Урок русского языка «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Зленко Екатерина Юрьевна

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью;

продолжать развитие умения формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  пунктуационные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Урок русского языка в 5 классе.

Подготовила и провела

 Зленко Екатерина Юрьевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 9» ст-цы Старопавловской

Тема:  «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с  

             прямой речью».

Цели:                                                                                                                      

 образовательные: 

повторить изученное о словосочетании и предложении, правилах постановки знаков препинания в конце предложения, в простом осложнённом предложении, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью;

продолжать развитие умения формулировать определение понятий;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические и  пунктуационные умения.

развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное;

развитие умения групповой работы.

воспитательные:

воспитание интереса и уважения к русскому языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

создание благоприятной атмосферы поддержки и

заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой работе:

развитие уважения друг к другу.

                         Планируемые  результаты:

   Личностные:      1) уважительное отношение к языку;

                                2) стремление к речевому самосовершенствованию;

                                3) пополнение словарного запаса;

                                4) способность к самооценке на основе критерия успешности

Метапредметные:   1) овладение изучающим видом чтения;

                                    2) умение понимать и осмысливать прочитанный текст;

                                   3) способность свободно, правильно излагать свои

                                    мысли в устной форме;

                                   4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе

                                  совместного выполнения задачи.

                      

Предметные:        1) развитие творческой самостоятельности;

                                2) владение разными видами речевой деятельности;

                                 3) способность участвовать в речевом общении с

                                 соблюдением норм речевого этикета

                               

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  1. мультимедиапроектор;
  2. таблицы;
  3. разноуровневые карточки.

                                         Ход урока

I  Организация внимания. 

Прозвенел звонок, и снова все к уроку мы готовы.
И везде у нас порядок: в головах и на столе.
Мы тетради все откроем, в руки ручки мы возьмем.
И с хорошим настроеньем мы урок сейчас начнем.

- Надеюсь, у всех сегодня такое же хорошее настроение, как и у меня, здравствуйте, присаживайтесь.

II  Актуализация ранее изученного.                                                          

1 Разделы русского языка (слайд 1,2 - названия городов в стране «Лингвистика»)

- Мы с вами продолжаем путешествовать по стране «Лингвистика», скажите какие города этой страны мы уже посетили? ( учащиеся называют разделы русского языка, которые уже выучили)

- А в каком городе мы находимся вот уже несколько уроков?  (синтаксис)

2 Терминологический диктант.

- Путешествуя, мы всегда рассматриваем достопримечательности, давайте, и мы вспомним какие термины живут в этих городах. Итак, в какой город мы сегодня заглянем ещё раз нам поможет узнать ромашка. Терминологический диктант проводит Катя. А мы все открываем тетради, записываем число, классная работа.                                                

(ученица отрывает один листок от ромашки и диктует термины по этой теме, двое учеников пишут на доске, все остальные в тетрадях, затем проверяем)

3 Слуховой диктант.

- А сейчас применим на практике полученные знания по теме «Синтаксис»,  поиграем в игру «Молчанка» и проведем слуховой диктант.

Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала.

Наступила зима.

Рыбацкие снасти лежали в рюкзаке.

Глаза боятся, а руки делают. (слайд )

III Сообщение темы и целей урока.

-Вот мы с вами и вспомнили, какие термины живут в городе Синтаксис.

1 Интрига.

Стук в дверь, ученик передает письмо, учитель читает. (3слайд  - содержание  письма)

БЕРЕГИ  ЧЕСТЬ  СМОЛОДУ.

-Вы поняли от кого письмо? Кем произнесены эти слова? (нет)

- Наверное, человек, который записывал это предложение, не знал, что в нашем языке существует особая форма организации нашей речи – прямая речь.

- Чтобы не попасть впросак, мы с вами сегодня узнаем, что такое прямая речь, и как она оформляется.

 Как вы уже догадались, тема нашего урока: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с   прямой речью». Запишите тему урока.

(4 слайд - тема урока)

IV  Изучение нового материала.

1 Объяснение учителя

 – Давайте поясним наше предложение. Кто знает, кому принадлежат эти слова?  Это русская  пословица, т.е. жанр устного народного творчества,  поэтому можно записать так:

Береги честь смолоду       гласит русская пословица (5 слайд)

- А ещё эту пословицу, как эпиграф к своему произведению «Капитанская дочка», использовал Пушкин (это произведение вы будете изучать в 8 классе), поэтому это произведение можно записать ещё так:

Береги честь смолоду        напутствовал Пушкин своих героев

- Вот теперь наше предложение преобразилось. Мы узнали, кто произнес эти слова, и увидели, что предложение стало представлять две части: прямую речь и слова  автора.

Схематично прямую речь мы будем отмечать буквой   «П»  всегда заглавной и в кавычках, а слова автора буквой  а.

2 Работа с параграфом учебника 30.

- Мы с вами все говорим:  прямая речь, слова автора, что такое слова автора, мне понятно – это те слова, которые сообщают нам, кто говорит. А что же такое прямая речь? В этом нам поможет разобраться  наш помощник - учебник. Откройте параграф 30, прочтите, что такое прямая речь.

3 Распределение   прямой речи в предложении.

- Попробуйте сами определить, где в этом предложении прямая речь, а где слова автора.

