Формы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
статья на тему

Захарова Елена Анатольевна
В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении
неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том,
что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не
выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_3.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: <<Формы коррекционной помощи детям

дошкольного возраста с нарушениями интеллекта>>

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ

Детский дом -- интернат для умственно отсталых детей 24

Доклад

учитель-дефектолог

Захарова Е.А.

2012


В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении

неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том,

что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не

выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.).

Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере

у умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному

миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа <<Что

это>> у детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного

воздействия дети не овладевают ни специфическими видами детской

деятельности, ни социальными формами поведения.

Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказываются при

спонтанном развитии на очень низком уровне.

Таким образом, можно говорить о том, что в дошкольном возрасте

умственно отсталый ребенок без Специальной коррекционной работы

минует два важных этапа в психическом развитии: развитие предметных

действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало

контактен как со взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в

ролевую игру и в какую-либо совместную деятельность с другими людьми.

Все это отражается на накоплений социального опыта детей и на развитии

высших психических функций мышления, произвольной памяти, речи,

воображения, самосознания, воли.

Однако тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и

нормально развивающегося. Некоторые нарушения отставание в

овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии

речи и познавательных процессов в значительной мере носят вторичный

характер. При своевременной правильной организации воспитания,

возможно более раннем начале коррекционно-педагогического воздействия

многие отклонения развития у детей могут быть.скорригированы и даже

предупреждены.


СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ

СН,4РУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА(УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с

семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов

вариативности и системности.

Вариативность предполагает организацию различных форм помощи

родителям, воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и

социальных условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь

родители должны получать в большей степени через сеть дошкольных

учреждений компенсирующего(коррекционного) типа.

Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как

наиболее прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни,

рационально сочетающая семейное воспитание с широким участием

общественных организаций, таких, как университеты для родителей,

материнские школы, курсы для молодых матерей и т. д. при образовательных

дошкольных учреждениях общеразвивающего и компенсирующего типа, а

также при психолого-медико-педагогических консультациях (ПМПК).

Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям

основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и

обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в

индивидуальной коррекционной программе развития.

Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера

психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.

Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает

направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в

психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на

результатах диагностического обследования, итогом которого становится

представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношении

между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора

первоочередных целей коррекции должны стать как структура нарушения

(система причинно-следственных связей, обусловливающих феноменологию

дефекта), так и результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями


интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца,

который показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим

законам и каждый возрастной период значим для формирования личности

ребенка. В каждом возрасте формируются не только такие качества и

свойства психики детей, которые определяют собой общий характер

поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему миру, но и те,

которые представляют собой <<заделы>> на будущее и выражаются в

психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного

возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об

амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается

создание определенных условий для обогащения всех основных видов

деятельности ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

Исходя из вышеуказанного, очевидно, что системный подход требует, в

первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его

взаимодействии с более широкими социальными системами семьей,

непосредственным окружением, а затем и дошкольным учреждением.

На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе

психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую)

оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень

выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений,

оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с

появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного воз-

действия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей,

составляющей практическую основу для разработки стратегии кор-

рекционного воздействия. В программу коррекционного воздействия должны

входить два важных взаимосвязанных процесса: во-первых, организация

различных форм помощи родителям; во-вторых, содержательно-

педагогическая работа с ребенком.

Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной

позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-

педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных

линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный

характер нарушении и степень их выраженности.