Конспект урока по русскому языку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".
методическая разработка на тему

Волошенюк Татьяна Петровна

Конспект урока предназначен для учащихся школ 7 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no1.docx120.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

учителя - дефектолога

ГБОУ школы № 5

Центрального района города Санкт-Петербурга

Волошенюк Татьяны Петровны

Тема урока: Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Класс 4 «Б»

Тип урока: закрепление

Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • ввести понятие предложения с прямой речью;
  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие внимания;
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в группах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  групповой работе: развитие уважения друг к другу.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Минутка чистописания

- Добрый день, уважаемые гости и ребята!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Снова сесть за парты рады. 
Приступать к учебе надо.

Выполняют вместе несколько кинезиологических упражнений (для мобилизации).

  • “Кнопки баланса” (массаж указательными пальчиками круговыми движениям за мочками ушей)
  • “Кнопки самоуверенности” (массаж указательными пальчиками круговыми движениям на лбу над бровями)
  • “Думающая шляпа” (ладошки рук растирают друг о друга до образования “тёплого комочка”, этот “комочек” как бы надевают на голову. Затем делают массаж ушей на счёт 8)

После выполнения упражнений ученики садятся на свои места, открывают тетради, записывают дату и слова “Классная работа”.

На доске прикреплена карточка с образцом написания буквы. Ребята прописывают букву в тетради.

Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм Мм

В тетради предлагаю прописать только буквы.

снеоь снеоь

Из данных букв составьте слово, запишите его.

Какое слово составили?

Осень

Найдите орфограмму в данном слове, как называется тип орфограммы? (безударная гласная).

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

2. Словарная работа

--актуализация необходимых  зун

-фиксация зун

-обобщение зун

Повторение словарных слов. Учитель показывает иллюстрацию с изображением предмета, ученики называют его, записывают слово в тетрадь (один ребёнок диктует вслух), ставят ударение, подчёркивают орфограмму.

Капуста, лимон, помидор, ягода, яблоко, смородина, абрикос, апельсин, огурец, малина, горох.

- Что объединяет записанные слова? (Эти слова обозначают то, что можно употребить в пищу. Слова являются именами существительными, неодушевлёнными, в единственном числе.)

- На какие группы можно распределить слова? (Существительные мужского рода, женского рода и среднего рода)

- Назовите имена существительные среднего рода, мужского рода, женского рода. - Перечислите овощи. Назовите фрукты.

2) Знакомство с новым словарным словом. Учитель загадывает загадку. После того, как дети её отгадали, на доске появляется иллюстрация с изображением и карточка с написанным словом.

Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост снаружи.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)

- Дайте определение слову “морковь”. (Морковь – огородное растение, овощ со съедобным сладковатым утолщенным корнем)

- Какую фигуру напоминает морковь своей формой? Как ухаживать за морковью? Какие блюда можно приготовить из моркови? Посчитайте количество слогов в этом слове. На какой слог падает ударение? Назовите орфограммы в этом слове.

- Закройте глаза. Представьте, что у вас на носу выросла кисточка. Пропишите новое слово “кисточкой” в воздухе. Откройте глаза. Выполним упражнение “Двойное письмо”. В воздухе двумя руками одновременно – зеркально - прописать слово, при этом смотреть на правую руку.

Далее ученики записывают слово “морковь” в тетрадь, ставят ударение, подчёркивают орфограмму.

- Выполните фонетический разбор этого слова. Сколько букв и звуков в новом словарном слове? Почему? (Заранее подготовленный ученик может сделать небольшое сообщение о моркови);

Принцип деятельности.

Самостоятельный поиск информации.

3.Актуализация

знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности

-актуализация необходимых  зун

-фиксация зун

-обобщение зун

-самостоятельная работа №1

-самопроверка по образцу

-фиксация результатов

3.Локализация индивидуальных  затруднения

Физ. минутка

4.Коррекция выявленных затруднений

(Проблемная ситуация - на этом этапе у учеников возникнет затруднение при постановке знаков препинания) Учитель выслушивает все версии детей, как же писать слова автора и прямую речь, какие знаки препинания ставить, если прямая речь стоит в предложении перед словами автора.

