Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
методическая разработка по теме

Броневская Елена Николаевна

В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskiy_material.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

 «Все мы вышли из детства»,- сказал однажды Антуан де  Сент – Экзюпери. Более гениальной фразы трудно придумать. Но почему же тогда нам, взрослым, так трудно понять ребенка, понять его чувства, осознать его реальные возможности? Вопрос остается открытым…

   Надо ли развивать чувства ребенка, его эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, сострадание? Конечно, ведь каждый из нас неоднократно на себе испытал самый страшный дефицит нашего времени-дефицит доброты! Это влияние имеет непосредственное отношение к наиболее острой и глобальной проблеме современного мира-психологическому здоровью детей.

  В настоящее время большое количество детей с различными заболеваниями. Чтобы сохранить здоровье детей необходимо обратить внимание на развитие эмоциональной сферы.

Эмоции ( от лат.emoveo – потрясаю, волную) психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Эмоции влияют на внутренние органы организма. Можно проследить четкую взаимосвязь каждого органа с видом эмоции. Причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств.

Из практики видно, что год от года дети приходят в д\с  с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то только в резкой форме. Отсюда возникают проблемы со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее чувствительны к чувствам других. Они не всегда способны контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.

   Результаты  проведения опроса воспитанников в июне этого года позволила сделать вывод: среди изученных индивидуальных особенностей детей у 20% воспитанников крайне редко проявляется эмоциональная отзывчивость и у 15% детей проявляется редко, в зависимости от ситуации. Данный фактор сподвиг нас на углубленное изучение данной темы. Мы решили провести педагогическое исследование с целью: создание условий повышения эффективности процесса формирования эмоциональной сферы.


 


Объект исследования — эмоциональное развитие детей  дошкольного возраста.

Предмет исследования— процесс эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством использования театральной деятельности

Цель исследования : выявление условий повышения эффективности эмоционального развития дошкольников .


Задачи исследования :

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы.
  2. Проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей  младшего дошкольного возраста.
  3. Разработать систему занимательной театрализованной деятельности, оценить ее эффективность.
    Гипотеза исследования построена на предположении о том , что использование театральной деятельности  в процессе занятий и других форм работы с детьми будет способствовать эмоциональному развитию детей младшего дошкольного возраста

 
Изучив психолого-педагогическую литературу,  мы выяснили, что проблема развития эмоциональной сферы у детей изучали многие ученые. В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы уделяется все меньше и меньше внимания. Выготский Л.С. и Запорожец А.В. указывали на то, что только согласованное функционирование этих двух систем -эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых видов деятельности.

   Проанализировав опыт работы дошкольных учреждений по формированию эмоциональной сферы развития дошкольников, мы попытались проанализировать педагогические возможности театрализованной деятельности для формирования эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста

И пришла к выводу, что самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости -это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

   Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания, эмоционального развития.

  Вся работа проводилась в несколько этапов:

1этап-диагностический.

2 этап-организационно-прогностический.

3этап-практический.

4 этап-обобщающий.

На первом этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Формирование эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»; В самом начале работы было проведено анкетирование с родителями ,в ходе анкетирования были выявлены противоречия между тем, что родители считали формирование эмоциональной сферы у детей важным моментом .Но не придавали особого значения ее формированию ни в детском саду, ни дома, считая, что гораздо важнее научить ребенка считать, писать, читать.

  Наблюдая за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со сверстниками, со взрослыми, была проведена диагностика уровня эмоциональной сферы  по следующим критериям:

-отклик на эмоции близких людей и друзей

-сопереживание персонажам сказок, историй, рассказов

-эмоциональное реагирование на произведение искусства

-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении.

-представление об эмоциональных состояниях.

Вывод: результаты диагностики подтвердили насколько слабо развиты критерии эмоциональной сферы детей.

 2 этап -организационно-прогностический.  На данном этапе содержание работы заключалось в разработке плана внедрения театрализованной деятельности в образовательный процесс в совместной и самостоятельной деятельности. При составлении плана я придерживалась следующей последовательности.

  Сначала идет ВОСПРИЯТИЕ – слушание (рассказывание, чтение, аудиозаписи), визуальное восприятие (показ воспитателя, демонстрация) . Затем идет ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (режиссерские игры, драматизация, перевоплощение, обыгрывание, спонтанные театрализованные игры, игры-имитации).И последний этап ТВОЧЕСКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ (импровизация, режиссерские самостоятельные театрализованные игры).

Формы работы с детьми, которые мы используем на первом этапе – этапе восприятия – это: чтение, показ, просмотр видеофильмов, разучивание произведений устного народного творчества, наблюдения.

