Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
методическая разработка по музыке по теме
Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает свои успехи или неудачи зависит не только уровень интеллектуального развития ребёнка, но и познавательная активность и проявление творческих способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
(Горбачева И.М., учитель музыки, Пикина Э.Ю., педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии №271 им. П. И. Федулова)
Дети с угнетенными чувствами –
это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью.
Василий Александрович Сухомлинский
В настоящее время происходит активное реформирование системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает новые требования к результатам обучающихся, осваивающих основную образовательную программу начального общего образования. Главной целью является не овладение определенным количеством знаний, умений и навыков, а развитие личности учащегося. Известно, что эффективность познавательного процесса существенно возрастает, если школьники заинтересованы в овладении новыми знаниями и имеют высокий уровень мотивации к обучению. Однако часто приходится сталкиваться с тем, что дети не хотят учиться, хотя любознательность и познавательная активность свойственны им с рождения. К сожалению, в настоящее время имеет место существенное снижение познавательной активности по мере взросления детей и их перехода в более старшие классы. Снижается любознательность, падает интерес к школьным предметам. Дети пассивны и невнимательны на уроках. Одной из возможных причин этого явления может быть недостаточное развитие эмоциональной сферы ребёнка, особенно по сравнению с его интеллектуальным развитием.
Можно задать вопрос: «А для чего нужно развивать эмоциональную сферу ребенка, не важнее ли уделять больше внимания развитию интеллекта и мышления?» Здесь, однако, не следует забывать, что поведение человека определяется эмоциями. Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает свои успехи или неудачи зависит не только уровень интеллектуального развития ребёнка, но и познавательная активность и проявление творческих способностей.
Существенную роль в эмоциональном развитии школьников в нашей гимназии играют специальным образом построенные уроки предметов музыкально-эстетического и гуманитарного циклов. Эта работа ведется не только в первой половине дня, но и продолжается и закрепляется в ОДОД по разным направлениям. На этих занятиях дети проживают различные эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников. Мы с вами знаем, что ребенок познает мир, прежде всего в образах, наглядно, конкретно. Эмоциональная включенность детей в процесс обучения дает хороший результат. Эмоционально окрашенные факты запоминаются детьми прочнее и на более длительный срок, чем факты, им безразличные. Поэтому мы всегда стараемся перед тем, как сообщить ученику новые знания, вызвать у него сначала определенное эмоциональное состояние и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием.
В качестве примера можно привести фрагмент урока музыки в 4-ом классе. Духовная музыка настолько непривычна для детей, что часто вызывает неадекватную реакцию: недоумение или откровенную насмешку, а, чаще всего, кажется скучной, даже если перед прослушиванием рассказать о ее предназначении. Чтобы избежать подобной реакции, мы предлагаем детям поразмышлять: над некоторыми вопросами:
-Для чего возникла религия?
-Какими качествами должна обладать божественная сущность, чтобы стать таковой в сознании людей?
-Что в вашем понимании означает слово грех?
-Какие поступки из жизни детей можно идентифицировать с понятием церковного греха?
(Если у кого-то возникнет желание, рассказать о них).
-В каком состоянии может находится человек, который осознал свою ошибку, вину и хочет ее исправить, то есть покаяться?
-Когда вы размышляете, хочется ли вам находиться в тишине, или лучше было бы слушать подходящую музыку?
-Какая музыка подошла бы для ситуации покаяния?
В процессе размышлений мы приходим к выводу, что музыка отражает эмоции. Когда хорошее настроение, приятно слушать светлую, радостную, быструю музыку, когда плохое - наоборот, печальную, медленную, спокойную. Только после подобных размышлений предлагаем послушать музыкальное произведение. Обычно реакция бывает вполне адекватной и даже у многих пробуждается интерес.
Достаточный уровень развития эмоциональной сферы ребенка, способен обеспечить стойкую мотивацию к обучению в начальной школе. Если же в процессе умственной деятельности у школьника не возникает эмоционального отношения, то очень часто это приводит к угасанию познавательных интересов. На своих уроках мы включаем задания на развитие эмоциональной составляющей во все виды деятельности: слушание музыки, пение, импровизацию, игру на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование. В процессе слушания музыки мы предлагаем детям упражнение на осознание собственных эмоций и на умение рассказать о своих чувствах.
