Урок эстетики "Мелодии в танцевальных ритмах" для учащихся 3- 5 классов общеобразовательных школ, для учащихся ДШИ и ДМШ.
методическая разработка по теме

Тропникова Жанна Станиславовна

Учащиеся в увлекательной форме знакомятся с произведениями разных композиторов, разными музыкальными жанрами в исполнении солистов, школьного симфонического оркестра и солистами хореографического отделения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melodii_v_tantsevalnykh_ritmakh.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Урок эстетики  « Мелодии в танцевальных ритмах»

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы приготовили для вас не совсем обычный урок. Вы имеете возможность послушать прекрасную музыку в исполнении не только отдельных солистов, лучших учащихся нашей школы, победителей различных конкурсов, но и целого коллектива, школьного симфонического оркестра.

Для вас будут звучать произведения разных композиторов, разных по  жанрам, но связанные между собой зажигательными танцевальными ритмами. Более того, музыка будет такая яркая и красочная, что мы имеем возможность с вами отправиться в путешествие по городам и странам. И главным участником в нашем путешествии, конечно же, будет   её Величество - «Музыка», а верным помощником, ребята,  станут  ваши    желания и ваши фантазии.

 

Итак, наше путешествие мы начнём с далёкого континента, латино- американской страны Бразилии, страны жаркого солнца, футбола и карнавала. Бразильский карнавал – это самый большой народный праздник, в котором принимают участие миллионы жителей страны. Это грандиозное красочное зрелище в карнавальных костюмах, с фейерверком, огромными колоннами различных танцевальных школ и, наконец, парадный оркестр музыкантов, где большинство участников составляют ударные музыкальные инструменты.

 Ц. Смирнова «Бразильский карнавал»

 

А сейчас, ребята, мы перенесёмся с вами в 19 век и попадём на великосветский бал екатерининского вельможи. В парадном зале дворца звучит танцевальная музыка: полонез, мазурка, экосез  - танцы, которые сегодня ушли в далёкое прошлое. Но  один танец, которому более 200 лет, предком которого является немецкий танец лендлер, где главным танцевальным движением является,            

плавные круговые движения  называется?..... Конечно  же, ребята, это Вальс! Жанр вальса стал столь популярным,  что композиторы стали включать его в крупные музыкальные произведения: оперу, симфонию. Сейчас вы послушаете

«Вальс»  из оперы «Война и мир» С.С. Прокофьева.

Среди разных музыкальных жанров, есть жанр, в котором танец   является главным составляющим, без которого невозможно представить себе этот сложный вид музыкально – сценического искусства. Это  -искусство Балета. В нём сочетаются красота танца, выразительность пантомимы, содержательность драматического сюжета с музыкой. В танце раскрываются характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. А искусство артистов, балерин и танцовщиков,  делает танец одухотворённым и поэтически содержательным.

  Гаврилин «Вариации» из балета «Анюта»

Продолжаем наше путешествие, и мы отправляемся с вами в мир сказки и волшебства.

Замок волшебника Зарастро, в царстве Мудрости и Света живёт дочь Царицы ночи Памина  Её нужно спасти от злых чар своей матери. Прекрасный принц Тамино, влюблённый в принцессу, должен пройти ряд испытаний молчанием, разлукой, огнём и водой и в этом ему помогает волшебная флейта, звуки которой способны усмирить хищных зверей и устранить препятствия. Конечно, принц Тамино завоёвывает любовь принцессы и обретает счастье, преодолевая все преграды.

Мы сейчас послушаем мелодию из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

Ребята, как вы думаете, неужели танцевальная музыка звучит только на балах, карнавалах, в опере и балете? Конечно же, нет! Танцевальная музыка пронизывает все музыкальные жанры и в первую очередь народную музыку. Народные песни и танцы – это целый богатый мир чувств, мыслей, переживаний простых людей в их повседневной жизни. В народных песнях черпают своё вдохновение музыканты и композиторы.

Каждый народ славится своими традициями, каждый из них принёс свои неповторимые черты в мировую сокровищницу музыки. К примеру, молдавская музыка отличается самобытностью богатством формы. Среди распространённых танцев Молдавии - «Молдовеняска».