Второй этап -этап воспроизведения. То есть ребенок уже способен воспроизвести действия того или иного персонажа, перевоплотиться в него, но творчески обыграть сюжет он не может, здесь мы используем такие формы, как драматизация, обыгрывание, игры-имитации, перевоплощение.

Третий этап-этап творческого преобразования уже заключительный, на котором ребенок способен самостоятельно импровизировать, обыгрывать сюжет. На этом этапе эффективны такие формы работы, как импровизация, режиссерские, самостоятельные театрализованные игры, авторские театрализованные игры.

3 этап работы -практический.

  На этом этапе создавалась развивающая предметно-пространственная образовательная среда.

  Мы оборудовали зону театрализованной деятельности и «тихий» уголок, где ребенок может побыть один, поиграть в дидактическую игру, прорепетировать роль.

В зоне театральной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра (плоскостной театр, пальчиковый театр, театр из конусных игрушек, театр на ложках, театр на палочках, театр миниатюр, театр игрушек, театр би-ба-бо).В этой зоне у нас есть ширма для показа кукольного театра (удобная, легкая, с занавесом для смены декорации)

Оборудован уголок ряжения, в котором есть различные костюмы, маски, атрибуты для сказочных персонажей.

2.Реализация плана

  Например в образовательной деятельности «Художественная литература» знакомим детей с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.

  В образовательной деятельности «Художественная творчество»проводим знакомим с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля, рисуем разными материалами персонажей той или иной сказки, делаем аппликации, лепим.

  В области «Познание» знакомим детей с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит в дальнейшем материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыка»-знакомство с музыкальными произведениями к очередному спектаклю, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов героев.

«Коммуникация»-использование скороговорок, чистоговорок, потешек, развитие четкой дикции.

«Физическая культура»- в этой области используем подвижно-сюжетные игры: «У медведя во бору», «Собачка-жучка», «Курочка и цыплята», «Зайка-беленький сидит» и т.д.

«Социализация»-использование дидактических игр.

Здоровье сберегающие технологии используемы в работе:

-дыхательная гимнастика

-артикуляционная гимнастика

-пальчиковые игры со словами

-гимнастика для глаз

-физкультминутка, динамические паузы

Основные направление работы с детьми:

1.При подготовке к игре мы проводим упражнения, на которых ребенок изображает кого-нибудь из персонажей сказки без слов, остальные дети отгадывают этого персонажа, таким образом в условиях игры на тему сказки ребенку легче входить в роль, создать образ.

2.Творческое развитие темы мы начинаем с подготовки сценария игры по сюжету литературного произведения: сказки, рассказы, стихотворения. Далее дети импровизируют на заданную тему.

3.Самостоятельность детской игры зависит от того, знают ли дети содержание произведения. Поэтому когда мы знакомим детей с произведением, ни в коем случае не искажаем авторский текст, но и не заучиваем с ребятами его до начала игры.

4.Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано.С этой целью мы постоянно используем театр на фланелеграфе, либо настольный. Так \же можно обратиться к куклам бибабо или пальчиковым, тем самым создавая зрительные образы, демонстрируя способы их эмоциональной выразительности и игры.

5.Вначале мы читаем текст, привлекая детей к проговариванию отдельных фрагментов. По мере того как дети овладевают содержанием, их активность в повторных играх возрастает.

6.Ни в коем случае мы не требуем от ребят буквального воспроизведения. Но когда текст достаточно хорошо усвоен, мы поощряем точность его изложения.

7.Чтение произведений должно сочетаться с мимикой, поэтому мы стараемся заучивать тексты, а не использовать постоянно книгу или аудиозапись.

8.Так как участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки были всеми узнаваемы, то мы учим детей средствам выразительности. В младшем дошкольном возрасте это: образно выразительные умения (имитация характерных движений животных),художественно-образные выразительные средства – интонация, мимика, пантомимика,(жесты, позы, походки).

  Партнерство с родителями – это одно из необходимых условий формирования эмоциональной отзывчивости средствами театрализованной деятельности.

  Чтобы убедить родителей, что театрализованная деятельность важна и нужна для развития эмоциональной сферы детей, памяти, мышления, мы используем разные формы работы, причем постарались уйти от традиционных родительских собраний, давно потерявших свою актуальность. Привлекаем родителей к театрализованной деятельности через нетрадиционные методы работы (совместные спектакли, концерты, костюмированные представления и т.д.)Родители участвуют в приготовлении атрибутов к спектаклям, пошиве костюмов, приготовления афиш совместно с детьми.

