ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДА РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД ПРОЕКТОМ «ФРОНОВОЙ УРАЛ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
проект по изобразительному искусству (изо) на тему

Данная статья подробно описывает этапы работы над проектом "Фронтовой Урал глазами детей". Она может помочь Вам в работе над подобными проектами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Этапы работы над проектом35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Завьялова И.В., педагог дополнительного образования

МБОУ ДО «Детско-юношеский центр» КМЖ «Созвездие»

ЭТАПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВИДА РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАД ПРОЕКТОМ «ФРОНОВОЙ УРАЛ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

В 2015 году наша ИЗО-студия участвовала в городской научно-практической конференции «Фронтовой Урал глазами детей», посвященной 70-летию Великой Победы. Для детей эта тема была очень отдаленной от них, поскольку годы войны переживали их прабабушки и прадедушки, которых уже и нет в живых. Но формат работы, а именно проектная деятельность, по данной теме был действительно актуальным. Именно проектная деятельность помогла нам раскрыть тему Великой Отечественной войны. В данной статье мы хотим поделиться этапами нашей работы.

Поскольку опыта в данном направлении мы ранее не имели, было принято решение выбрать индивидуальный вид работы, то есть над проектом трудился один учащийся – 10-летняя активистка ИЗО-студии. Проект на всем протяжении выполнялся с координацией педагога, потому что, учитывая возрастные особенности, ученик начальной школы не справился бы с работой самостоятельно. Было важно отказаться от авторитарного руководства и работать в содружестве с ребенком. Стараясь сохранять консультационные функции, мы не навязывали свое решение.

Первым этапом работы в данном направлении были беседы о войне 1941-45 годов. Вопросы были продуманны педагогом, такое занятие необходимо перед началом проектной деятельности, поскольку мы получали информацию о уже имеющихся знаниях ребенка. Занятие строилось по следующей схеме:

  1. Немного истории (когда была Великая Отечественная война? что ты о ней знаешь?)
  2. Участие в войне бабушек и дедушек учащегося (были ли твои бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки участниками военных действий? Были ли они тружениками тыла?)
  3. Какие истории про войну ты слышали и что сейчас напоминает тебе о войне?

По результатам такой беседы можно было сделать вывод, что ребенок имеет расплывчатую информацию о войне. Бабушки и дедушки уже не говорят с детьми о войне, поскольку уже сами родились позже ее и не застали тех ужасных времен. Самое яркое представление о войне передают памятники города. Именно поэтому вторым шагом в нашем проекте стала экскурсия по памятникам города, посвященным Великой Отечественной войне. Ребенок очень активно поддержал эту идею.

Педагогом был продуман маршрут: мы посетили несколько памятников города Екатеринбурга – «Седой Урал» на площади Обороны, памятник воинам мотоциклистам и детям - труженикам тыла. Самым новым, самым понятным для ребенка и самым насыщенным в плане передачи горечи войны оказался памятник детям-труженикам тыла. Девочка тут же самостоятельно определилась с направлением своей работы – она будет освящать тему детей в годы войны.

После нашей прогулки, ребенок получил от педагога задание – найти информацию о детях-тружениках тыла, используя Интернет-ресурсы. На следующее занятие она пришла с уже готовой и совершенно неожиданной информацией. Да, Урал – кузница Победы, да, многие дети работали на заводах Урала в то страшное время, но ребенок самостоятельно узнал о школе № 22, где сразу после школьного бала в июне 1941 года все выпускники и часть учителей ушли на фронт и не вернулись оттуда. Кроме того, ее отец когда-то был тесно связан с этой школой, работая в ней. Девочка, заинтересовавшись историей данной школы, уговорила родителей съездить к дверям этой школы и посетить памятник, воздвигнутый в непосредственной близости от нее.

С названием картины определились достаточно легко: ребенок предложил несколько вариантов и мы вместе выбрали тему: «После школьного бала…»

Следующий шаг был самым сложным – выбор темы, проблемы, сюжета для картины. Мы выделили целое занятие на проработку идеи нашей будущей картины. Девочке хотелось отразить отвагу и мужество выпускников школы, которые не побоялись даже смерти и пошли защищать Родину. С другой стороны, в истории про эту школу чувствовалась горечь утраты молодых девочек и мальчиков. После долгих раздумий она пришла к выводу – ей хочется изобразить данный материал в виде комикса.

Над композицией картины ребенку трудно было работать самостоятельно. Девочка отлично справилась с эскизами, которые отражали разные сюжеты – школьный бал, проводы юношей на войну, военные действия. Но соединить все это воедино самостоятельно не удалось, поэтому нам пришлось подсказать, как лучше сформировать общую композицию всей работы. С форматом картины ребенок определился самостоятельно, точно зная, что несколько сюжетов не подходит для маленького листа.

Работая над цветом в картине, учащаяся пошла в правильном направлении – мирное небо она захотела сделать голубым, краски яркие и радостные, в то время как войну она изображала в серых тонах. Благодаря выбранным средствам художественной выразительности картина передала характер и отразила необходимые для восприятия рисунка чувства.

 После нескольких занятий упорной работы мы получили итог – прекрасную большую картину. Ребенок остался доволен своей работой, испытывая гордость за свой труд.

Завершающей стадией нашего проекта было задание описать все этапы работы над картиной, начиная от нашей первой беседы о войне, заканчивая оформлением рисунка. На этой стадии мы вместе вспомнили все, что она делала на протяжении работы над проектом. Ребенок сам вспомнил все этапы и сам же осознал, зачем нужен был каждый из них.

Итогом нашей совместной работы с активисткой ИЗО-студии стали выступление на научно практической конференции и призовое III место. Хотим заметить, что структура работы над данным проектом не имела четкого плана, он корректировался по ходу работы. Это объяснимо и оправданно, ведь мы, как педагоги, должны лишь направлять ребенка, а он, в свою очередь, имея личный внутренний мир и индивидуальное мировоззрение, может в любой момент внести что-то новое в свою творческую поисковую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

Программа по коррекции агрессивного поведения ребенка младшего школьного возраста.

   Проблема, связанная с воспитанием детей с проявлениями агрессии в их поведении – одна из основных психолого-педагогических проблем, проявления которой встречаются все чаще. К...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Конспект индивидуального логопедического занятия при моторной алалии для ребенка младшего школьного возраста по постановке звука [С]

Конспект индивидуального логопедического занятия при моторной алалии для ребенка младшего школьного возраста по постановке звука [С]Тема: «Зима» Цель: Постановка звука [С]Задачи: 1. К...