Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов «Хочу знать»
рабочая программа по теме

Лютоев Владимир Васильевич

программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез), в развитии способности к аналогическому мышлению, в  развитии логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, в  развитии мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nachalnoe_zveno_programma.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8   VIII вида» с. Кослан

Утверждаю: 
Директор______________.

"_____" "__________________"2014

 

Согласовано:

Зам. директора по УВР

                                                                          ____________(                            )

Программа

коррекционно-развивающей работы c воспитанниками

младшего школьного возраста

на развитие познавательных процессов

«Хочу знать»

 

Основа:

 программа Саниной Т.А.

Автор-составитель

педагог-психолог

Лютоев В.В.

с. Кослан, 2014

1. Пояснительная записка

На протяжении нескольких лет осуществляя наблюдение за деятельностью и общением детей младшего школьного возраста и проводя диагностику готовности детей к школе, я обратил внимание на те слабые стороны, которые чаще всего можно наблюдать у детей.

Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Воспитанник с низкими показателями не может в полном объеме усвоить программу. Не может нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки. Ориентироваться в геометрических фигурах и величинах. Соответственно потеряется интерес занятиям. Появится страх спросить, что ему не понятно у воспитателя. Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать нестандартное креативное, логическое мышление. Реализовать индивидуальный творческий потенциал личности. Наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при адаптации воспитанника к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет быть уверенным в дальнейшей жизни, при дальнейшей соцадаптации к школе и к жизни.Таким образом, необходимость оказания психокоррекционной помощи и поддержке воспитаннику, является одной из самых важных задач, которые психологу приходиться решать в коррекционной школе. Для ее решения мной была подготовлена программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий на развитие познавательных процессов «Хочу знать» на основе программы Саниной Т.А

Вид программы: – коррекционно-развивающая.

Описание участников программы: программа предназначена для воспитанников 1 - 4 классов, у которого снижены показатели в развитии временных понятий, в формировании навыка обратного счета, в развитии способности классифицировать, используя логические операции (анализ, синтез), в развитии способности к аналогическому мышлению, в  развитии логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, в  развитии мелкой моторики рук.

Цель программы: развить познавательные процессы.

Задачи программы:

 1. Развитие внимания, памяти, мышления, воображение.

 2. Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.

 3. Развития коммуникативных навыков.

 4. Обучение математическим способностям.

 5.Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребёнка.

 6. Повышение самооценки.

Основания для программы: при разработке программы были использованы отдельные элементы из программы Саниной Т.А. «Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 6 - 12 лет» и другие источники, представленные в списке литературы. Предложенные авторами упражнения и приемы были мной переработаны и скомпонованы в соответствии с целями программы в целом и отдельных занятий в частности, а затем дополнены упражнениями, разработанными мной в процессе реализации программы.

Наполняемость детей в группе от 2 до 5 человек.

Длительность программы: частота занятий 1 раз в неделю. Длительность каждого занятия 40 минут. Программа рассчитана на 3 месяца.

В конце каждого занятия проводится рефлексия  по поводу того, какое впечатление осталось у воспитанника от занятия.

Это развивает у него умение выражать свое отношение к происходящему, а психологу оценить эффективность и при необходимости вносить коррективы в последующие занятия.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

Занятия проходят в кабинете психолога или в классе. Необходимо место для подвижных игр.

Раздаточный материал для воспитанника.

Необходимое оборудование: рабочая тетрадь; краски и кисточки, цветные карандаши, пазлы, музыкальное сопровождение, стимульный материал (картинки с изображениями части суток), сюжет из картинок.

Методы и приемы: коррекционно-развивающие занятия включают в себя элементы сказкотерапии, упражнения на релаксацию и дыхание, приемы арт-терапии (свободное и тематическое рисование), рефлексию.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

- Повышение самооценки.

- Возрастающий интерес к выполнению  заданий.

- Возникновение желания добиваться результатов в деятельности.

- Повышение уровня активности участника занятия, проявляющийся в желании сотрудничества.

- Улучшение сенсомоторной координации и развития тонкой моторики руки.

- Повышение уровня развития познавательных процессов.

Методы оценки:

Результативность участия ребенка в программе оценивается:

По результатам первичной и заключительной психодиагностики (объективная оценка).

На основе обратной связи от родителей и педагогов, работающих с ребенком (субъективная оценка).

Через наблюдение изменений в поведении детей (субъективная оценка).

Для оценки эффективности занятий по программе по окончании курса проводится итоговая диагностика, аналогичная первичной.

Сравнение результатов первичной и заключительной диагностики позволяет оценить динамику развития ребенка и, соответственно, эффективность работы программы.

Предполагаемый результат: улучшение показателей познавательных процессов, математических способностей. Повышение самооценки. Повышение показателей коммуникативности. Развитие мелкой  моторики. Заинтерисованость родителей и воспитателей в развитии познавательных процессов.

2. Тематический план занятий

Цель занятия

Разминка

Упражнение

1

Упражнение 2

Упражнение

3

Упражнение

4

Заключение

Время

Занятие 1

Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных представлений и  формы,  речи, мелкой моторики рук

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание к предстоящему занятию.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Доска

Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений.

Собери картинку.

Цель: развитие целостного восприятия.

Круги.

Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук.

Утро и день, вечер и ночь.

Цель: развитие временных представлений

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 2

Развитие логического мышления,  пространственных представлений, целостного восприятия, временных преставлений, цвета  и формы, речи, мелкой моторики рук

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания

Метод: пальчиковая гимнастика.

Морковь на грядке.

Цель: развитие логического мышления, пространственных представлений.

Собери картинку.

Цель: развитие целостного восприятия.

Круги и квадраты.

Цель: развитие восприятия цвета и формы, развитие мелкой моторики рук

День и ночь.

Цель: развитие временных представлений.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 3

Развитие мышления, способности к классификации, навыка прямого счета, временных представлений, целостного восприятия, а также восприятия формы и цвета, речи, мелкой моторики рук

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие бодрого, активного звука.

Метод:

пальчиковая гимнастика

Фрукты и круги.

Цель: развитие логического мышления, способности к классификации, навыка прямого счета.

Собери картинку.

Цель: развитие целостного восприятия.

Коврики и треугольники.

Цель: развитие восприятия формы, цвета, мелкой моторики рук.

Четыре времени года.

Цель: развитие мышления, временных представлений, речи.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 4

Развитие восприятия формы, логического мышления, способности к классификации, обобщению, логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок, памяти, мелкой моторики рук.

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Овощи и фрукты.

Цель: развитие логического мышления, способности к классификации и обобщению, мелкой моторики рук.

Два козлика на мостике.

Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Прямоугольники.

Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук.

Запоминалки.

Цель: развитие памяти, мелкой моторики рук.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 5

Развитие мышления, целостного восприятия, временных представлений, формы, речи, мелкой моторики рук.

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Находим и обводим.

Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению, восприятие формы, мелкой моторики рук.

Собери картинку.

Цель: развитие целостного восприятия.

Овалы

Цель: развитие восприятия формы, мелкой моторики рук.

Утро и день, вечер и ночь.

Цель: развитие временных представлений.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 6

Развитие восприятия формы и цвета, мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, временных представлений, мелкой моторики рук.

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Что во что превратится?

Цель: развитие мышления.

Лягушка и цапля.

Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Геометрические фигуры.

Цель: развитие восприятия формы и цвета, мелкой моторики рук.

Четыре времени года.

Цель: развитие мышления, временных представлений, речи.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 7

Развитие мышления, восприятия формы, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации, внимания, мелкой моторики рук.

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Находим и обводим.

Цель: развитие мышления, восприятие формы, мелкой моторики рук.

Спасение птенчика.

Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Раскраска.

Цель: развитие мелкой моторики.

Рядки.

Цель: развитие внимания.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 8

Развитие пространственных преставлений, логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации и обобщению, временных представлений

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Стрелочки.

Цель: развитие пространственных представлений, восприятия цвета.

По лестнице ледяжке.

Цель: развитие логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок.

Четвертый лишний.

Цель: развитие мышления, способности к классификации и обобщению.

Утро и ночь.

Цель: развитие временных представлений.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 9

Развитие пространственных представлений, целостного восприятия, мышления, мелкой моторики рук, речи.

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие дыхания, плавного, напевного звука, развитие широкого дыхания.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Зверята.

Цель: развитие пространственных представлений.

Собери картинку.

Цель: развитие целостного восприятия.

Коврики.

Цель: развитие мышления.

Дорожки.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 10

Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи.

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие лёгкого звука.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Найди то, что не подходит.

Цель: развитие мышления.

Фигуры.

Цель: развитие внимания, восприятия цвета..

Коврик.

Цель: развитие мелкой моторики

«Запоминалки – слова».

Цель: развитие памяти.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Занятие 11

Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи

Приветствие

Цель: Настроить ребёнка на предстоящую деятельность, вызвать интерес к предстоящему занятию. Привлечь внимание ребёнка к предстоящему занятию, развитие высокого звучания.

Метод: пальчиковая гимнастика.

Аппликация из ватных шариков.

«Цыплята»

Цель:  развитие мелкой моторики, умения действовать в соответствии с инструкцией, помочь детям поверить в собственные силы

«Мишуткины покупки»

Цель: развитие творческого воображения.

«Как это можно использовать»

Цель:  развитие творческого воображения.

«Сказочный ералаш»

Цель: развитие творческого воображения.

Психомышечная тренировка

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания

40 мин

Итого

7 часов 30 мин


Календарный план коррекционно-развивающей работы по программе

«Хочу знать»

№ занятия

Месяц

Неделя

Тема занятия

Примечание

1

октябрь

1

Развитие логического мышления, пространственных представлений, целостного восприятия, временных представлений и  формы,  речи, мелкой моторики рук

2

октябрь

2

Развитие логического мышления,  пространственных представлений, целостного восприятия, временных преставлений, цвета  и формы, речи, мелкой моторики рук

3

октябрь

3

Развитие мышления, способности к классификации, навыка прямого счета, временных представлений, целостного восприятия, а также восприятия формы и цвета, речи, мелкой моторики рук

4

октябрь

4

Развитие восприятия формы, логического мышления, способности к классификации, обобщению, логического мышления, а также умения рассказывать по серии сюжетных картинок, памяти, мелкой моторики рук.

5

ноябрь

1

Развитие мышления, целостного восприятия, временных представлений, формы, речи, мелкой моторики рук.

6

ноябрь

2

Развитие восприятия формы и цвета, мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, временных представлений,

7

ноябрь

3

Развитие мышления, восприятия формы, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации, внимания,

8

ноябрь

4

Развитие пространственных преставлений, логического мышления, умения рассказывать по серии сюжетных картинок, способности к классификации и обобщению, временных представлений

9

декабрь

1

Развитие пространственных представлений, целостного восприятия, мышления, мелкой моторики рук, речи

10

декабрь

2

Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи

11

декабрь

3

Развитие мышления, внимания, восприятия цвета, памяти, мелкой моторики, речи


Планируемый результат:

  1. Развитие навыков совместной деятельности;
  2. Гармонизация эмоционального состояния ребенка;
  3. Развитие адекватной самооценки;
  4. Развитие коммуникативных умений и навыков;
  5. Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;
  6. Гармонизация психоэмоционального состояния;
  7. Социализация и адаптация в современном обществе.

3. Список литературы

1. Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 96с.

 2. Белоусова Л. Е. Ура! Я научился! Сборник игр и упражнений для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 144с.

 3. Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребенка? : книга для родителей. – М. : Дрофа, 2006. – 91с.

 4. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М. : Книголюб, 2004. – 104с.

 5. Гатанов Ю. Развиваю воображение. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 144с.

 Иванова Е. А. Раннее домашнее сопровождение. СПб. : Издательство «Речь», 2003. – 96с.

 6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 – 6 лет. М. : 2005. – 208с.

 7. Никулина Ф. Х. Коррекционно-развивающее занятие на развитие познавательной сферы детей 5-6 лет //Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008-2009 уч. г.

 8. Чистякова М. И. Психогимнастика. /Под ред. Буянова М. И. — 2-е изд. — М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.

 

9. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 384с.

10. Видеофильмы, электронные издания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ КОМПЛЕКСНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО КОРРЕКЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО НЕДОСТАТОЧНЫХ ВОСПИТАННИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: реализация принципов коррекционной направленности развития, индивидуального и дифференцированного подхода через привлечение внимания, развития мышления и речи....

Нравственное становление личности воспитанников младшего школьного возраста в условиях развивающейся среды ГКОУ ЛО «Павловский центр Логос»

От педагогов, ежедневно соприкасающихся с детьми в условиях центра психолого-педагогигической реабилитации и коррекции, зависит, какими людьми станут их воспитанники. В данной статье подробно описан, ...

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...

«Добрым быть совсем не сложно». Коррекционное занятие с воспитанниками младшего школьного возраста.

Конспект  коррекционного занятия с воспитанниками младшего школьного возраста.с использованием ИКТ...

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК ЗАДАЧА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Статья представляет собой подробную характеристику понятия «субъектная позиция» с точки зрения классической и современной психологической науки. Развитие субъектной позиции учащи...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Коррекционно-развивающая программа для детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста "Азбука общения"

Диагностический блок:- Диагностика уровня развития ребенка с целью определения стратегии и тактики развивающей работы;-  Диагностика родителей или лиц их замещающих;- Развивающий блок:-...