Главные вкладки

    Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»
    рабочая программа по теме

    Лютоев Владимир Васильевич

    Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, что ее результатом является  -  успешная социальная адаптация в дальнейшем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon srednee_zveno_1.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобраовательная школа-интернат № 8   VIII вида» с. Кослан

    Программа

    коррекционно-развивающей работы c воспитанниками

    младшего школьного возраста

    на развитие познавательных процессов

    для детей 11 – 15 лет

    «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

    Автор-составитель

    педагог-психолог

    Лютоев В.В.

    с. Кослан, 2014

    Пояснительная записка

    Актуальность программы

    Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Все большему числу детей во всех странах мира ставится диагноз «умственная отсталость». Социализация детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Программа творческого объединения Уроки психологии «Все мы люди» ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

    Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, что ее результатом является  -  успешная социальная адаптация в дальнейшем.

    Цель программы – повысить самостоятельность умственно отсталых детей и расширить возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

    Задачи программы:

    1. формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
    2. формирование образа «Я», навыков самопознания;
    3. развитие эмоционально – волевой сферы;
    4. освоение навыков работы в коллективе;
    5. развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
    6. расширение словарного запаса

    Пути реализации программы:

    1. Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.
    2. Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный  процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.
    3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым потребностям ребёнка.
    4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых  условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

    Методы и формы реализации программы

    1. Арт – методы (рисуночные техники, музыкотерапия). Одним из  важнейших факторов положительного воздействия арт – методов на детей  с   умственной отсталостью являются терапевтические отношения, благодаря которым ребенок может ощущать себя в безопасности и начать выражать себя более смело, развить коммуникативные способности и получить ценнейший опыт принятия и поддержки, который, к сожалению, часто недостаточен  у детей данной категории   в связи  социальными  факторами и условиями воспитания. Арт – методы используются при групповой форме работы, которые можно разделить на директивный (деятельность ребенка в процессе занятия определенным образом организуется и направляется специалистом) и недирективный варианты. Во многих занятиях данной программы  используется сочетание директивного и недирективного подходов, с доминированием первого  в связи с психофизическими особенностями  развития детей  с легкой умственной отсталостью.  Во многих случаях изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения  и построить более гармоничные взаимоотношения  с миром. Во многих случаях работа   с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. В других – отреагировать травматический опыт и достичь над ним контроль.
    2. Игротерапия -  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде.
    3. Психогимнастика  - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения

    Условия реализации программы

    Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 34 занятий за 1 год обучения.  Каждая встреча рассчитана на 30–40 минут в зависимости от эмоционального состояния и физического самочувствия участников. Продолжительность занятий может быть увеличена или уменьшена по желанию преподавателя в зависимости от перечисленных выше факторов.

    Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:

    • Конвенция ООН о правах ребенка;
    • Закон об образовании РФ;
    • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;
    • Этический кодекс психолога.

    Успехи реализации программы возможны если:

    • Программа выполнена на 100%;
    • Учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся;
    • Педагогами и родителями (законными представителями) выполняются все рекомендации педагога-психолога.

    Перспективы.

    • Продолжать работу по повышению самостоятельности умственно отсталых детей;
    • Расширение возможности их общения в современном обществе;
    • Сформированность положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;
    • Освоение навыков работы в коллективе.

    Содержание программы

    Структура занятий включает в себя разминку, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения.  Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от  психоэмоционального состояния учащихся и группы. Начинается курс вводным занятием, на котором учащиеся знакомятся с основными правилами работы в группе. Тематика развивающих занятий для детей с  умственной отсталостью  степени включает два основных блока: 1 блок « Что я знаю о себе» и   2  блок «Я и другие». Содержание первого блока помогает    разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с  многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки. Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений   с окружающими  людьми.

    Программа  занятий вариативна, является гибкой  в зависимости от психофизических особенностей участников группы и индивидуальных психологических особенностей. Некоторые занятия в ходе прохождения программы могут дублироваться (по желанию участников или решению педагога – психолога) с целью усвоения практического опыта или завершения психолого-педагогического воздействия.

    Учебный план программы

    «Все мы люди»

    № п/п

    Тема (блоки)

    Кол-во часов

    1.

    « Что я знаю о себе». Содержание первого блока помогает    разобраться в личностных особенностях своего «Я» узнать свою самооценку, познакомиться с  многообразием  чувств и эмоций, определить свои достоинства и недостатки.

    18

    2.

    «Я и другие». Второй блок включает темы, связанные с изучением особенностей взаимоотношений   с окружающими  людьми.

    16

    ИТОГО:

    34

    Тематический план занятий

    Тема занятий

    Основные цели:

    Кол-во часов по программе

    1.

    «В начале пути»

    -Становление правил поведения в группе;

    -Снятие эмоционального напряжения, создание рабочей атмосферы.

    2

    2.

    «САМоценность»

    -установление контактов между участниками;

    -снятие эмоционального и телесного напряжения;

    -развитие навыков совместной игры.

    2

    3.

    «Мое тело»

    -закрепление знаний о своем теле;

    -формирование и закрепление представлений о гендерных различиях.

    1

    4.

