Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
методическая разработка по музыке по теме

Пикина Эльвира Юрьевна

 Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает свои успехи или неудачи зависит не только уровень интеллектуального развития ребёнка, но и познавательная активность и проявление творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -12-_gorbachyova_pikina_sankt-peterburg_no271.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

(Горбачева И.М., учитель музыки, Пикина Э.Ю., педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии №271 им. П. И. Федулова)

Дети с угнетенными чувствами –

это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.

Василий Александрович Сухомлинский

В настоящее время происходит активное реформирование системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования. Главной целью является не овладение определенным количеством знаний, умений и навыков, а развитие личности учащегося. Известно, что эффективность познавательного процесса существенно возрастает, если школьники заинтересованы в овладении новыми знаниями и имеют высокий уровень мотивации к обучению. Однако часто приходится сталкиваться с тем, что дети не хотят учиться, хотя любознательность и познавательная активность свойственны им с рождения. К сожалению, в настоящее время имеет место существенное снижение познавательной активности по мере взросления детей и их перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам. Дети пассивны и невнимательны на уроках. Одной из возможных причин этого явления может быть недостаточное развитие эмоциональной сферы ребёнка, особенно по сравнению с его интеллектуальным развитием.

Можно задать вопрос: «А для чего нужно развивать эмоциональную сферу ребенка, не важнее ли уделять больше внимания развитию интеллекта и мышления?» Здесь, однако, не следует забывать, что поведение человека определяется эмоциями. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает свои успехи или неудачи зависит не только уровень интеллектуального развития ребёнка, но и познавательная активность и проявление творческих способностей.

Существенную роль в эмоциональном развитии школьников в нашей гимназии играют специальным образом построенные уроки предметов музыкально-эстетического и гуманитарного циклов. Эта работа ведется не только в первой половине дня, но и продолжается и закрепляется в ОДОД по разным направлениям. На этих занятиях дети проживают различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.  Мы с вами знаем, что ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Эмоциональная включенность детей в процесс обучения дает хороший результат. Эмо​ционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому мы всегда стараемся перед тем, как сообщить ученику новые знания, вызвать у него сначала определенное эмоциональное состояние и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием.

В качестве примера можно привести фрагмент урока музыки в 4-ом классе. Духовная музыка настолько непривычна для детей, что часто вызывает неадекватную реакцию: недоумение или откровенную насмешку, а, чаще всего, кажется скучной, даже если перед прослушиванием рассказать о ее предназначении. Чтобы избежать подобной реакции, мы предлагаем детям поразмышлять: над некоторыми вопросами:

-Для чего возникла религия?

-Какими качествами должна обладать божественная сущность, чтобы стать таковой в сознании людей?

-Что в вашем понимании означает слово грех?

-Какие поступки из жизни детей можно идентифицировать с понятием церковного греха?

(Если у кого-то возникнет желание, рассказать о них).

-В каком состоянии может находится человек, который осознал свою ошибку, вину и хочет ее исправить, то есть покаяться?

-Когда вы размышляете, хочется ли вам находиться в тишине, или лучше было бы слушать подходящую музыку?

-Какая музыка подошла бы для ситуации покаяния?

В процессе размышлений мы приходим к выводу, что музыка отражает эмоции. Когда хорошее настроение, приятно слушать светлую, радостную, быструю музыку, когда плохое - наоборот, печальную, медленную, спокойную. Только после подобных размышлений предлагаем послушать музыкальное произведение. Обычно реакция бывает вполне адекватной и даже у многих пробуждается интерес.

Достаточный уровень развития эмоциональной сферы ребенка, способен обеспечить стойкую мотивацию к обучению в начальной школе. Если же в процессе умственной деятельности у школь​ника не возникает эмоционального отношения, то очень часто это приводит к угасанию познавательных интересов. На своих уроках мы включаем задания на развитие эмоциональной составляющей во все виды деятельности: слушание музыки, пение, импровизацию, игру на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование. В процессе слушания музыки мы предлагаем детям упражнение на осознание собственных эмоций и на умение рассказать о своих чувствах.

Дети должны во время прослушивания неизвестного им музыкального произведения, внимательно прислушиваясь к себе, определить и, в дальнейшем, описать словами то эмоциональное состояние, которое они испытали.  Ответы детей бывают очень разнообразны, непохожи друг на друга и не всегда соответствуют общепринятому описанию характера данного произведения. Это объясняется тем, что учащиеся определяют эмоции и чувства, заложенные композитором в свою музыку через призму своего собственного жизненного опыта и эмоциональных переживаний. Для успешного выполнения этого упражнения необходимо соблюдение нескольких условий. Главное - ребенок должен быть уверен в том, что его выслушают с пониманием даже в том случае, если с его мнением будут не согласны. Здесь перед учителем ставится воспитательная задача - привить детям умение выслушивать разные точки зрения и поддерживать желание одноклассников высказаться доброжелательным отношением.

Немаловажным является также умение учителя включить в процесс эмоционального общения всех детей, а не только наиболее активных. Для этого может потребоваться время, так как дети не привыкли вслушиваться в свои чувства и, тем более, говорить о них. Наиболее стеснительным можно предложить разные варианты выполнения этого упражнения (письменно, в виде рисунка с нахождением слов, отражающих его эмоциональное состояние в данный момент или без слов, работа в парах, когда дети сообщают о своих эмоциональных переживаниях не всему классу, а друг другу). Можно также детям, испытывающим затруднения в выражении собственных эмоций, предложить изобразить свои чувства в виде цветовых пятен, не имеющих определенных контуров и тоже попросить подобрать слова к каждому оттенку.

Работа над развитием эмоциональной сферы младших школьников продолжается в процессе выразительного исполнения музыкального произведения, которое требует определенного эмоционального состояния. Войти в это состояние некоторым детям бывает трудно вследствие общей зажатости, стеснительности. Для преодоления этого недостатка мы предлагаем детям, в качестве упражнения, подобрать к отдельным фразам слова, определяющие то или иное эмоциональное состояние и выразить это состояние в движениях. После выполнения этого упражнения наблюдается большая раскованность и более выразительное исполнение.

Можно также просить детей привлечь личный опыт и вспомнить событие из своей жизни, которое вызвало такие же эмоции и попросить рассказать об этом событии и связанными с ним эмоциями.

Чтобы добиться этого состояния, мы на занятиях в отделении дополнительного образования применяем некоторые приемы: когда необходим четкий ритмический рисунок и плотный звук, можно сказать: « рассердись», или наоборот, когда нужен мягкий звук, мы «гладим кошечку», «обнимаем маму».

Простор для эмоционального развития и проявления творческих способностей детей представляет собой область импровизации. Такие виды, как вокальная, инструментальная, ритмическая, двигательная импровизация, позволяют выразить огромное количество чувств, эмоций. Задания на импровизацию могут отличаться особым разнообразием: догадаться об эмоциональном состоянии одноклассника по выражению лица, по сочиненной мелодии, пропетой или сыгранной на каком-либо детском музыкальном инструменте, передать в своей импровизации определенное эмоциональное состояние так, чтобы окружающим удалось догадаться о тех чувствах, которые хотел вложить в музыку автор и т. д.

Развитие эмоциональной сферы ребенка поможет обеспечить стойкую мотивацию к обучению и познавательную активность, потому что ребенок, эмоционально включенный в процесс обучения, будет стремиться к овладению новыми знаниями не потому, что это нужно учителям и родителям, а потому, что ему будет интересен сам процесс познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....

Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее  приведены  ряд игр, которые...

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики

Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики в системе дополнительного образования....