Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ы" для группы учащихся с ОНРIII 1 класса общеобразовательной школы.
статья по теме

Елхова Ираида Вячеславовна

         Данный конспект является частью системной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 1 класса по устранению у них общего недоразвития речи третьего-четвёртого уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_y.odt129.45 КБ
PDF icon na_chto_pohozha_y.pdf993.5 КБ
Файл slogovoy_labirint_y.odt23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 1-го класса (с ОНР четвёртого уровня),

Тема: «Звук и буква Ы».

Цель:

закрепление у уч-ся понятия о звуке (и букве) «Ы» как о гласном, понятия о слоге, слове, предложении, совершенствование навыка дифференциации этих понятий;

Задачи:

Образовательные:

- закрепление у учащихся правильной артикуляции звука «Ы», понятия о звуке «Ы» как о гласном, навыка соотнесения звука с его графическим обозначением — буквой Ы;

- развитие умения выделять на слух звук «Ы» в ряду слогов, в словах;

- развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, умения составлять графическую схему звукового состава слова;

- развитие навыка образования существительных множественного числа, закрепление и расширение словаря учащихся по теме «Деревья»;

- закрепление навыка составления предложения по заданной схеме и его графической записи.

Коррекционно-развивающие:

- активизация речемыслительной деятельности учащихся;

- развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания;

- развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному языку, природе, интереса к занятиям;

- формирование аккуратности при работе со схемой, записи.

Оборудование:

картинки, таблица с поэлементным написанием буквы «Ы», пособие «Слоговой лабиринт», игрушки-фишки «смешарики», лапти, сосновая ветка.

Ход занятия:

1. Оргмомент. (У каждого ребёнка на парте лежит одна из гласных букв магнитной азбуки: А, О, У, Э.)

    -Ребята, посмотрите на ту букву, которая у вас на парте. Каждый из вас сядет, когда услышит звук, обозначаемый этой буквой.

Затем логопед уточняет, какие это буквы (гласные или согласные) и вывешивает их на доску.

2. Введение в тему.

-Прочитайте слоги, написанные на доске. Чем отличаются слоги первого столбика от слогов второго? (Во втором столбике в начале слогов стоят разные гласные, а в первом - всегда буква «Ы».)

ын           ун

ыл           ол

ыс           ис

ыр           ар

-Кто догадается, какая сегодня тема занятия? (-Звук и буква «Ы».)

-Давайте проверим у нашего Речецветика на поляне смешариков. (Открывается буква «Ы».) Сегодня мы вместе со смешариками отправимся на поиск слов со звуком «Ы». Мы будем учиться выделять звук «Ы» среди других звуков в слогах и словах.

-Как мы произносим звук «Ы»?

                                Ы! Спинку языка – повыше,

                                Ы! Кончик – к нижним зубкам ближе

                                Ы! Между языком и нёбом  

                                Ты голос пропустить попробуй.

-Ребята, это гласный звук или согласный? Почему? (-Гласный, потому что при его произнесении воздух проходит свободно через рот, не встречая преград.)

3. Артикуляционная гимнастика.

                        Вышел дым из трубы («улыбка» - «трубочка»),

                        Встал над крышей на дыбы («горка»),

                        Выше крыш взлетел («качели»), и вот,

                        Он уплыл, как пароход («гудит пароход»).

4. Пальчиковая гимнастика.

-Чтобы хорошо писать, нужно пальчики размять:

                        Мышка по полу бежала («мышка»),

                        Мышка букву «Ы» искала («Ы» - показываем руками),

                        И нашла в словах таких: крышка, тыква, крыша, бык (на каждое                                                 слово выполняется соответствующее упражнение).

5.Основная часть.

  1. Закрепление графического образа буквы.

-Ребята, а на что похожа буква «Ы»? (Логопед показывает картинки: бык, привязанный к столбу; тыква около забора; мальчик, держащий колесо; кот и мышь).

-Давайте вспомним, как пишется буква «Ы». (Логопед вывешивает на доску таблицу с поэлементным написанием буквы). Затем дети «пишут» букву:

-в воздухе указательным пальцем, ручкой,

-массажным мячом по тыльной стороне левой ладони, на парте.