Молдавский народный танец «Молдовеняска».  

Слушая танцевальную музыку, иногда просто невозможно усидеть на месте, так и хочется пуститься в пляс вместе с исполнителями. Потому, что музыка захватывает нас целиком и полностью, и духовно и физически. А это говорит о многом, в – первых, что вы эмоциональный человек и, наконец, музыкально – одарённый. А знаете ли вы, что в 19 веке в России танцевали все: поэты, вельможи, учёные и даже государственные деятели. И никому и голову не приходило, что танец – это исключительно занятие для молодёжи. Считалось, что танец позволяет совершенствовать душу гармонией и ритмом, формировать мировоззрение человека

«Народная  полька»    

Целое море танцевальной музыки окружает нас. В танцах ярко проявляются особенности национального характера, манера движения, человеческий темперамент. Многие народные танцы представляют собой особую разновидность польки. В плясках главное – показ силы, удали, ловкости и фантазии. Поэтому так часто они превращаются  в  танцы – соревнования: кто кого перепляшет.

Такие танцы - пляски можно найти  у всех народов: халлинг – норвежский танец, хота – испанский – чардаш – венгерский танец.

«Итальянская полька».

А сейчас вы услышите прекрасную лирическую мелодию в жанре вальса, написанную современным молдавским композитором Е. Догой «Парижский каскад». Это музыка к кинофильму «Анна Павлова», о великой русской балерине, с которой начался классический балет 20 века, ставшая символом русского балета.

Е. Дога «Парижский каскад».

Ну, вот мы и подошли к последней страничке  нашего урока. Ребята, вы обратили внимание, сколько разных музыкантов на этой сцене, сколько разных музыкальных инструментов?  И все исполнители посажены строго по группам. А как вы думаете, кто из музыкантов здесь самый главный? От кого зависит звучание оркестра?

 Конечно же, это – дирижёр! Он заставляет звучать оркестр ритмично слаженно, словно это единый многоликий инструмент. И сейчас вы услышите искромётную, блистательную пьесу современного композитора Е. Рохлина «Интермеццо».

Исполняет симфонический оркестр  Е. Рохлин «Интермеццо».

Взлетает музыки волна,

Красой небес озарена,

В блестящем звёздном одеянье

Встречает путников звучаньем

И в мир таинственный ведёт.

Там каждому она даёт

Постичь величье мирозданья.

Божественно её звучанье…

 

На этом, дорогие ребята,  наш урок  закончен. До свидания, до новых встреч!

 Топникова Ж. С  

 г. Липецк ДШИ №3 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Фитнес в школе» первый год обучения для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы

Программа предусматривает практическую и теоретическую деятельность, направленную на овладение навыками и умениями двигательных упражнений.Включает в себя различные виды танцевальные движения, дыхател...

Дидактический материал к урокам Технологии (технический труд) для учащихся 6-7 классов общеобразовательных школ

Использование данного дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся. Может быть использован как при объяснении нового материала, так и при закреплении полу...

Урок-соревнование по английскому языку в 3 классе общеобразовательной школы к УМК Кузовлева В.П.

Этот урок целесообразнее проводить  на заключительном этапе изучения темы «Have you got a pet?” « У тебя есть питомец?»...

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школ. Консультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ.

Нарушения чтения у учащихся младших классов общеобразовательных школКонсультация для учителей начальных классов общеобразовательных школ    Начало школьной ...

Разработка урока с презентацией по химии для 10 классов (общеобразовательная школа, Габриелян) по теме: "Кислородосодержащие вещества - спирты"

Данная тема урока рассматривается после завершения курса тем по изучению органических веществ – углеводородов.  Урок проводится после контрольной работы по изученному ранее материалу и не содержи...

Методическая разработка урока по физике "Деформация тел" для 7 класса общеобразовательной школы.

Тема урока «Деформация тел». Тип урока - комбинированный. В учебном курсе - это второй учебный час, запланированный при изучении раздела «Силы». Главным этапом урока являе...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....