Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"
план-конспект

Познакомить детей со звуком З и его характеристикой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия "Звук и буква "З"

Цели занятия:

1. Коррекционно-образовательные:

-познакомить детей со звуком З и его характеристикой (с опорой на артикуляцию);

-познакомить с понятием «согласный звонкий звук»;

-учить выделять звук в слогах и словах (начало, конец слова).

2. Коррекционно-развивающие:

-развивать у детей фонематические процессы;

-закреплять понятия «слово», «согласный звук»;

-развивать фонематические процессы;

-развивать умение составлять небольшие предложения;

-развивать моторный праксис, просодические компоненты языка.

3. Коррекционно-воспитательная:

-воспитывать умение слушать друг друга, вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, картинка для звукоподражания, счетные палочки, набор для составления слоговой схемы, предметные картинки со звуком З (в начале, в конце слова).

1. Организационный момент.

- объявление темы занятия.

Звон, заноза, заяц, зубы. С какого звука начинаются эти слова? С каким звуком мы сегодня познакомимся

- акустико-артикуляционный образ звука.

Давайте произнесем звук З.(логопед, дети хором, отдельные дети)

Воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда зубы. Значит звук З согласный. Положите руку на горлышко и произнесите звук З. Горлышко «дрожит». Звук З – звонкий. Обозначаем звук З фишкой синего цвета, а подружку З* зеленого.

2.Основная часть.

1.Игра «Эхо». Повторить ряды слов.

За за-за аз аз-аз аза

Зо зо-зо оз оз-оз озо

Зу зу-зу уз уз-уз узу

Зи зи-зи из из-из изи

2. Развитие общей моторики «Шуршат на дереве кусты».

Шуршат на дереве листы, Руки вверх, потянулись

Шуршат осенние кусты, Руки опустили, присели

Шуршит камыш, Наклоны туловища вправо-влево

И дождь шуршит Шаги на месте

А ты садись и не шурши, Садятся на места

И все красиво напиши.

3.Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А этот пальчик все съел,

Оттого и растолстел.

4.Массаж лица.

Солнышко проснулось, Поглаживающие движения

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Ходит пальчик по дорожке: Зигзагообразные движения

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Будут розовые щечки:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

-Дождик, дождик, веселей Постукивающие движения

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Солнышко проснулось, Поглаживающие движения

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

5.Развитие мимических мышц.

Вы будете обезьянками, они лучше всех умеют передразнивать, повторять то, что видят. Я буду вам показывать смайлики, а вы будете копировать их мимику.

6.Развитие артикуляционной моторики.

-«Окошко закрывается и закрывается»

-«Почесывание» верхней и нижней губ зубами

-«Наказать» непослушный язычок

-«Болтушка»

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: _________И

Вдохнуть и на выдохе произносить: _________ОИ

Вдохнуть и на выдохе произносить: _________У

Вдохнуть и на выдохе произносить: _________АУ

8.Связь звуков и буквы.

Давайте познакомимся с буквой З. (Показать букву з).

На что похожа буква З?

Рассмотрите букву З и выложите ее из ниток.

9. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». У, А, С, Д,З, П, И, С, М, К, З, И, А, П, С, О, М, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук З.

Физминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку,

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Приседать, вставать, приседать, вставать.

10. Закреплений звука в слогах

Произнести утрированно слог ИЗ , провести его анализ.

Сколько в этом слоге гласных звуков?

Сколько согласных?
Каким цветом обозначим?

Аналогично провести анализ слога ЗИ.

11.Закрепление звука в словах.

На доске картинки со звуком З в начале слова, конце. Логопед называет слово выделяя звук З, просит детей определить, где находится выделяемый звук, а затем дать ему характеристику. Разделить слова на слоги.

12.Закрепление звука в предложениях.

Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду покажи,

Как я буду говорить,

Постарайся повторить!

За-за-за вот идет коза

Зы-зы-зы нет нигде козы

Зу-зу-зу я домой веду козу.

3. Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

4. Оценка работ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи»

Конспект логопедической игры-викторины «Прощание с осенью» для детей старшего дошкольного возраста с логопедическим  диагнозом «Общее недоразвитие речи»Автор: учитель-лого...