-Ребята, а почему на нашей таблице нет прописной буквы «Ы», есть только строчная? (-Потому что нет слов, которые начинаются со звука «Ы».)

-А теперь давайте покажем смешарикам, как хорошо вы умеете писать эту букву в тетрадях. (Дети в тетрадях сначала обводят по точкам, а затем самостоятельно пишут букву «Ы».)

  1. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука «Ы»:

- из ряда слогов (хлопнуть в ладоши): ыр, ор, ус, ыс, ым, им …, ны – на – но, …;

- в словах (хлопнуть в ладоши): киты, рынок, пила, мосты, листы, дети, лыжи, метла, сады, мелки, шкафы, шары, носки, крыса, сын.

  1. Развитие фонематического восприятия, навыка звукового анализа.

–Ребята, смешарики готовы отправиться в поход, но Лосяш просит их сначала прочитать слоги в таблице и дополнить её. (Таблица слогов, которую читали в начале занятия, дополняется прямыми слогами с буквой «Ы». Дети читают их парами: ын – ны  и т.д.)

–Смешарики пошли в поход и вдруг заметили, что шустрый Крош уже убежал вперёд. Оказалось, что он попал в беду. Его поймал злой Леший. И отпустит только тогда, когда смешарики выполнят его задания. Поможем смешарикам? Им нужно отгадать загадки Лешего, а к словам-отгадкам составить схемы. (Логопед читает загадки, дети отгадывают их. Картинки слов-отгадок вывешиваются на доску, подними записываются схемы: _  _  ы  (осы) и т.д.) Список анализируемых слов:

осы,    дым,    крыша,

крыло,   рамы,  рыбы.

После того, как все схемы записаны, детям предлагается найти 4-ое «лишнее» слово в каждом ряду, обратив внимание на количество звуков в слове.

  1. Физминутка.

                По поляне смешарики шагали,

                На цветах слова со звуком «Ы» искали,

                А как такой цветок найдут –

                Подпрыгнут радостно и вновь искать идут.

Ходьба на месте, на слово с «Ы» - прыжок:

       мошка,   мышка,   мушка,   точка,   тыква,   крышка,   ложка     вышка      душка

       кошка    пышка      пушка.

  1. Развитие навыка слогового анализа и синтеза.

–Следующее задание – «Слоговой лабиринт». Каждый из вас вместе с одним из смешариков должен пройти лабиринт и в конце пути найти букву. Из найденных вами букв мы составим слово. (Логопед называет слова, дети делят их на слоги, выделяют слог со звуком «Ы», находят его у себя в таблице-лабиринте и передвигают фишку-смешарик. Таблицы-лабиринты состоят из 9-ти клеток с одинаковыми слогами, но различным их расположением в таблице каждого ученика: мы, ым, ры, ыр, ны, ын, сы, лы, ыл.)

Список слов:  мыло,  рыбаки,  слоны,  бусы,  столы.

В результате выполнения задания на доске выкладывается из букв слово «ЛЫКО». Логопед спрашивает детей, знают ли они, что это такое. Затем уточняет, что лыко – это узкие полоски коры дерева (липы, вяза, ивы и некоторых др.), из которых в старину, когда не было кожаной обуви, плели лапти. Сейчас, можно увидеть их только в качестве сувениров, и чаще из бересты (берёзового лыка). Логопед показывает детям настоящие лапти и сувенирные, картинку с изображением девочки в лаптях.

Затем детям предлагается разделить слово на слоги и поменять их местами. Получается другое слово  - «КОЛЫ». Уточняется значение и этого слова (с использованием картинок).

  1. Расширение и закрепление словарного запаса учащихся по теме «Деревья», закрепление навыка образования множественного числа существительных.

-Ребята, вы замечательно справились с заданиями Лешего. Он отпускает Кроша и даже извиняется перед ним и перед вами. Ведь он не со зла украл Кроша. Просто ему никак не удавалось выучить букву «Ы». А теперь, когда вы ему помогли, он будет довольным и добрым. Но на прощанье он просит вас собрать побольше слов со звуком «Ы».