- А как  вы думаете, можно ли их поменять местами? (да) Давайте попробуем.

Русская пословица гласит    Береги честь  смолоду

-Действительно, прямая речь может находиться в разных местах по отношению к словам автора.

-Давайте рассмотрим таблицу.  (Слайд 9)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

Прямая речь находится

 

 

 

 

Прямая речь стоит после слов автора

 

А: «П!»

А: «П?»

А: «П».

 

Девочка воскликнула: «Какая хорошая погода сегодня!»

 

 Прямая речь стоит перед словами автора

«П,» – а.

«П!» – а.

«П?» – а.

 

«Здравствуйте, дети!» – начал урок учитель.

 

Прямая речь разрывает слова автора 

 А: «П», а.

   А: «П!» – а.

   А: «П?» – а.

Тут Мишка говорит: «Не надо спорить., я попробую это сделать», - и принялся за дело.

Прямая речь разрывается словами автора 

 «П, – а, – п».

 

«Бабушка, - сказал Егорушка, - я хочу спать».

4 Постановка знаков препинания.

-Посмотрите внимательно на нашу схему и на схемы в таблице. Чем они отличаются? (в нашей схеме нет знаков препинания)

Разбор знаков препинания по таблице на доске. Запись этих схем в тетрадь.

5 Подведение микроитога.

- Итак, мы с вами должны запомнить, что:

1 существуют предложения с прямой речью, где одна часть – слова автора, а другая – прямая речь;

2 прямая речь может стоять перед словами автора, после слов автора, разрывать слова автора и разрываться словами автора.

3 такие предложения имеют определенную постановку знаков препинания.

V Физминутка.

- Мы с вами так плодотворно поработали, нужно нам и отдохнуть, проведем физминутку.

VI Закрепление нового материала.

1 Сценка. Работа с текстом.

- А сейчас посмотрите небольшое представление, попробуйте угадать, о чем идет речь и скажите, чем, с точки зрения русского языка, интересен нам этот текст?

(учитель) Заспорили деревья между собой: кто лучше?

(ученик 1) «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушёл, ствол в три обхвата. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою!» -- говорит ....(дуб)

(ученик 2) «Не хвастай, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни жёлуди, а мое румяное яблочко и на царском столе бывает», молвила ....(яблоня)

(ученик 3) «Погодите похваляться. Вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной стороне житья людям бы не было: я им печь топлю, и избы строю», — сказала .... (ель)

(в этом тексте есть предложения с прямой речью)

- Придумайте предложение с прямой речью по темам:

  - 1 ряд – в магазине;

  - 2 ряд – в школе;

  - 3 ряд – дома.

2 Тренировочное упражнение 464.

- Мы с вами научились слышать прямую речь, а теперь давайте попробуем записать предложения с прямой речью. Коллективно выполним упр.464.

(один человек - у доски, остальные – в тетрадях)

VII Домашнее задание. (11 слайд)

- А сейчас мы с вами отправимся на ярмарку-распродажу  и купим себе домашнее задание.

«5» -  параграф 30, Сочинение – миниатюра «И все засмеялись». 

«4» - параграф 30, упр. 465, составить схемы предложений с прямой речью.

«3» - параграф 30,  упр. 466, упр.462 (устно).

3 Творческое задание.

- Составьте предложения по схемам.    (12 слайд -  схемы предложений)

А: «П»,

«П?» - а.

4Работа в парах с последующей взаимопроверкой..

- Мы не можем не помнить с вами о подготовке к ЕГЭ, поэтому давайте попробуем  решить несколько заданий из ЕГЭ.

 

1.Какой схеме соответствует предложение?   ( 13 слайд)

    «Всем хорошим во мне я обязан книгам», - говорил М. Горький

             А) «П?» - а.      

             Б)  «П», - а.    

             В) А: «П».    

             Г) А: «П!»

А2. В каком предложении необходимо вместо тире поставить двоеточие?

       ( 14 слайд)

 

А)  Утром будит квакушка Ивана-царевича — «Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!»

 

   Б) «Зачем ко мне пожаловал?» — говорит ему Баба-яга.

 

   В) «Как мне не кручиниться!» — отвечает Иван-царевич.

 

   Г) «Ведь это дереву вредит», — ей с Дубу Ворон говорит.

5Самостоятельная работа.

- А теперь самостоятельно расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Выполните работу прямо на карточках.

  Кот в сапогах спросил: «Можете ли, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»

 «Конечно, могу»,  - ответил Людоед.

Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»

-Узнали сказку? ( да, «Кот в сапогах» Ш. Перро.)

VIII Подведение итогов.

1 Рефлексия.

-Вот и подошел к концу наш урок, скажите, а нужен ли был нам этот урок?

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Поднимите руки те, у кого к концу урока настроение ухудшилось, а у кого улучшилось?

2 Объявление оценок.

- Урок  окончен, я очень рада была вас сегодня видеть. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок диагностирующего контроля по теме: "Знаки препинания в предложениях с прямой речью".

Цели урока: повторить и обобщить сведения о прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи; выработать навык расстановки знаков препинания при прямой речи...

Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"

Презентация для урока знаки препинания в предложениях с прямой речью....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

Цели:обучающие:- Создать условия для открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;- Создать условия д...

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ОБРАЩЕНИЕ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБРАЩЕНИЕМ....

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...


 

Комментарии