Конспект логопедического занятия Гласные звуки и буквы
план-конспект

Никулина Анна Сергеевна

Цель: научить детей дифференцировать гласные I и II ряда

Задачи:

- учить детей дифференцировать гласные первого и второго ряда;

- развивать фонематический слух;

- учить соотносить гласные звуки с буквами;

- учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;

- расширять словарный запас;

- развивать внимание, память, мышление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

По теме

«Гласные звуки и буквы»

Учитель-логопед Никулина Анна Сергеевна

Санкт-Петербург

2022 г.

Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель: научить детей дифференцировать гласные I и II ряда

Задачи:

- учить детей дифференцировать гласные первого и второго ряда;

- развивать фонематический слух;

- учить соотносить гласные звуки с буквами;

- учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;

- расширять словарный запас;

- развивать внимание, память, мышление.

Оборудование и материалы: картинки с контурным изображением предмета, конверты с различными геометрическими фигурами.

Ход занятия:

1.     Организационный момент

Учащиеся готовятся к уроку.

Логопед задает вопросы: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т.д.

2.     Сообщение темы и целей занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о парных гласных. Для начала назовите все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я. Теперь давайте вспомним, какие из них относятся к гласным I ряда (а, о, у, э, ы)? А какие ко II ряду?

- На этом занятии мы будем учиться различать гласные I и  II ряда, чтобы не путать их на письме.

     3. Сказка об образовании йотированных гласных:   «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О. У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели.

Однажды звук Й тоже захотел спеть вместе с ними. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я - Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

ЙУ-ЙУ-ЙУ=Ю;

ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ=Е;

ЙО-ЙО-ЙО=Ё;

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».

При пропевании логопед обращает внимание детей на артикуляцию звуков.

4.     «Назови парный звук»:

- Кто ответит мне, какие звуки называют парными и почему?

- Можно ли назвать У и Э парными? Я и О?

- Теперь я буду называть звук, а вы быстро назовите ему пару:

     О – Ё, У – Ю, Я – А, Ы – И, Е – Э.

5.     Звук – буква:

(На доске написаны гласные буквы)

- Ребята, а вы не забыли, какими буквами звуки обозначаются на письме?

- Давайте-ка проверим. Вы будете выходить по одному к доске, я буду называть гласный звук, а вы указкой показывайте соответствующую ему букву. Всем понятно? Кто первый идет?

- Сейчас давайте наоборот: я показываю букву, а вы называете, какой звук она обозначает.

6.     «Пиши наоборот»:

- Мы с вами вспомнили, как пишутся буквы, а теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и слушаем внимательно задание: я буду называть вам слог, а вы запишите его, меняя гласную на парную ей. Например, я говорю МА, а вы пишете – МЯ. Все поняли? Тогда начинаем:

НА – , ПО – , НУ – , РА – , ДЮ – , ВИ – , ЛЕ – , КУ – , ТЯ – , ГЁ – , ДО -.

    7. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка:

- Ребята, посмотрите на картинки и узнайте, что это такое (логопед показывает детям картинки, на которых предметы изображены контурно или разделены на детали).

    8.     Составление  узоров из геометрических фигур:

- У вас на столах конверты, в которых лежат разные геометрические фигурки. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы назовите отгадку и покажите, о какой геометрической фигуре я говорила:

1.Узнает очень просто

 Меня любой дошкольник:

Три стороны и три угла –

Зовусь я – треугольник!

 2.Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

 Одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его? Квадрат!

 3.Я – известный всем овал.

У меня есть верный друг.

Без него я никуда.

А зовут его все – круг!

- Молодцы! Все правильно отгадали. Теперь я вас попрошу составить узор из фигур. Он может быть какой угодно, только чтобы в нем обязательно было 3 квадрата. (Дети составляют узор).

- Все справились? А теперь сделайте так, чтобы в вашем узоре было 2 красных фигуры и 3 зеленых.

- Последний узор сделайте так, как подскажет ваша фантазия.

       9. Словарный диктант:

- Снова открываем тетради, пропускаем одну строчку после предыдущего задания и пишем с красной строки слова под диктовку. С какой буквы мы должны начать писать? – С заглавной. – Верно. Итак, слушайте внимательно и будьте осторожны -  не путайте парные гласные!

  УтюгАня, сливы, вилы, поле, маякпоётзаяц, липы, руки, салют, космос, полёт, лапы, крыша, поэт,овёс, мухи.

- Теперь возьмите карандаш и подчеркните те слова, в которых есть парные гласные. Сосчитайте, сколько слов вы подчеркнули. У всех 10 слов?

          10. Физминутка:

- Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь  немного потанцуем.

Руку правую в перед,

А потом ее назад,

И опять ее в перед ,

И немного потрясем.

Мы танцуем буги-вуги.

Поворачиваем круги

и в ладоши хлопаем вот так.

    (Тоже самое только с левой рукой).

- Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.

       11. Работа с паронимами:

- Ребята, я назову  слово, вы запишите его, поставьте черточку, измените в слове гласную букву на парную ей и запишите новое слово:


Мал – мял;  лук – люк;

Нос – нёс;   мыл – мил.

- Сравните пары слов по смыслу. Выберете одно слово, придумайте с ним предложение и запишите. Прочитайте, что у вас получилось.

        12. Итог занятия:

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

- Какие гласные относятся к I ряду, а какие ко II?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ч-Щ"

Представлен конспект логопедического занятия по теме " Дифференциация звуков и букв Ч-Щ". Форма организации занятия: подгрупповая....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"...

Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки и буквы» 1 класс

Фронтальное интегрированное занятие для обучающихся 1 класса "Гласные звуки и буквы", проводимое учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом...

Конспект логопедического занятия "Гласные звуки и буквы"

В конспекте рассматриваются методы, позволяющие детям научиться различать звуки и буквы, выделять гласные звуки...

Конспект логопедического занятия Тема: Звуки и буквы П-Т

Тема: Звуки и буквы П-ТНаучить учащихся дифференцировать согласные  буквы П –Т в устной  и письменной речи.Употребление усвоенной терминологии в ответах на вопросы по ходу учебной рабо...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Т-Д"

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Т-Д" для детей с задержкой психического развития, второй год обучения....