Главные вкладки

    План-конспект по теме:
    Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

    Галяутдинова Зульфия Абузаровна

    Цели:

    Коррекционно–образовательные:

    Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».

    Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвязи.

    Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.

    Коррекционно-развивающие:

    Учить дифференцировать звуки С-Ц в слова, предложениях и тексте.

    Учить произвольно менять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

    Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать разговорную речь детей побуждать к желанию общаться.

    Развивать логическое мышление и внимание

    Коррекционно-воспитательные:

    Развивать эмоционально-волевую сферу детей

    Развивать самоконтроль за речью.

    Воспитывать интерес к природе, творческую активность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБС(К)ОУ «УС(К)ОШ-И VIII вида п.г.т. Уруссу,

    учитель-логопед Галяутдинова

    Зульфия Абузаровна

    Конспект  логопедического занятия  c учащимися 3 класса коррекционной школы VIII вида

    «К нам весна шагает быстрыми шагами».

    Цели:

    Коррекционно–образовательные:

    Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».

    Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвязи.

    Формировать умения составлять распространённые предложения с помощью наводящих вопросов и самостоятельно.

    Коррекционно-развивающие:

    Учить дифференцировать звуки С-Ц в слова, предложениях и тексте.

    Учить произвольно менять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

    Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики.

    Развивать фонематический слух.

    Развивать разговорную речь детей побуждать к желанию общаться.

    Развивать логическое мышление и внимание

    Коррекционно-воспитательные:

    Развивать эмоционально-волевую сферу детей

    Развивать самоконтроль за речью.

    Воспитывать интерес к природе, творческую активность.

    Оборудование: изображение солнца, картинки-приметы весны и других времен года,  магнитофон, диск СD «Пальчиковые игры»,  символы звуков, профили звуков С-Ц, карточки артикуляционной гимнастики «Домашняя», предметные картинки на звуки С,Ц, сигнальные карточки звуков.

    Учитель

    Дети

    Наглядность

    1 .

    Психо-

    гимнастика.

    Организационный момент. -Ребята, доброе утро!

    Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

    - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

    2.

    Массаж лица

    Ладошка – это солнышко,

    А пальчики – лучи.

    Поет о солнце скворушка,

    Кричат о нем грачи.

    Комплекс 1. Солнышко проснулось.

    Упражнение 1.

    Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки. Поочередно поглаживать пальцы НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ (НД) – от кончиков пальцев к основанию.

    Сомкнуть пальцы и соединить их кончики с кончиком большого пальца («клюв закрыт»), затем сомкнутые пальцы немного приподнять, а большой палец – опустить («клюв открыт»).

    Солнышко милое,

    Поделись своей силою!

    Просыпайтесь, лучики,

    Согревайтесь, рученьки.

    Комплекс 1. Солнышко проснулось.

    Упражнение 2.

    Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.

    Поочередно растирать пальцы.

    НД – от кончиков пальцев к основанию

    Мы весну встречаем

    С первыми ручьями.

    Они весело бегут,

    Звонко песенку поют.

    Комплекс 6. Весна.

    Упражнение 1.

    Поглаживающие движения.

    НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

    Первые капели

    В полдень зазвенели.

    Стал мороз весною слаб,

    Снегу жарко: кап, кап, кап.

    Комплекс 6. Весна.

    Упражнение 2.

    Постукивающие движения.

    НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

    Шлёпаем по лужам

    После зимней стужи.

    Каждый год весной потоп.

    Под ногами: шлёп, шлёп, шлёп.

    Комплекс 6. Весна.

    Упражнение 3.

    Похлопывающие движения.

    НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

    Льдинки звонкие разбились

    И поплыли по реке,

    И сережки распушились

    На осине и ольхе.

    Комплекс 6. Весна.

    Упражнение 4.

    Зигзагообразные движения.

    НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

    Льдинки звонкие разбились

    И поплыли по реке,

    И сережки распушились

    На осине и ольхе.

    Комплекс 6. Весна.

    Упражнение 4.

    Зигзагообразные движения.

    НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

    Обогрела всех весна,

    Пробудился лес от сна.

    Все, кто спал, весной проснулись.

    Птицы с юга к нам вернулись.

    Комплекс 6. Весна.

    Упражнение 5.

    Спиралевидные движения.

    НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

    Землю солнышко согрело,

    И трава зазеленела.

    День весенний стал длиннее,

    Небо ярче и синее.

    Комплекс 6. Весна.

    Упражнение 6.

    Поглаживающие движения.

    НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.

    карточки

    3. Развитие артикуляционной моторики

    «Домашняя»

    карточки

    Объявление темы урока

    1. 2. Игра «Найди общий звук».

    Игра «Найди общий звук»

    Картинки: подснежник,  лиса, ласточка

                        цапля, медведица, заяц

    -Какие одинаковые звуки мы слышим в этих словах. Правильно С-Ц.