  1. Проверка Д/З:

- правила, запись схем - эталонов

- Вывод

  1. Самостоятельная работа

Запись предложений под диктовку, составление схем.

Списывают  предложения и расставляют знаки препинания

Старик сажал яблони. Ему сказали зачем тебе яблони? Долго ждать от этих яблонь плода и ты не съешь их яблочка. Старик ответил я не съем,  другие съедят. Мне спасибо скажут.

3.Самопроверка по образцу (только схемы предложений)

-Что мы узнали, проверив по образцу?

-У кого были затруднения в нахождении прямой речи?

У кого были затруднения в постановке знаков препинания при прямой речи?

-Что делаем дальше?  (проверяем по эталону)

1.Проверка по подробному образцу-эталону

 -Подробно каждое предложение.

 -В чем было затруднение у каждого из вас? (опрашиваю всех)

 -Поднимите руку, у кого все правильно.

1.Формулирование темы урока.  

-Какова же тема и  цель нашего урока?

- Ребята, я тоже придумала предложение и записала его на доске. Прочитайте. Если есть ошибки, исправьте их.

(На доске) Бабушка сказала внучке на огороде поспела сладкая морковь.

- Это предложение состоит из слов автора и прямой речи?

-Что показывают слова автора? (Слова автора показывают, кому принадлежит прямая речь)

- Что такое прямая речь? (Это слова, переданные от имени говорящего)

- Найдите в этом предложении прямую речь и слова автора. Что можете сказать о местоположении слов автора и прямой речи в предложении? Как оформить это предложение?

Бабушка сказала внучке: “На огороде поспела сладкая морковь”.

- Поменяйте местами слова автора и прямую речь. Какое предложение у вас получилось? Запишите его в тетрадь.

3.Проверка по образцу.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

.

5.Обобщение затруднений во внешней речи

6.Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталонам.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Наблюдение над обозначением прямой речи на письме.

1. В ы п о л н е н и е упражнения 91.

Работа проводится по вопросам плана, данного в конце упражнения.

– Прочитайте сведения о языке на с. 53.

– А теперь составим схемы предложений с прямой речью из упражнения 91.

 

2.В ы п о л н е н и е упражнения 92.

– Прочитайте и выполните первое задание к упражнению.

– Понятно ли вам, кто и к кому обращается?

– Добавьте вместо точек слова автора, используя слова для справок.

– Как оформить на письме предложения с прямой речью? Составьте схемы предложений.

Самостоятельная работа №2

(см.«Дидактические материалы Е.А. Влодавской стр.61 №211)

Гостья.

Бабушка если бы к нам пришел в гости заяц что бы ты ему дала спросила Юля. Морковку ответила бабушка. А если бы пришла лиса допытывалась Юля. Угостила бы кусочком курицы ответила бабушка.

проверяют по эталонам

Выборочное чтение

- Где может стоять в предложении прямая речь? Какие знаки препинания ставятся после прямой речи перед словами автора? Как пишутся слова автора?

(На доске) Появляется таблица по теме урока.

C:\Users\km\Pictures\15 (1).jpg

- Чем правила похожи? Чем отличаются?

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

8.Рефлексия деятельности.

-Какова цель нашего урока была?

-Мы достигли?

-Как вы ее достигали?

-Каких было больше всего ошибок?

-Почему?

Что нужно сделать?

Оцените свою работу (показывают кружки желтого или зеленого цвета)

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

 УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

1) повторить правила

2)составить текст использованием предложений с прямой речью;

3)Учебник стр. 78-79 упр. 91. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

План-конспект урока "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью" в 5 классе с мультимедийным и раздаточным материалом...

Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с п...

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое предложения с прямой речью, какие знаки препинания в них ставятся и научимся их строить на примерах литературных произведений....

Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"...

Конспект урока "Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс

Конспект урока "Предложения с прямой речью. знаки препинания в предложениях с прямой речью", 8 класс...

Разработка урока. 8 кл. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Обобщить знания о предложениях с прямой речью, о правилах постановки в них знаков препинания....