Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики
статья

Грицына  Ирина  Сергеевна

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье представлен материал по сохранению психического здоровья посредством использования психогимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПСИХОГИМНАСТИКИ  

Грицына И.С.,

МБОУ СШ № 88, г. Красноярск

Рудых С.А.,

МБОУ СШ № 88, г. Красноярск

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного физического и социального благополучия.

Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при обучении детей важно не просто научить их проявлять себя в процессе какого-либо действия с помощью положительных эмоций, но не бояться отрицательных, которые неизбежно возникают в процессе деятельности, творчества, так как невозможно представить себе какую-либо деятельность без неудач, без ошибок и срывов. [2] Разбалансировка чувств способствует к возникновению нестабильного психоэмоционального состояния, которое ведёт к снижению работоспособности, познавательной активности и быстрой утомляемости.

         Поэтому решение данной проблемы мы видим в использование в своей работе – психогимнастики.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). [3]

Психогимнастика возникла на стыке практической психологии и актерского искусства выразительных движений. Автором термина «психогимнастика» стала Гана Юнова - чешский психолог. В середине 1970-х годов она создала систему приемов на основе психодрамы. [1]

В работе с детьми мы используем упражнения для положительного эмоционального настроя ребёнка на занятие, снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки. Приведем некоторые из упражнений, активно применяющихся на коррекционных занятиях.

 «Воздушные шарики»

Цель: Снять психологическое напряжение.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза

 «Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

«Танцующие руки»

Цель: снять психоэмоциональное напряжение.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку. [4]

Таким образом, использование на занятиях элементов психогимнастики помогло детям научиться справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение. У детей появились возможности для самовыражения, сформировалась положительная самооценка, повысилось  эмоциональное и физическое благополучие. А самое главное психогимнастика  поспособствовала укреплению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств.

Библиографический список

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  2. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  3. ttps://studwood.ru/1934757/pedagogika/psihogimnasticheskie_uprazhneniya_odno_sredstv_sohraneniya_psihicheskogo_zdorovya_detey_mladshego_shkolnogo
  4. http://doshkolnik.ru/psihologiya/14952-kartoteka-po-psihogimnastike.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика вредных привычек и воспитание здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программе VIII вида коррекционной школы».

Жизнь и здоровье - это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут. Серьёзной проблемой нашего времени является состояние здоровья детей и подростков. Учитывая то, что...

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"

Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...

Статья на тему: Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.

Формирование развития творческого воображения, игровой деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкально-художественного восприятия, абстрактного мышления – актуальнейшая  задача сегодня...

Доклад на тему "Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся младших классов - это комплексная программа фоормирования знаний, установок, личных ориентир и норм поведения, обеспечивающих сох...

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста на занятиях.

Здоровье во все времена является высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья и радости, а также благополучия человека.Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, которая о...

Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллект...