Статья на тему: Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.
статья по музыке (6 класс)

Мамкина Татьяна Анатольевна

Формирование развития творческого воображения, игровой деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкально-художественного восприятия, абстрактного мышления – актуальнейшая  задача сегодняшнего дня. Этот процесс может протекать успешнее при условии систематического включения в содержание музыкальных занятий элементов изобразительного искусства, музыкально-дидактических игр, психологических этюдов, сочинений на музыкальные темы, максимально способствующих раскрепощению эмоций ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства

Мамкина Т.А.

 магистр, учитель музыки высшей категории, МОБУ «Подколкинская СОШ» с.Подколки, Оренбургская область.

Русакова Т.Г.

 научный руководитель д.п.н., профессор.

        Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург.

           В статье диагностика эмоциональной отзывчивости,  рассматривается развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.

           Ключевые слова: эмоциональная отзывчивость, отзывчивость, эмоциональная информация, эмоционально-смысловое восприятие.

Эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения  представляет собой  способность погружаться в ее настроение, способность «вчувствования», «вживания» в музыкальные образы, это острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний в процессе восприятия  музыкальных  произведений, способность к со-переживанию музыкального содержания произведения. Отзывчивость, имея корнем слово «отзвук», «отзыв», «отклик», этимологически входит в сферу звуковой резонантности: эмоциональная информация непосредственно воплощается и в звуковой стороне интонации, что во многом обуславливает привычную актуализацию переживаний, их «разделение» при слуховом восприятии [9, с.142].

Изучение эмоциональной отзывчивости может осуществляться на основе вербальных средств выражения и в невербальной форме (пластических интонаций, и цвето-графических средств выражений); приобщение детей к музыкальному искусству должно осуществляться через воспитание способности эмоционально откликаться на музыку; ребенок младшего школьного возраста лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала – преимущественно образные и эмоционально окрашенные рассказы и описания; отвлеченные понятия и рассуждения, еще плохо понимаемые, не запоминаются детьми; эмоционально, а затем интеллектуально школьник осваивает всю систему человеческих отношений в игре; формы игры ребенок берет из художественных форм, свойственных его обществу; этические инстанции идут рядом с эстетическими: «Красивое не может быть плохим»; следовательно, воспитание положительного эмоционального отклика на совершенное произведение искусства приводит к формированию чувства прекрасного и способствует нравственному воспитанию ребенка; посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка; использование музыкально-дидактических игр позволяет в доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать оттенки чувств, настроений, передаваемые музыкой.

В сентябре 2015 года мы провели пилотажный эксперимент, который показал, что ученики не умеют характеризовать, анализировать собственные эмоции, но они предрасположены к непосредственному общению с музыкой, увлекаются заданиями, связанными с освоением эмоциональной наполненности того или иного произведения. На базе МОАУ «СОШ №13» г.Бузулука Оренбургской области мы провели диагностическое исследование эмоциональной отзывчивости младших школьников на основе показателей, выделенных А.Г.Гогоберидзе и В.А.Деркунской: глубокая эмоциональность, чувственность музыки; яркость, насыщенность музыкального образа и музыкального повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес; богатство эмоционально переживаемых оттенков музыкальной интонации; подготовленность ребенка к конкретному эмоциональному переживанию в музыке (наличие опыта переживания конкретного эмоционального состояния ребенком в жизни); инструментальные произведения, как правило, не связанные с текстом и с точно определенным сюжетом музыкального повествования; особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм, форма музыкального произведения и др.; наличие солирующего инструмента (фортепиано, рожок, флейта, гобой, любой другой инструмент), подчеркивающего выразительность мелодии музыкального произведения; музыкальная драматургия произведения составляет погружение в одно эмоциональное состояние, его оттеки (такие жанры, как этюд, прелюдия, инструментальные пьесы 18 века, современные эстрадные композиции); произведения с многократной повторяемостью мелодии (в этом случае у ребенка появляется возможность более точно определить эмоциональное состояние образа, глубже прочувствовать его); длительность звучания музыкального произведения (до 7, иногда до 10 минут); художественность и выразительность исполнения музыкального произведения учителем музыки или профессиональным исполнителем; качественность аудиозаписи музыкального произведения [5, с.185].

Для определения сформированности эмоциональной отзывчивости младших школьников на музыкальные произведения мы использовали методику В.П.Анисимова «Музыкальная палитра» [2, с.80] и методику Н.Г.Куприной «полихудожественный тест-игра» [8, с.46].

Целью теста «Музыкальная палитра» является изучение способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, то есть конгруэнтного (соответствующего) переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. В ходе тестирования мы предлагали каждому ребенку прослушать аудиозапись пяти незнакомых ему разнохарактерных музыкальных фрагментов. В качестве музыкального стимульного материала мы использовали следующие произведения: И.С.Бах. Прелюдия До мажор из «Хорошо темперированного клавира» (характеристики звучания: спокойно, мудро, мирно), А.Хачатурян. «Андантино» (характеристики звучания: плавно, нежно), Р.Шуман. «Первая утрата» (характеристики звучания: уныло, жалобно), Г.Свиридов. «Парень с гармошкой» (характеристики звучания: бодро, звонко), С.Майкапар. «Тревожная минута» (характеристики звучания: тревожно, нетерпеливо) [2, с.83]  .

Затем мы предлагали ученикам сыграть в музыкальную игру: после прослушивания музыкального фрагмента определить, какое настроение она передает, какие образы возникают в воображении в процессе прослушивания.

1-й (вербальный) вариант задания: расскажи, что ты чувствуешь, слушая музыку? Расскажи словами.

2-й (невербально-художественный вариант): нарисуй, пожалуйста, образы или картинки, которые ты представляешь себе во время прослушивания этой музыки.

3-й (невербально-двигательный вариант): передай настроение и состояние музыки через движения, танец.

Критерии оценки вербальной рефлексии:

  1. если ребенок сумел самостоятельно определить понятийное содержание музыкального фрагмента и дополнил его синонимами, то ответ оценивается как продуктивный – 2 балла;
  2. правильное понятийное определение ребенком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью педагога – адекватно-репродуктивный уровень – 1 балл;
  3. неправильное определение – 0 баллов.

Вывод о степени развития вербальной рефлексии строится на основе 10-бальной шкалы, где сумма от 4 до 10 баллов соответствует нормативному уровню развития эмоциональной отзывчивости на музыку. В случае, если вербальный уровень рефлексии эмоциональных состояний являлся для ребенка затруднительным, мы предлагали выбрать в графическом словаре эмоций «гномика», чье выражение лица соответствует настроению от прослушанной музыки.

Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

  1. правильный выбор графического изображений – 1 балл;
  2. неправильный выбор – 0 баллов;
  3. оригинальный выбор и детализированное дорисовывание – 2 балла.

Двигательная (танцевальная) отзывчивость изучается с учетом двух- или трехдольности музыкального воздействия6 маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов. Критерии оценки танцевально-двигательной (невербально-двигательной) рефлексии:

  1. марш, отображаемый шагом – 1 балл;
  2. полька – ускоренный шаг – 2 балла;
  3. вальс или менуэт – 3 балла.

Таким образом, полученные результаты двигательной, психомоторной отзывчивости на музыку распределяются по следующим уровням:

  • низкий – 0-2 балла;
  • средний – 3-6 баллов;
  • высокий – 7-9 баллов. 

В соответствии с рекомендациями В.П.Анисимова, в качестве материала для тестирования по методике «Музыкальная палитра» мы использовали фрагменты следующих произведений: Э.Григ. Утро (из сюиты «Пер Гюнт») (характеристики звучания: спокойно, мудро, мирно), Г.Свиридов. «Колыбельная песенка» (характеристики звучания: плавно, нежно), С.Прокофьев. «Раскаяние» (характеристики звучания: угрюмо, подавленно), Р.Шуман. «Солдатский марш» (характеристики звучания: бодро, звонко), А.Хачатурян. «Две смешные тетушки поссорились» (характеристики звучания: гневно, яростно) [2, с.86].

Полихудожественную тест-игру «Танцы осенних листьев» (Н.Г.Куприна) предваряет прогулка детей по осеннему саду, наблюдения за осенней природой, прослушивание стихов об осени [8, с.50].

Диагностическое задание №1 состоит в двигательной импровизации под музыку (Ф.Шопен. Этюд фа минор, соч. 25). Дети танцуют, представляя сея осенними листьями.

Диагностическое задание №2 – рисование музыки (Ф.Шопен. Этюд фа минор, соч. 25).

Диагностическое задание №3 – темброво-шумовой аккомпанемент на детских музыкальных инструментах и «звучащих предметах» (N.Vanaelis. «La petite fille de la mer»  - музыкальная заставка к телепередаче Оксаны Пушкиной «Женский взгляд»).

Диагностическое задание №4 – двигательная импровизация (N.Vanaelis. «La petite fille de la mer»).

Диагностическое задание №5 – рисование музыки (N.Vanaelis. «La petite fille de la mer»).

Мы выделили уровни эмоциональной отзывчивости на музыку по формам музыкально-игровой деятельности.

Таблица 1.

Уровни эмоциональной отзывчивости на музыку

Высокий

Средний

Низкий

Рисование музыки

в рисунке используются холодные или теплые цвета, яркие, насыщенные или приглушенные тона и цветовые оттенки, соответствующие характеру музыки; эмоциональное содержание музыки передается с помощью  выразительных линий (плавные, мягкие, угловатые, резко очерченные); композиция соответствует музыкальному образу; имеются словесные пояснения к рисунку

в рисунке используются холодные или теплые цвета, яркие, насыщенные или приглушенные тона и цветовые оттенки, соответствующие характеру музыки, но при этом имеется однообразие, невыразительность цветовой палитры; линии невыразительны (преобладает вялость или прямолинейность); стереотипность сюжета и композиции в целом; эмоциональной увлеченности при выполнении рисунка не наблюдается

формальный подход к выбору цвета, линий, композиции или полное несоответствие рисунка заданной теме; отсутствие интереса и увлеченности в процессе выполнения задания; небрежность в оформлении рисунка

Двигательная импровизация под музыку

Соответствие движений ребенка характеру произведения, передаче акцентов, пауз, ярких интонационных оборотов, уместность мимических и вокально-речевых реакций, увлеченность и оригинальность

Несамостоятельность выбора типа движений, невыразительность и недостаточность отражения в жестах особенностей музыкальной формы, сдержанность или отсутствие мимических и вокально-речевых реакций, оригинальности

Движения, безотносительные к характеру произведения (топтание на месте, перебежки из одного конца зала в другой…), неуместность мимических и вокально-речевых реакций

Темброво-шумовой аккомпанемент

Соответствие заданному эмоциональному состоянию найденных ребенком звуковых «красок» - образов в интонациях голоса, в тембрах детских инструментов, в шумовых эффектах, окружающих предметах; естественность, гибкость эмоционально-ритмической подстройки при темброво-шумовом аккомпанировании музыкальному звучанию; четкое попадание в метроритмическую сетку, адекватное реагирование на паузы и акценты, на изменение темпа и динамики звучания

Несамостоятельность в выборе инструментов и шумовых эффектов для воплощения заданных эмоциональных состояний, отсутствие творческого подхода к подбору звуков – «красок», но при этом выраженный интерес к звукокрасочным и шумовым эффектам, возникающих в играх со звуками; затруднения в процессе аккомпанирования музыке; нечеткость выделения пауз, акцентов и сильных долей, рассеянность внимания

Произвольный выбор инструмента для игры, не соотносящийся с данным эмоциональным состоянием; желание создать как можно больше шума или боязнь извлекать звуки, ритмические трудности

Мы получили следующие результаты.

По диагностике вербальной рефлексии 83% обучающихся показали средний уровень, низкий - 17%. В случае, если вербальный уровень рефлексии эмоциональных состояний являлся для ребенка затруднительным, мы предлагали выбрать в графическом словаре эмоций «гномика», чье выражение лица соответствует настроению от прослушанной музыки.

По результатам диагностики невербально-графической рефлексии высокий уровень показали 50% обучающихся, средний – 33%, низкий – 17%.

Двигательная (танцевальная) отзывчивость изучалась с учетом двух-  или трехдольности музыкального воздействия маршеобразного, подвижно-танцевального (например, польки) или вальсообразного фрагментов. Результат диагностики высокий – 67% обучающихся, средний – 33%.

Обобщение полученных результатов показало наличие у младших школьников готовности слушать и слышать музыку, понимать ее настроение, чувствовать темпоритм и соотносить его со своими эмоциями. Однако эти проявления музыкальной культуры требуют обязательного дальнейшего развития.

Приобщение детей к музыкальному искусству должно осуществляться через воспитание способности эмоционально откликаться на музыку; средствами развития эмоциональной отзывчивости учащихся младшего школьного возраста на музыку могут быть музыкально-слушательская и музыкально-изобразительная деятельность  детей на музыкальных занятиях, а также элементы импровизации и музыкально-дидактические игры; посредством рисунка можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка; беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

Литература:

  1. Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений  / Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева – М.. Музыка, 2006. – 336 с.
  2.  Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.П. Анисимов– М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. С.80-90.
  3.  Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений. / В.К. Вилюнас М.,  2001. – 142 с.
  4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский.  М., 2003. – 93 с.
  5. Гогоберидзе, А.Г. Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку. / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская – Ростов-на-Дону. Феникс, 2008. С.185-207.
  6. Джемс, У. Психология / Под ред. Л.А.Петровской. / У. Джемс– М., Педагогика, 2008.  368 с.
  7. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений. / А.Н. Зимина – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.  – 304 с., нот.
  8. Куприна Н.Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии детей. / Н.Г. Куприна // Начальная школа плюс до и после. № 3. 2003. С.46-52.
  9. Орехова, О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. / О.А. Орехова – СПб., «Речь», 2006. – 112 с.
  10. Русакова, Т.Г. Роль художественных произведений в развитии эмоциональной отзывчивости младшего школьника // Искусство как фактор развития личности в условиях непрерывного образования: сборник научных стате6й по материалам круглого стола 14 февраля 2008 г. / Т.Г. Русакова, Е. Кашавкина Мин-во образования и науки РФ, Федер.агентство по образованию, Оренб.гос.пед.ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008. 212с. С. 149-162.
  11. Эмоциональное и познавательное развитие ребенка на музыкальных занятиях. Под ред. Ю.В.Липес.  М., Теревинф, 2006.  48 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.

Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Доклад «Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

Опыт работы с детьми младшего школьного возраста в коррекционной школе....

Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...

Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста

В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллект...