Главные вкладки

    Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки и буквы» 1 класс
    план-конспект занятия на тему

    Машкина Наталья Викторовна

    Фронтальное интегрированное занятие для обучающихся 1 класса "Гласные звуки и буквы", проводимое учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_integrirovannogo_zanyatiya.doc48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки и буквы»

    1 класс

    Машкина Наталья Викторовна, учитель-логопед

    Гусарова Татьяна Сергеевна, педагог-психолог

    МАОУ «Гимназия № 6» город Губкин Белгородская область

    Цели:

    Развитие умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

    Совершенствование аналитико-синтетической деятельности в процессе выделения гласных звуков в словах.

    Воспитание доброго отношения к окружающим.

    Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).

    Форма занятия: занятие – путешествие.

    Оборудование: карта с изображением моря звуков и букв и острова “Веселая грамматика”; индивидуальные тетради в клетку и косую линейку; цветовые символы звуков (фишки красного, синего и зеленого цвета); карточки с печатными гласными буквами из бархатной бумаги (А, О, У, И, Ы); очки из темной плотной ткани; гласные буквы (А, О, У, И, Ы) на каждого ученика; картинки с изображением животных (волк, рысь, кит, морж, слон, лук, кот, сыр, рак); карточки со словами СОСНА, ВЕСНА, НОРА, БАНКА, КАМЫШ; фломастер, фонарик, магнитофон.

    Ход занятия

    1. Организационный момент. Сообщение темы.

    Логопед

    - Ребята, вы любите приключения?

    - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю звуков и букв. (Вывешивается карта).

    - Какие звуки и буквы есть в русском языке? (Гласные и согласные)

    - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные звуки тянутся, поются и не встречают во рту преграды)

    - Во время путешествия мы закрепим с вами тему: “Гласные звуки и буквы”.

    - На чём можно отправиться в путешествие? (можно отправиться на поезде или пешком)

    - На каком транспорте ещё можно путешествовать? (на корабле, самолёте)

    2. Графический диктант.

    Цель: Закреплять умение располагать рисунок на листе бумаги, ориентироваться в пространстве, развивать мелкую мускулатуру кистей рук. - А на каком транспорте будем путешествовать мы, вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

    (Детям раздаются тетради в клетку)

    - Открыли тетради, нашли точку и выполняем следующее задание: 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 1 клетку вправо, 1 клетку вверх, 2 клетки вправо, 1клетку вверх, 1 клетку влево, 6 клеток вниз, 2 клетки вправо, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 1 клетку влево, 1 клетку вниз, 5 клеток влево, 1 клетку вверх, 1 клетку влево,1 клетку вверх, 1 клетку влево, 1 клетку вверх,7 клеток вправо.

    - Я думаю, что вы догадались, на чём мы с вами отправимся искать приключения.   (на лодке с парусами, на яхте с парусами)

    3. Дыхательная гимнастика.

    Цель: Развивать речевое дыхание.

    - Но парус наш повис, и мы стоим на месте. Как вы думаете, почему? (наш парус повис, потому что нет ветра)

    - Чтобы появился ветер необходимо выполнить дыхательное упражнение: вдох через нос, выдох через рот.

    Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз.

    - Наша яхта поплыла, и помог нам ветер.

    Психолог

    Игра “Кот в мешке”

    Детям предлагается угадать предмет, опустив руку в мешочек.

    Логопед

    4. Звуковой анализ слова “ВЕТЕР”.

    Цель: Развивать фонематический слух, закреплять навык выполнения анализа слова. - Возьмите, пожалуйста, знакомые вам цветовые символы звуков (фишки красного, зеленого и синего цвета) и выложите на парте слово “ветер”.

    Дети выполняют задание самостоятельно. Затем один ребенок выкладывает это слово у доски. Все дети проверяют.

    - Сколько слогов в слове “ветер”? Как узнал?  (2 слога. Сколько в слове гласных столько и слогов)

    - На какой слог падает ударение? Позовите ветер. (Ве-е-етер. Ударение падает на 1 слог)

    - Назовите первый звук в слове “ветер”, охарактеризуйте его. (Первый звук [в’], он согласный, мягкий, звонкий)

    - А какой последний звук в этом слове, охарактеризуйте его. (Последний звук [р], он согласный, твердый, звонкий)

    -Скажите, а какой третий звук в слове “ветер”. (Третий звук [т’], он согласный, мягкий, глухой)

    - Молодцы.

    5. Работа по теме. Игра “Эхо”.

    Цель: Развивать слуховую память и внимание.

    - Ребята, вы слышите, ветер доносит какие-то звуки? Повторите, что вы слышите. АУИ УАО АИЫ УАЫ ОУИ АУИЫ

    - Какие звуки вы слышали и произносили? (Гласные звуки)

    - Докажите.

    - Дети, кто-то зовет нас на помощь. Вы видите кого-нибудь? (Нет)

    - На море сильный туман и придется спасать на ощупь. Ребята, а спасать кого-нибудь или прийти на помощь – это благородное дело.

    Игра “Узнай букву на ощупь”.

    Цель: Развивать память, внимание и тактильное восприятие.

    Дети надевают поочередно очки из темной плотной ткани. Им дается карточка, на которой приклеена печатная буква из бархатной бумаги: А, О, У, И, Ы. - Кого ты спас?  (Я спас гласную букву А)

    - Кому ты пришел на помощь? (Я пришел на помощь букве О)

    - Кому помог ты?  (Я помог гласной У)

    - Кому оказал ты помощь? (Я оказал помощь букве Ы)

    и т.д.

    - Дети кого вы спасли?  (Гласные буквы)

    - Гласные буквы попали в беду и просят помочь им добраться домой на остров “Веселая грамматика”. Поможем?  (Да)

    - Но чтобы дорога показалась короче, я предлагаю вам поиграть с гласными буквами. Детям раздаются гласные буквы: А, У, О, И, Ы.

    Психолог

    Игра “Ищи безостановочно”

    Детям предлагается следующее задание: найти в классной комнате предметы заданного цвета или заданной формы.

    Игра “Разведчики”.

    Цель: Упражнять в соотнесении звука с буквой, развивать слуховое и зрительное внимание.

    - Я называю слова, а вы показываете ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.

    - Теперь задание усложним: я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.

    Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

    - Проверим, правильно ли вы выполнили задание.

    На доске вывешивается правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.

    - Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.

    Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки.

    - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

    Игра “Кто лишний?” (Картинки: волк, кит, морж, рысь, слон.)

    Цель: Развивать логическое и образное мышление, речь.

    - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Подумайте и скажите кто лишний и почему. (Я думаю, что лишний слон, потому что он живет в Африке. Мне кажется, что лишний кит, потому что это самое большое животное. Здесь лишняя рысь, потому что только рысь охотится на добычу, прыгая с дерев.)

    Убрать картинки с доски.

    6. Чтение слов.

    На столе разложены перевернутые карточки со словами: СОСНА, ВЕСНА, БАНКА, КАМЫШ, РАНО.

    - Послушайте внимательно задание: прочитайте слово, фломастером разделите его на слоги, поменяйте слоги местами, назовите новое слово. Запишите это слово графически, поставьте ударение.

    Дети выполняют задание поочередно у доски: соc|на – на|сос - а|`о . Звучит веселая музыка.

    - Дети, вы слышите веселую музыку? Мы приближаемся к острову “Веселая грамматика”.

    7. Физминутка  

    /Дети выполняют ее, стоя./

    Гимнастика для глаз.

    Цель: Укреплять глазодвигательные мышцы.

    - На этом острове есть маяк, который покажет нам дорогу. Следим глазами за маяком.

    На доску наводится фонарик, дети следят глазами за перемещающейся светящейся точкой: влево – вправо, вверх – вниз, горизонтальная восьмерка и т д.

    Пальчиковая гимнастика.

    Цель: Развивать гибкость и подвижность пальцев.

    - Чтобы попасть на остров, надо показать гласные буквы руками.

    Дети конструируют гласные буквы руками.

    8. Работа в тетради (в косую линейку).

    - Ну, вот мы и на острове. Гласные буквы приготовили для вас свои задания.

    Задание 1. Запишите гласные буквы, которые находятся в данном слове.

    На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой: ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. Далее проверяем выполненное задание, открывая закрытые окошки.

    Задание 2. Запишите эти слова, гласные буквы выделите красным карандашом. – На острове есть волшебная гора, на которой написан девиз.

    Психолог

    Игра “Найди отличия”

    Каждому участнику предлагается картинка с изображением двух похожих сюжетов. Ребенок должен найти как можно больше отличий.

    Логопед

    Игра “Сложи гору”

    Цель: Развивать восприятие и пространственное представление. На доске в разброс расположены 4 части горы, на которых написано по одному слову.

    Задание 3. Сложите из данных частей гору и прочитайте девиз жителей острова. Сделаем дело, гуляем смело.

    - Как вы понимаете эту пословицу?

    Дети высказывают свое мнение.

    - Сколько слов в этом предложении? (Четыре)

    Задание 4. Запишите это предложение графически.

     |_____ ____, ____ _____.

    - Что обозначает вертикальная черта? (Начало предложения пишется с заглавной буквы)

    - Как узнать, что предложение закончилось? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак)

     Убрать с доски девиз.

    9. Итог занятия.

    Звучит спокойная музыка.

    - Ребята, мы помогли гласным буквам добраться до острова “Веселая грамматика”, но нам пора отправляться в обратный путь. Глаза закрыли.

    Раз, два, три, четыре, пять

    В класс вернулись мы опять.

    - Как называлась тема нашего занятия?

    - На чем мы путешествовали?

    - Что вам понравилось на занятии больше всего?

    - С чем вам было трудно справиться в путешествии?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    занятие "Гласные звуки и буквы" для обучающихся с общим недоразвитием речи

    Занятие "Гласные звуки и буквы" предназначено для обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи. Используется презентация, занятие - путешествие....

    Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

    Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...

    Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ч-Щ"

    Представлен конспект логопедического занятия по теме " Дифференциация звуков и букв Ч-Щ". Форма организации занятия: подгрупповая....

    Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"

    Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"...

    Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"

    В конспекте рассматриваются методы, позволяющие детям научиться различать звуки и буквы, выделять гласные звуки...

    Конспект логопедического занятия Тема: Звуки и буквы П-Т

    Тема: Звуки и буквы П-ТНаучить учащихся дифференцировать согласные  буквы П –Т в устной  и письменной речи.Употребление усвоенной терминологии в ответах на вопросы по ходу учебной рабо...

    Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Т-Д"

    Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Т-Д" для детей с задержкой психического развития, второй год обучения....