Система подготовки учащихся с ОВЗ к ГВЭ по математике
материал для подготовки к егэ (гиа, 10 класс) на тему

Государственный выпускной экзамен в школе для слабослышащих детей проводится по окончании 10 класса.  Данный материал содержит основные принципы подготовки к ГВЭ, диагностические карты, план работы и демонстрационный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки учащихся с ОВЗ к ГВЭ по математике

Государственный выпускной экзамен по математике в 10 классе - это результат работы ученика и учителя на протяжении нескольких лет обучения в школе, и подготовка к нейму является важной составляющей учебного процесса.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимальный объем усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении несправляющихся с учебой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. 

Выходом из этой ситуации является дифференцированный подход к обучению учащихся на основе выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся, связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, не означает ослабления учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. 

В начале каждого учебного года мы проводим входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. 

Для того чтобы достичь хороших результатов, нужно: 

  • на каждом уроке проводить обязательный устный счет; 
  • включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным; 
  • в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи; 
  • итоговое повторение строить исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене; 
  • изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Разработанная нами система контроля знаний, умений и навыков учащихся  позволит учителю, во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов; во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе; в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей. 

В систему контроля мы предлагаем включить различные виды диагностических карт

1 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Проверяемые навыки

Числа и вычисления

Сравнение рациональных чисел

Действия с обыкновенными дробями

Действия с десятичными дробями

Степень с целым показателем

 

Задачи

Задачи на проценты

Составление буквенного выражения по условию задачи

Составление уравнений по условию текстовой задачи

Текстовые задачи

 

 

 

 

Алгебраические выражения

Область определения выражения

Числовые подстановки в буквенные выражения

Преобразование целых выражений (формулы)

Действия с алгебраическими дробями

 

 

 

 

Квадратные корни

Выражение из формул одной величины через другие

Разложение многочлена на множители

Степень с целым показателем

 

 

 

 

Уравнения и неравенства

Уравнения

Линейные

Квадратные

Дробно-рациональные

Система линейных уравнений

 

 

 

 

Неравенства

Свойства неравенств

Линейные

Квадратные

Системы линейных неравенств

 

 

 

 

Числовые последовательности

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Формула общего члена

Формула суммы первых членов

Формула общего члена

Формула суммы первых членов

 

 

 

 

Функции

Линейная

Квадратичная

у = kx, у = k/x

Интерпретация графика реальной зависимости

 

 

 

 

Геометрия

Треугольник

Многоугольники

Окружность и круг

Векторы

 

 

 

 

Статистика и теория вероятностей

Описательная статистика

Вероятность

Комбинаторика

 

 

 

2. Выполнение индивидуальных домашних работ

Баллы

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

5

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

3. График посещения индивидуальных дополнительных занятий

День недели

Время

 

 

 

 

 

Родители ознакомлены _______________/ _____________________

                                        (подпись родителей) (расшифровка подписи)

4. Посещение индивидуальных дополнительных занятий

Дата

Тема

Отметка о посещении

Подпись учителя

Подпись родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Посещение групповых дополнительных занятий

Дата

Отметка о посещении

Подпись

 

 

 

 

 

 

6. Выполнение самостоятельных работ

 Уровень-базовый

Проверяемые элементы математической подготовки

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Итоговая оценка

Умение сравнивать рациональные числа

 

 

 

 

 

 

Умение выполнять арифметические действия с рациональными числами

 

 

 

 

 

 

Владение понятием квадратного корня

 

 

 

 

 

 

Решение задач на проценты

 

 

 

 

 

 

Владение понятием "область определения выражения"

 

 

 

 

 

 

Вычисление значения выражения с переменными при заданных значениях переменных

 

 

 

 

 

 

Геометрия с практическим содержанием

 

 

 

 

 

 

Преобразование целых выражений (с использованием формул сокращенного умножения)

 

 

 

 

 

 

Выполнение действий с алгебраическими дробями

 

 

 

 

 

 

Преобразование числовых выражений, содержащих степени с целым показателем

 

 

 

 

 

 

Решение линейных уравнений

 

 

 

 

 

 

Решение систем линейных уравнений

 

 

 

 

 

 

Нахождение координат точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными

 

 

 

 

 

 

Составление уравнения (системы уравнений) по условию текстовой задачи

 

 

 

 

 

 

Решение линейных неравенств с одной переменной

 

 

 

 

 

 

Решение квадратных неравенств

 

 

 

 

 

 

Владение понятием арифметической прогрессии

 

 

 

 

 

 

Представление о графиках линейной и квадратичной функций

 

 

 

 

 

 

Интерпретация графика реальной зависимости

 

 

 

 

 

 

Владение понятием геометрической прогрессии

 

 

 

 

 

 

Решение квадратных уравнений

 

 

 

 

 

 

Умение раскладывать многочлен на множители

 

 

 

 

 

 

Статистика и теория вероятностей

 

 

 

 

 

 

Геометрия

 

 

 

 

 

 

7. Выполнение самостоятельных работ

Уровень трудности П (повышенный) и В (высокий)

 

Проверяемые элементы математической подготовки

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Зачет/незачет

Построение графика сложной функции

 

 

 

 

 

 

Решение уравнения третьей степени разложением на множители

 

 

 

 

 

 

Решение задачи с использованием формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессии

 

 

 

 

 

 

Сравнение иррациональных чисел, линейное неравенство

 

 

 

 

 

 

Решение задачи геометрического содержания

 

 

 

 

 

 

Нахождение наибольшего значения выражения с двумя переменными с использованием свойств квадратного трехчлена

 

 

 

 

 

 

Умение решать уравнения с параметром

 

 

 

 

 

 

Составление формулы для кусочно-заданной функции по ее графику

 

 

 

 

 

 

Решение текстовых задач

 

 

 

 

 

 

8. Индивидуальные консультации

 

Дата

Тема занятия

Отметка о посещении

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итоговая ведомость успеваемости

Предмет

Оценки

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Алгебра

 

 

 

 

 

Геометрия

 

 

 

 

 

10. Информация для родителей

Дата

Сообщение для родителей

Подпись учителя

Подпись родителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Работа с родителями

Дата

Форма работы

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовка к сдаче ГВЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена.

Принципы подготовки к ГВЭ.

Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным.

Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Третий принцип – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Четвёртый принцип – индивидуальный. На консультациях ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Пятый принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, у учеников формируются навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

 Цель учителя состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно,развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески, стараться  давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

План работы по подготовке обучающихся 10  класса к

государственному выпускному  экзамену по математике

Темы

Сроки

1

Повторение темы «Действия с десятичными дробями»

сентябрь

2

Повторение темы «Действия с обыкновенными дробями»

3

Проверочная работа по темам

4

Выполнение заданий по темам (корректировка знаний)

5

Работа с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов для проведения в 2015 году государственного выпускного  экзамена по математике

октябрь

6

Решение задач на проценты.

7

Решение простейших задач на составление уравнений.

8

Решение простых дробно-рациональных уравнений

ноябрь

9

Решение  дробно-рациональных уравнений

10

Повторение темы «Квадратные корни»

11

Тест по теме  «Квадратные корни»

12

Работа над ошибками

13

Повторение темы «Степень»

декабрь

14

Решение простейших заданий по теме «Степень»

15

Тест по теме «Степень»

16

Решение простейших систем уравнений из экз. сборника

17

Домашняя контрольная работа

январь

18

Решение неравенств 2-й степени

19

Решение простейших неравенств

20

Решение задач  на нахождение неизвестных элементов треугольника

21

Решение простейших геометрических задач

22

Решение квадратных уравнений

23

Решение задач на  прогрессии

февраль

24

Тест по теме «Прогрессии»

25

Работа над ошибками

26

Повторение материала по геометрии 9 класса

27

Решение задач 1 части по разделу «Комбинаторика»

март

28

Тест по теме «Комбинаторика»

29

Работа над ошибками.

33

Повторение материала по геометрии 10 класса

34

Пробное тестирование раздел «Геометрия»

апрель

35

Работа  по 1 части  заданий ГВЭ

36

Работа над ошибками.

37

Решение заданий   2 части

май

38

Подготовка  к  написанию ГВЭ

39

Написание пробного экзамена в форме ГВЭ.

40

Анализ пробного экзамена. Работа над ошибками.

Контрольная работа по математике в форме ГВЭ

Вариант 1

Часть1

1.Решите уравнение:  х2-х+2=0.

2.Упростите произведение: .

3.Вычислите значение выражения: .

4. На графике изображена зависимость атмосферного давления (в миллиметрах ртутного столба) от высоты над уровнем моря (в километрах). На какой высоте (в км) летит воздушный шар, если барометр, находящийся в корзине шара, показывает давление 220 миллиметров ртутного столба?

http://opengia.ru/resources/025D7EB1BB66A2B44B4708D85F10008F-G12214-025D7EB1BB66A2B44B4708D85F10008F-1-1333711062/repr-0.png

5. Родительский комитет закупил 20 пазлов для подарков детям в связи
с окончанием года, из них 10 с машинами и 10 с видами городов. Подарки распределяются случайным образом между 20 детьми, среди которых есть Коля. Найдите вероятность того, что Коле достанется пазл с машиной.

6. Товар на распродаже уценили на 35%, при этом он стал стоить 520 р. Сколько рублей стоил товар до распродажи?

7. Боковая сторона трапеции равна 3, а один из прилегающих к ней углов равен 30°. Найдите площадь трапеции, если её основания равны 1 и 7.http://opengia.ru/resources/F8F391116E57BE9C4AA06A0B75BB1DAC-G121419-F8F391116E57BE9C4AA06A0B75BB1DAC-1-1331720140/repr-0.gif

Часть 2

8.Сократите дробь: .

9. Решите уравнение x3+4x2=9x+36.

10.Найдите область определения функции : у=.

Контрольная работа  по математике в форме ГВЭ

Вариант 2

Часть 1

1.Решите уравнение:  х2+2х+3=0.

2.Упростите произведение: .

3.Вычислите значение выражения: .

4. На рисунке изображён график изменения атмосферного давления в городе Энске за три дня. По горизонтали указаны дни недели и время, по 
вертикали — значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Укажите значение атмосферного давления во вторник в 18 часов. Ответ дайте в мм рт. ст.

http://opengia.ru/resources/007490A3FD2B9A3E4D6EDE8DB74F36CA-G13V1503-007490A3FD2B9A3E4D6EDE8DB74F36CA-1-1398177513/repr-0.png

5. На экзамене 25 билетов, Сергей не выучил 6 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.

6. Плата за телефон составляет 220 рублей в месяц. В следующем году она увеличится на 10%. Сколько рублей  придётся платить ежемесячно за телефон в следующем году?http://opengia.ru/resources/F0670B75663196DE4A2E1998FBA369A6-GMA2014093419-F0670B75663196DE4A2E1998FBA369A6-1-1398694501/repr-0.png

7. Найдите площадь треугольника, изображённого на рисунке. 

Часть 2

8.Сократите дробь: .

9. Решите уравнение x3=x2+6x.

10.Найдите область определения функции : у=.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по теме: «Тесты контроля знаний и умений учащихся по избранным разделам школьной программы математики»

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения...

Развитие учащихся с помощью метапредметности в области"Математика"

Метапредметное обучение в общеобразовательном процессе на уроках математики, связь с практической деятельностью людей....

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Практикум по математике"

    Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и ...

«Обобщение опыта работы учителей математики по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике»

Часть 1.  Вступительное слово.             Экзамен по ЕГЭ и ОГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высок...

Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики»

Этот материал предназначен для изучения учителям математики для применения в работе с учащимися ,  испытывающими затруднения при изучении предмета математики....

Разработка материала учителем математики Хакимовой Г.Х. на тему «Работа с учащимися, испытывающими затруднения при изучении предмета математики»

Этот материал предназначен учителям математики для работы с учащимися,  испытывающими затруднения при изучении предмета математики....