    «Волшебные рисунки»

    -Гармонизация эмоционального состояния;

    -Развитие и познание внутреннего мира ребенка;

    -Снятие напряжения и агрессивных тенденций;

    -Осознание чувств.

    1

    5.

    «Мой волшебный мир»

    -Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

    -Развитие навыков самопознания;

    -Познание внутреннего мира ребенка.

    2

    6.

    «Необыкновенная

    скорлупа»

    -Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

    -Развитие умения работать в коллективе;

    -Развитие навыков самопознания;

    -Познание внутреннего мира ребенка.

    2

    7.

    «Мои достижения»

    -Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

    -Развития самопознания;

    -Развитие адекватной самооценки;

    - Развитие коммуникативных умений и навыков.

    2

    8.

    «Взаимодействие»

    -Снятие психоэмоционального напряжения;

    -Развитие самопознания;

    -Развитие коммуникативных умений и навыков.

    2

    9.

    «Вместе»

    -Взаимодействие участников группы;

    -Развитие коммуникативных умений и навыков.

    2

    10.

    «Двигаемся дальше»

    -Осознание неконструктивного поведения и выражения своего отношения к нему;

    -Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

    -Развитие самопознания;

    -Гармонизация психоэмоционального состояния.

    1

    11.

    «На пути»

    -Повышение активности и самооценки детей;

    -Принятие  и осознание своих негативных качеств.

    1

    12.

    «Я и другие»

    -Изучение мотивов негативного поведения;

    -Изучение агрессивного поведения других людей;

    -Развитие коммуникативных умений и навыков.

    2

    13.

    «Все мы люди»

    -установление более тесных взаимоотношений между участниками тренинга;

    -формирование навыков рассказывать о себе;

    -развитие мелкой моторики, координации.

    2

    14.

    «Транспорт»

     -познакомить детей с различными видами транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль);

    -обучить элементарным правилам дорожного движения; создать ситуации, приближенные к реальности, для реализации полученных навыков.

    2

    15.

    «Магазин»

    -обучение навыкам самостоятельного посещения магазина;

    -формирование и закрепление умения обращаться за помощью, строить диалог;

    2

    16.

    «Идем в гости»

    -формирование навыков поведения в гостях, элементарных норм этикета;

    -умения знакомиться друг с другом, вести себя в обществе.

    2

    17.

    «Выплеск»

    -Осознание накопившихся отрицательных эмоций;

    -Обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

    1

    18.

    «Договор – уговор»

    -Обучение методам саморегуляции.

    2

    19.

    «Солнышко и туча»

    -снижение уровня личностной тревожности;

    -формирование положительной мотивации к занятиям

    1

    20.

    «Завершение»

    -Гармонизация эмоционального состояния;

    -Развитие самопознания;

    -Развитие коммуникативных умений и навыков.

    1

    21.

    «Итог»

    Завершение работы группы

    1

    ИТОГО:

    34


    Календарный план

    № занятия

    Месяц

    Неделя

    Тема занятия

    Примечание

    1

    сентябрь

    1,2

    «В начале пути»

    2

    сентябрь

    3,4

    «САМоценность»

    3

    октябрь

    1

    «Мое тело»

    4

    октябрь

    2

    «Волшебные рисунки»

    5

    октябрь

    3,4

    «Мой волшебный мир»

    6

    ноябрь

    1,2

    «Необыкновенная

    скорлупа»

    7

    ноябрь

    3

    «Мои достижения»

    8

    декабрь

    1

    «Мои достижения»

    9

    декабрь

    2,3

    «Взаимодействие»

    10

    декабрь

    4

    «Вместе»

    11

    январь

    2

    «Вместе»

    12

    январь

    3

    «Двигаемся дальше»

    13

    январь

    4

    «На пути»

    14

    февраль

    1,2

    «Я и другие»

    15

    февраль

    3

    «Все мы люди»

    16

    март

    1

    «Все мы люди»

    17

    март

    2,3

    «Транспорт»

    18

    март

    4

    «Магазин»

    19

    апрель

    1

    «Магазин»

    20

    апрель

    2,3

    «Идем в гости»

    21

    апрель

    4

    «Выплеск»

    22

    май

    1,2

    «Договор уговор»

    23

    май

    3

    «Солнышко и туча»

    24

    май

    4,4

    «Завершение» «Итог»

    Планируемый результат:

    1. Развитие навыков совместной деятельности;
    2. Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
    3. Развитие адекватной самооценки;
    4. Развитие коммуникативных умений и навыков;
    5. Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
    6. Гармонизация психоэмоционального состояния;
    7. Социализация и адаптация в современном обществе.

    Список литературы

    1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.
    2.  Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.
    3.  Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? : книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.
    4.  Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.
    5. Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.
    6. Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.
    7. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.
    8.  Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.
    9. Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.
    10.  Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....

    Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»

    программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, исп...

    ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДА РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД ПРОЕКТОМ «ФРОНОВОЙ УРАЛ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

    Данная статья подробно описывает этапы работы над проектом "Фронтовой Урал глазами детей". Она может помочь Вам в работе над подобными проектами....

    Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".

    Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...

    РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Статья представляет собой подробную характеристику понятия «субъектная позиция» с точки зрения классической и современной психологической науки. Развитие субъектной позиции учащи...

    Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

    Цели программы-  Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

    Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

    В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...