Статья "О важности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством игровой деятельности."
статья по психологии
Тема эмоций всегда была мне интересна. Поскольку работаю в коррекционной школе, речь в статье пойдет именно о детках с ЗПР.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О важности развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством игровой деятельности.
Тема эмоций всегда была мне интересна. Поскольку работаю в коррекционной школе, речь в статье пойдет именно о детках с ЗПР.
Эмоциональная сфера - одна из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма. Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.
Значение эмоций и чувств в жизнедеятельности каждого человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к действию, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства зачастую определяют поведение человека, постановку им определенных жизненных целей.
В литературе имеется достаточное количество теоретических и практических разработок в области изучения эмоций и представлений об эмоциях, но достаточно мало изучено представления об эмоциях у детей с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития существует ряд особенностей представления об эмоциях, что затрудняет процесс общения со сверстниками и взрослыми. Результаты этого неэффективного общения во многом определяют дальнейшее развитие эмоционально-личностной сферы.
Термин «задержка психического развития» (ЗПР) предложен М.С Певзнер. Данный феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Исследованием задержки психического развития в разное время занимались К.С. Лебединская, Л.К. Боченкова, А.В. Личко, В.В. Ковалев, И.Ю. Кулагина, Л.В. Кузнецова, М.С. Певзнер и др. Многоаспектность заболевания определяет разноплановость направлений исследований, количество прикладных разработок, интерес к проблеме со стороны психологии, педагогики и медицины.
Несмотря на большое количество работ, посвященных данной теме, остается мало изученным вопрос влияния ЗПР на эмоциональную сферу ребенка. Эмоциональное развитие определяет особенности поведения человека, его личностные черты. Особенно важно, чтобы развитие эмоциональной сферы соответствовало нормам развития в младшем школьном возрасте. Ведь именно в этот период происходит становление произвольности поведения ребенка, расширяется круг социальных контактов, обустраивается система взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Возникновение и понимание эмоций у младших школьников с ЗПР связано с конкретной обстановкой. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания - все вызывает у детей этого возраста соответствующие эмоции.
Знание индивидуальных особенностей эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития может помочь предупредить негативные тенденции в поведении ребенка уже с первых дней посещения им школы. Педагоги, учитывая их, могут правильно наладить эмоциональный контакт с ребенком, помочь ему освоиться в нелегких для него условиях обучения.
Детям с ЗПР сложнее концентрировать внимание на чем-либо усилием воли, поэтому для успешного овладения новым материалом их необходимо вовлекать в процесс обучения посредством игры, также важно использовать наглядный материал.
Итак, исходя из вышесказанного следует, что самым эффективным способом развития эмоциональных представлений является игровая терапия (А. Фрейд, М. Кляйн, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.
Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
В этом материале содержится информация о том,как эффективнее развивать эмоциональнцю сферу детей младшего дошкольного возраста....

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»
Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...

Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...

Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллект...