    Эти два звука мы будем учиться различать и следить за их правильным произношением. Запишем тему нашего урока.

    Картинки: подснежник,  лиса, ласточка

     цапля, медведица, заяц

    1. 3. Акустико-артикуляционный образ звуков

    Акустико-артикуляционный образ звуков.

    Составим характеристику звука С:

    -твердый согласный , имеет мягкую пару;

    -свистящий

    -глухой

    - губы в улыбке

    -язык за нижними зубами

    -воздушная струя «холодный ручеек»

    Составим характеристику звука Ц:

    -твердый согласный

    -свистящий

    -глухой

    - губы в улыбке

    -в начале спинка языка касается бугорков за верхними зубами, затем опускается вниз, кончик языка за нижними зубами

    -воздушная струя «взрыв».

    Внимательно посмотрите на характеристику звуков С и Ц, и скажите чем похожи эти звуки? Чем отличаются?  

    Звук С: это  согласный,  твердый, глухой звук имеет мягкую пару.

    Звук Ц: согласный, глухой, всегда твердый

    Работа с символами звуков

    Развитие фонематического слуха:

    Я предлагаю поиграть в игру «Внимательные ушки», я буду произносить слова, а вы внимательно послушав, поднимите сигнальную карточку: если услышите звук С в слове – двухцветную карточку, которая обозначает твердость-мягкость звука, если услышите звук ц – карточку синего цвета, так как звук Ц всегда твердый. Итак внимание:  подснежник, улица, сорока, овца, весна, огурец, акация, снег, лес, птенцы.

    Сигнальные карточки

    Чистоговорки

     Чтобы закрепить  произношение звуков С-Ц , повторим чистоговорки, но будьте внимательны, если я покажу колокольчик – говорим громко, если колокольчик перечеркнут – тихо.

    Сна-сна-сна - за зимой идет весна

    Са-са-са - зеленеют все леса

     Су – су – су – было холодно в лесу.

    Цы-цы-цы – прилетели в лес скворцы

    Ты-ты-ты – расцвели в лесу цветы

    Цу-цу-цу -цветы несу отцу.

    Ца-ца-ца -у цветка пыльца

    Символы звуков

    Физминутка

    Стучат все громче дятлы

    Синички стали петь

    Пальцы правой руки сложены щепоткой, пальцы левой руки выправлены. Стучим пальцами правой руки ладони левой руки.

    Покачиваем кисть рук.

    Встает пораньше солнце

    И землю стало греть – 2р

    Ладони обеих рук сомкнуты, поднимая руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены.

    Бегут ручьи под горку,

    Растаял весь снежок,

    Правой рукой выполняем волнообразные движения сверху вниз. Показываем ладонью левой руки

    А из под старой травки

    Уже глядит цветок – 2р

    Кисти рук и локти прижаты друг другу, ладони сжаты, пальцы округлены. Постепенно разводим пальцы(цветок раскрывается)

    Раскрылся колокольчик

    В тени там, где сосна,

    Ладони прижимаем друг к другу, поднимаем над головой (сами как колокольчики)

    Динь, динь, звенит тихонько,

    Динь, динь пришла весна- 2р.

    Кисти свободно опущены, покачиваем верхней частью корпуса, приговаривая «Динь-динь»)

    Подбор признаков весны. Составление предложений.

    Солнце ярче светит

    Дует теплый ветер

    Вот и кончилась зима

    Снова к нам пришла …

    - Посмотрите какое яркое весеннее солнышко. А внизу расположены картинки- признаки разных времен года. Нужно подобрать и расположить вокруг солнца только картинки – признаки весны, и составить предложение используя картинку.  (Предложения записываются в тетрадь)

    весна

    Чтение рассказа «Весной»

    Молодцы, правильно подобрали все признаки весны. А сейчас мы с вами прочитаем рассказ,  который называется «Весной».  

    Чтение рассказа.

    Ответы на вопросы по содержанию текста.

    карточки

    Итог

    Подведем итог. Чем  мы сегодня занимались на уроке?

    Ответы детей

    Литература:

    1.  Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей» М. Книголюб. 2004.
    2. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.  М. 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совместно-организованная деятельность педагогов с детьми с ОВЗ "К нам весна шагает быстрыми шагами

    Авторская разработка конспекта учителя-дефектолога и воспитателя детей с ОВЗ (стрший возраст , ЗПР)...

    Рабочая программа индивидуально-групповых занятий "Шаг к успеху" для 7 класса (ФГОС).

    Программа поможет рационально организовать помощь для учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе....

    «Образ Весны в искусстве и литературе». 3 класс

    Цель занятия: Духовно-нравственное и художественное...

    Программа элективного курса "Первые шаги в театр" (для 9 классов)

    Нужен ли, требуется ли вообще подростку театр, если сегодня он получает зримую информацию через видео и компьютерную технику в неограниченных размерах. Но стоит определять различие между восприятием о...

    Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

    На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

    Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

    Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...