4 этап работы - обобщающий. На этом этапе пройдет обработка данных, соотнесение результатов работы с поставленными задачами, анализ всех результатов, подготовка и формулировка выводов на основе результатов.

Вывод: работа по развитию  эмоциональной сферы детей была эффективна, что подтверждают результаты диагностики, анкетирование с родителями.

Перспектива: продолжать работу в этом направлении.С внедрением ФГОСДО первоочередной задачей встала корректировка и усовершенствование плана.

Перспективное планирование театрализованной деятельностив различных видах непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе

Чтение художественных произведений

Использование в различных видах деятельности

Игра - драматизация

Сентябрь

Рассказывание русской народной сказки «Колобок»

Прослушивание аудио сказки

Коммуникация/чтение художественной литературы: рассматривание иллюстраций к сказке, этюд-драматизация «Колобок катится по дорожке»

Аппликация «Большие и маленькие мячи» (в гости прикатился колобок, такой же круглый как мячики, дети по желанию  могут спеть песню колобка, изобразить голосом животных, которые ему попались навстречу).

Коммуникация. Звуковая культура речи. Звук О. Дети среди игрушек со звуком О находят персонажей сказки «Колобок» (волк, колобок, заяц косой)

Познание (ФЦК) «Хорошо у нас в д\саду. Колобок» (используем беседу с Колобком, пение его песенки, изображение голосов животных, которые ему встретились на дороге)

Разыгрывание сказки «Колобок»

Октябрь

-Рассказывание сказки «Три медведя»;

Коммуникация/чтение худ.лит-ры (чтение сказки «Три медведя», с использование разных тембров голоса)

Коммуникация /музыка (имитация движений медведя под музыку)

Игровая деятельность (с\р игра «Пьем чай у Мишутки»,д\и «Узнай по голосу»)

Музыка (слушание музыки разного характера)

Познание (ФЭМП)  (Использование сказки три медведя для закрепления понятий «большая», «маленькая»)

Драматизация сказки «Три медведя»

Ноябрь

- Знакомство со сказкой «Маша и медведь»

- Отгадывание загадок

Коммуникация/чтение худ. литературы (рассматривание иллюстраций  к сказке, рассказывание сказки «Маша и медведь»)

Лепка «Испечем пирожки для мишки»( с приходом в гости Маши и медведя)

- Имитационные упражнения «Изобрази  героя»

-Игровая деятельность (С\р игра «Уберемся в доме у медведя», «Печем блины и пироги в доме у медведя»)

- Ряжение в костюмы

Драматизация сказки «Маша и медведь»»

Декабрь

- Знакомство с р.н.с. «Снегурушка  и лиса»

-Отгадывание загадок

Коммуникация/чтение худ. лит-ры (Чтение р.н.с  «Снегурушка и лиса»)

Игровая деятельность: Имитационные упражнения «Изобрази героя», «Скажи словечко, как лисичка», «Нарядись и поиграй»

Совместная деятельность «Поиграй ка с нашей куклой» (в коробке дети находят персонажей нашей сказки и от имени героев обыгрывают сказку)

Художественное творчество (в гости приходит Снегурушка и мы ей дарим новогодние подарки)

Драматизация р.н.с «Снегурушка и лиса»

Январь

-Чтение русской народной сказки «Репка»

-Слушание в аудиозаписи

-Имитационные упражнения

-Ряжение в костюмы

Драматизация сказки «Репка»

Рассказывание сказки «Как собака друга искала»

-Отгадывание загадок

П.И. «Песик-Барбосик»

-Пантомимические упражнения

Драматизация сказки «Как собака друга искала»

Рассказывание сказки «Почему кот моется после еды»

-Имитационные движения героев сказки и их голосов

-П.и. «Воробьи и кот»

-Ряжение в костюмы

С\р игра «Котенок в гостях»

Драматизация сказки «Почему кот моется после еды

-Рассказывание сказки «Лиса, заяц и петух»

-Отгадывание загадок

-П.и. «Лиса и зайцы»

-Имитационные упражнения

-Ряжение в костюмы

Драматизация сказки «Лиса, заяц и петух»

Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра

Упражнения на интонационную выразительность

Д\и «Угадай чей голос?»

Игра – имитация «Догадайся, о ком говорю»

Игра на формирование актерского мастерства

Игра «Угадай-ка» (по голосам  героев, движениям, поступка.

Имитационное упражнение под музыку

Игра «Что мы делаем не  скажем,а что делаем покажем»

Драматизация сказки «Теремок».