-А Кар-Карыч придумал, как изменить форму слова, чтобы в нём появился звук «Ы». Нужно вместо слова, обозначающего один предмет, называть слово, обозначающее много таких предметов (Логопед показывает картинку и называет слова в ед. числе, а дети называют слова во мн.ч.):

берёза – берёзы,                ива - …,                       пихта - …,                    клён - …,

липа - …,                           осина - …,                   сосна - …,                 рябина - …

-Какой звук мы произносили в конце каждого слова?

-Как называются листья-иголочки на ветках сосен и елей? (-Хвоя.) Логопед показывает ветку сосны.

-Как называется лес из таких деревьев? (Хвойный.) –Есть в этом слове звук «Ы»?

А как называется лес из деревьев с обычными листьями? (Лиственный.) - Есть в этом слове звук «Ы»?

  1. Закрепление навыка составления предложения по заданной схеме и его графической записи.

-Ребята наше путешествие сегодня закончилось удачно, все смешарики снова вместе. А у кого из них в имени есть звук «Ы»? (-Копатыч, Кар-Карыч.) Давайте составим про одного из них предложение. (На доске картинка с изображением Копатыча, мышки, между которыми двойная черта, обозначающая слово-действие.)

-Копатыч увидел мышку.

-А что бы он сделал, если б у него были краски? (фотоаппарат? мышеловка? деньги и рядом зоомагазин?...)

-А теперь давайте добавим в наше предложение слово про мышку (на доске рядом с картинкой-мышкой появляется волнистая линия). Какие слова мы обозначаем волнистой линией? (-Слова-признаки.) –И эти слова отвечают на вопрос … ? (-Какой? какие?)

-Какая же у нас мышка? (-Маленькая, серенькая, пугливая, шустрая, смешная, …)

-Какое слово мы оставим в предложении? Оля, назови предложение полностью.

-Ребята, запишите схему этого предложения в тетрадь.

6. Подведение итогов занятия.

-Ребята, вы молодцы! Очень хорошо занимались и выполняли все задания!

-Какая была сегодня тема занятия? (Какую буквы искали смешарики?)

-Какой звук обозначает буква «Ы», гласный или согласный?

-Что вам понравилось на занятии?

-Смешарики благодарят вас за помощь и дарят подарки (детям раздаются листы с картинками для раскрашивания и записи гласных).

-Ребята, а вы знаете историю о том, как буква «Ы» искала себе подружку? А хотите узнать? Об этом Смешарики расскажут вам на следующем занятии. А сегодня наше занятие закончилось. До свидания!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МЫ

РЫ

ЫР

У

ЫМ

НЫ

ЫН

Ы

ЫС

СЫ

ЛЫ

Л

ЫМ

МЫ

ЫЛ

О

ЫР

РЫ

ЛЫ

Ы

ЫН

НЫ

СЫ

Р

МЫ

ЫМ

ЫН

А

РЫ

ЫР

ЫЛ

Ы

НЫ

СЫ

ЛЫ

К

МЫ

ЫМ

ЛЫ

О

РЫ

НЫ

СЫ

Ы

ЫН

ЫС

ЫР

Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

"Использование учебно речевых ситуаций в процессе обучения устной иноязычной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы"

В методике задачи курса обучения иностранному языку заданы через единство практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей при ведущей роли практической цели. Считается, что практ...

Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...

Конспект логопедического занятия с использованием ЭОР по теме «Волшебное путешествие в мир звуков» с учащимися 1-го класса общеобразовательной школы с фонетико-фонематическим нарушением речи

Подробный конспект урока с использованием современных педагогических технологий и ЭОР для учеников 1-го класса общеобразовательной школы, может быть использован как в логопедической практике, на групп...

Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ.

Учащиеся в увлекательной форме знакомятся с произведениями разных композиторов, разными музыкальными жанрами в исполнении солистов, школьного симфонического оркестра и солистами хореографического отде...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....