форме работы, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого в связи с психофизическими особенностями развития детей с легкой умственной отсталостью. Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения и построить более гармоничные взаимоотношения с миром. Во многих случаях работа с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.
- Игротерапия - позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.
- Психогимнастика - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения
Условия реализации программы
Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятий за 1 год обучения. Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию преподавателя в зависимости от перечисленных выше факторов.
Разработанная программа опирается на следующие законодательные и правовые документы:
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Закон об образовании РФ;
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
- Этический кодекс психолога.
Успехи реализации программы возможны если:
- Программа выполнена на 100%;
- Учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
- Педагогами и родителями (законными представителями) выполняются все рекомендации педагога-психолога.
Перспективы.
- Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;
- Расширение возможности их общения в современном обществе;
- Сформированность положительных межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
- Освоение навыков работы в коллективе.
Содержание программы
Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения. Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий для детей с умственной отсталостью степени включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и 2 блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений с окружающими людьми.
Программа занятий вариативна, является гибкой в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого-педагогического воздействия.
Учебный план программы
«Все мы люди»
№ п/п | Тема (блоки) | Кол-во часов |
1. | « Что я знаю о себе». Содержание первого блока помогает разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с многообразием чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. | 18 |
2. | «Я и другие». Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений с окружающими людьми. | 16 |
ИТОГО: | 34 |
Тематический план занятий
№ | Тема занятий | Основные цели: | Кол-во часов по программе |
1. | «В начале пути» | -Становление правил поведения в группе; -Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы. | 2 |
2. | «САМоценность» | -установление контактов между участниками; -снятие эмоционального и телесного напряжения; -развитие навыков совместной игры. | 2 |
3. | «Мое тело» | -закрепление знаний о своем теле; -формирование и закрепление представлений о гендерных различиях. | 1 |
4. | «Волшебные рисунки» | -Гармонизация эмоционального состояния; -Развитие и познание внутреннего мира ребенка; -Снятие напряжения и агрессивных тенденций; -Осознание чувств. | 1 |
5. | «Мой волшебный мир» | -Гармонизация эмоционального состояния ребенка; -Развитие навыков самопознания; -Познание внутреннего мира ребенка. | 2 |
6. | «Необыкновенная скорлупа» | -Гармонизация эмоционального состояния ребенка; -Развитие умения работать в коллективе; -Развитие навыков самопознания; -Познание внутреннего мира ребенка. | 2 |
7. | «Мои достижения» | -Гармонизация эмоционального состояния ребенка; -Развития самопознания; -Развитие адекватной самооценки; - Развитие коммуникативных умений и навыков. | 2 |
8. | «Взаимодействие» | -Снятие психоэмоционального напряжения; -Развитие самопознания; -Развитие коммуникативных умений и навыков. | 2 |
9. | «Вместе» | -Взаимодействие участников группы; -Развитие коммуникативных умений и навыков. | 2 |
10. | «Двигаемся дальше» | -Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему; -Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий; -Развитие самопознания; -Гармонизация психоэмоционального состояния. | 1 |
11. | «На пути» | -Повышение активности и самооценки детей; -Принятие и осознание своих негативных качеств. | 1 |
12. | «Я и другие» | -Изучение мотивов негативного поведения; -Изучение агрессивного поведения других людей; -Развитие коммуникативных умений и навыков. | 2 |
13. | «Все мы люди» | -установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга; -формирование навыков рассказывать о себе; -развитие мелкой моторики, координации. | 2 |
14. | «Транспорт» | -познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль); -обучить элементарным правилам дорожного движения; создать ситуации, приближенные к реальности, для реализации полученных навыков. | 2 |
15. | «Магазин» | -обучение навыкам самостоятельного посещения магазина; -формирование и закрепление умения обращаться за помощью, строить диалог; | 2 |
16. | «Идем в гости» | -формирование навыков поведения в гостях, элементарных норм этикета; -умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе. | 2 |
17. | «Выплеск» | -Осознание накопившихся отрицательных эмоций; -Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии. | 1 |
18. | «Договор – уговор» | -Обучение методам саморегуляции. | 2 |
19. | «Солнышко и туча» | -снижение уровня личностной тревожности; -формирование положительной мотивации к занятиям | 1 |
20. | «Завершение» | -Гармонизация эмоционального состояния; -Развитие самопознания; -Развитие коммуникативных умений и навыков. | 1 |
21. | «Итог» | Завершение работы группы | 1 |
ИТОГО: | 34 |
Календарный план
№ занятия | Месяц | Неделя | Тема занятия | Примечание |
1 | сентябрь | 1,2 | «В начале пути» | |
2 | сентябрь | 3,4 | «САМоценность» | |
3 | октябрь | 1 | «Мое тело» | |
4 | октябрь | 2 | «Волшебные рисунки» | |
5 | октябрь | 3,4 | «Мой волшебный мир» | |
6 | ноябрь | 1,2 | «Необыкновенная скорлупа» | |
7 | ноябрь | 3 | «Мои достижения» | |
8 | декабрь | 1 | «Мои достижения» | |
9 | декабрь | 2,3 | «Взаимодействие» | |
10 | декабрь | 4 | «Вместе» | |
11 | январь | 2 | «Вместе» | |
12 | январь | 3 | «Двигаемся дальше» | |
13 | январь | 4 | «На пути» | |
14 | февраль | 1,2 | «Я и другие» | |
15 | февраль | 3 | «Все мы люди» | |
16 | март | 1 | «Все мы люди» | |
17 | март | 2,3 | «Транспорт» | |
18 | март | 4 | «Магазин» | |
19 | апрель | 1 | «Магазин» | |
20 | апрель | 2,3 | «Идем в гости» | |
21 | апрель | 4 | «Выплеск» | |
22 | май | 1,2 | «Договор уговор» | |
23 | май | 3 | «Солнышко и туча» | |
24 | май | 4,4 | «Завершение» «Итог» |
Планируемый результат:
- Развитие навыков совместной деятельности;
- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
- Развитие адекватной самооценки;
- Развитие коммуникативных умений и навыков;
- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
- Гармонизация психоэмоционального состояния;
- Социализация и адаптация в современном обществе.
Список литературы
- Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
- Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
- Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? : книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.
- Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.
- Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.
- Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.
- Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.
- Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
- Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....
Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»
программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, исп...
ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДА РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД ПРОЕКТОМ «ФРОНОВОЙ УРАЛ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
Данная статья подробно описывает этапы работы над проектом "Фронтовой Урал глазами детей". Она может помочь Вам в работе над подобными проектами....
Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".
Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...
РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Статья представляет собой подробную характеристику понятия «субъектная позиция» с точки зрения классической и современной психологической науки. Развитие субъектной позиции учащи...
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста
Цели программы- Развитие и коррекция познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...