Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Т-Д"
план-конспект

Петрова Елена Александровна

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Т-Д" для детей с задержкой психического развития, второй год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._differentsiatsiya_zvukov_i_bukv_d_i_t.docx417.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация звуков и букв Д-Т»

Учитель-логопед ГБОУ школы №432

Бочкарева Елена Александровна

Санкт-Петербург

2019

Цель - совершенствование навыков дифференциации звуков и букв Д-Т.

Задачи.

Образовательные:

  • Уточнить и закрепить представления учащихся о парных согласных Д-Т.
  • Продолжать учить дифференцировать звуки /д/-/д/, /т/-/т/ на слух, буквы Д-Т на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.
  • Закрепить и обобщить знания учащихся о правиле написания парных согласных в конце слова.

Коррекционно-развивающие:

  • Формировать навык зрительного и языкового анализа и синтеза.
  • Развивать восприятие (фонематическое, пространственное, зрительное).
  • Развивать орфографическую зоркость.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к фразеологизмам русского языка.
  • Воспитывать само- и взаимоконтроль при выполнении определенных учебных действий.
  • Формировать положительную мотивацию к занятиям.
  • Воспитывать чувство сплоченности, взаимной поддержки.
  • Совершенствовать навыки общения.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • учиться различать изучаемые звуки на слух, буквы на письме;
  • учиться выполнять слоговой синтез слов;
  • учиться писать слова, словосочетания, предложения, используя прием комментирования;
  • учиться грамотно оформлять письменные задания, следуя инструкции учителя.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
  • выполнять последовательность необходимых операций;
  • анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать причины.

Познавательные УУД:

  • развивать логическое мышление;
  • добывать новые знания;
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свою мысль в устной речи;
  • слушать и понимать речь окружающих;
  • уметь общаться в диалоге.

Личностные:

  • проявлять интерес к процессу обучения;
  • развивать способность адекватно судить о причине своего успеха и неуспеха в учении;
  • уметь работать самостоятельно и в команде;
  • уметь выстраивать свою речь.

Ход занятия

Этап занятия

Примечание

I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто правильно назовёт время года на картинке. Рассмотрите картинки на слайде и  определите, какое время года изображено на каждой  из них.

На слайде презентации появляются пейзажи с временами года.

II. Основная часть.

- Ребята! К нам в гости приехали Таня и Даня. Они приехали узнать, чему мы уже научились на занятиях и, конечно, многому у нас поучиться.

- Одинаково ли звучат имена детей? Давайте попробуем определить, в чем разница в этих именах.http://www.school68.com.ua/images/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8/8588142.png

- Правильно, первые звуки имен разные. Назовите эти звуки.

- Теперь давайте вспомним характеристику звуков [Д] и [Т].

- Произнесите звуки Т и Д. Что делают губы? Зубы? Язык? (Язык стучит в верхние зубы, рот приоткрыт, губы улыбаются).

- Положите руку на горлышко и послушайте, звенит ли горлышко при произношении звука Д? С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом, звонкий).

- А теперь произнесите звук Т и послушайте, звенит ли горлышко при произношении этого звука? (нет).Звук произносится без голоса (глухой).

  • Чем они отличаются? (звук «Т» – глухой, а звук «Д» – звонкий)
  • Чем похожи звуки? (Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, воздушная струя встречает препятствие, оба звука согласные. Могут быть твердыми и мягкими).

 Соотнесение звука и буквы.

  • Звуки на письме обозначаются чем? (буквами)
  • Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы (составляют из элементов буквы)

Задание 1. Дифференциация звуков в слогах. Поможем Тане и Дане разобраться в схеме.

Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Что такое слог?

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске и в тетради.

Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.

Задание 2. Помогите Тане собрать картинки со звуком Т, а Дане – со звуком Д

 Определите, какой звук в слове — Д или Т и место звука в слове.

Задание 3. Дифференциация звуков в словах.

  • Сейчас поиграем с ребятами в игру «Что где находится?»
  • Отгаданное слово будем записывать в тетрадь и выделять буквы Т-Д.
  • Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? (капуста). В слове капуста слышу звук «Т», он согласный, глухой, значит, пишу букву Т, выделяю букву Т.
  • Что находится в правом верхнем углу? (тарелка)
  • Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (стул)
  • Что находится над домом? Какой звук слышим в этом слове? (тапочки)
  • Что находится слева от дома? Какой звук слышим в этом слове? (карандаш)
  • Что находится между карандашом и стулом? (дом)
  • Что находится под тарелкой? (ведро)
  • Что находится справа от капусты? (дыня)
  • Что находится под капустой? (автобус)
  • А теперь давайте к каждому слову поставим вопрос: Какая? Какое? Какие?

Задание 4. Работа с предложением.

 Помогите детям (составить и записать словосочетания и предложения):

Назвать слова-признаки.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/02/k_58b87c6440388/397335_29.png

Задание 5. Работа с текстом. 

Дети принесли нам новые задания. Таня принесла  нам текст, а Даня хочет услышать от вас маленький рассказ.

Прочитайте текст, заменяя синие фишки буквой Т, а зелёные фишки буквой Д.

Нас_ала осень. Солнце све_и_ _ускло. _уе_ холо_ный ве_ер. Час_о и_у_ _ож_и.

_ни с_али коро_кие.

  • О чём текст? О каком времени года?
  • Как осенью светит солнце?
  • Прочитать выборочно: о солнце, о ветре, о дожде, о днях. Списать, вставляя буквы.

После на слайде  презентации появляются изображения героев:

http://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/aa5b0a30851b.png

На слайде презентации:

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/02/k_58b87c6440388/397335_8.png

На слайде картинки: подарок, художник, садовник, нитки, дом и др.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/02/k_58b87c6440388/397335_20.png

III. Итог занятия.Рефлексия.

- Что мы учились делать на уроке? Что было самое сложное? Какое задание было самое интересное? Что нового вы узнали, чему научились?

http://www.school68.com.ua/images/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8/8588142.pnghttp://dutsadok.com.ua/clipart/ljudi/aa5b0a30851b.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/02/k_58b87c6440388/397335_8.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/02/k_58b87c6440388/397335_20.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/02/k_58b87c6440388/397335_29.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.

       Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква М"

Конспект урока  для детей с ОНР....

Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"

КОНСПЕКТ логопедического занятия с учащимися 1-х классов, имеющих нерезкое  общее и фонетико-фонематическое недоразвитие речи(НОНР и ФФНР)....

Конспект логопедического занятия «Звук и буква Э » в средней группе для детей с ОВЗ

На занятии возможно обобщить представления детей о весне,учить называть приметы весны, работать над лексико-грамматическим строем.Также дети знакомятся с новым звуком и его характеристиками. ...

Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"

Познакомить детей со звуком З и его характеристикой...

Конспект логопедического занятия "Звуки и буквы Ш-Ж"

Данное занятие с применением здоровьесберегающих технологий  направлено на различение звуков Ш-Ж в устной и письменной речи....

Конспект логопедического занятия "Звук и буква С"

Логопедическое занятие в 1 классе...