Дети должны во время прослушивания неизвестного им музыкального произведения, внимательно прислушиваясь к себе, определить и, в дальнейшем, описать словами то эмоциональное состояние, которое они испытали. Ответы детей бывают очень разнообразны, непохожи друг на друга и не всегда соответствуют общепринятому описанию характера данного произведения. Это объясняется тем, что учащиеся определяют эмоции и чувства, заложенные композитором в свою музыку через призму своего собственного жизненного опыта и эмоциональных переживаний. Для успешного выполнения этого упражнения необходимо соблюдение нескольких условий. Главное - ребенок должен быть уверен в том, что его выслушают с пониманием даже в том случае, если с его мнением будут не согласны. Здесь перед учителем ставится воспитательная задача - привить детям умение выслушивать разные точки зрения и поддерживать желание одноклассников высказаться доброжелательным отношением.
Немаловажным является также умение учителя включить в процесс эмоционального общения всех детей, а не только наиболее активных. Для этого может потребоваться время, так как дети не привыкли вслушиваться в свои чувства и, тем более, говорить о них. Наиболее стеснительным можно предложить разные варианты выполнения этого упражнения (письменно, в виде рисунка с нахождением слов, отражающих его эмоциональное состояние в данный момент или без слов, работа в парах, когда дети сообщают о своих эмоциональных переживаниях не всему классу, а друг другу). Можно также детям, испытывающим затруднения в выражении собственных эмоций, предложить изобразить свои чувства в виде цветовых пятен, не имеющих определенных контуров и тоже попросить подобрать слова к каждому оттенку.
Работа над развитием эмоциональной сферы младших школьников продолжается в процессе выразительного исполнения музыкального произведения, которое требует определенного эмоционального состояния. Войти в это состояние некоторым детям бывает трудно вследствие общей зажатости, стеснительности. Для преодоления этого недостатка мы предлагаем детям, в качестве упражнения, подобрать к отдельным фразам слова, определяющие то или иное эмоциональное состояние и выразить это состояние в движениях. После выполнения этого упражнения наблюдается большая раскованность и более выразительное исполнение.
Можно также просить детей привлечь личный опыт и вспомнить событие из своей жизни, которое вызвало такие же эмоции и попросить рассказать об этом событии и связанными с ним эмоциями.
Чтобы добиться этого состояния, мы на занятиях в отделении дополнительного образования применяем некоторые приемы: когда необходим четкий ритмический рисунок и плотный звук, можно сказать: « рассердись», или наоборот, когда нужен мягкий звук, мы «гладим кошечку», «обнимаем маму».
Простор для эмоционального развития и проявления творческих способностей детей представляет собой область импровизации. Такие виды, как вокальная, инструментальная, ритмическая, двигательная импровизация, позволяют выразить огромное количество чувств, эмоций. Задания на импровизацию могут отличаться особым разнообразием: догадаться об эмоциональном состоянии одноклассника по выражению лица, по сочиненной мелодии, пропетой или сыгранной на каком-либо детском музыкальном инструменте, передать в своей импровизации определенное эмоциональное состояние так, чтобы окружающим удалось догадаться о тех чувствах, которые хотел вложить в музыку автор и т. д.
Развитие эмоциональной сферы ребенка поможет обеспечить стойкую мотивацию к обучению и познавательную активность, потому что ребенок, эмоционально включенный в процесс обучения, будет стремиться к овладению новыми знаниями не потому, что это нужно учителям и родителям, а потому, что ему будет интересен сам процесс познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/20/picture-50089.jpg)
Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"
Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...
Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики
В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-384261-1390185375.jpg)
Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/25/picture-471613-1408978267.jpg)
Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»
Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/25/picture-67077-1582610986.png)
Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-1034849-1524996239.jpg)
Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики
Методика развития физических качеств детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастики в системе дополнительного образования....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/20/picture-1219914-1582207327.jpg)
Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллект...