Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием на тему: «Служу России»
план-конспект занятия на тему

Назарец Ольга Ильинична

 

Развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka_2015.03.04_sluzhu_rodine.docx199.41 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\пограничники\щ1.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\пограничники\щ2.jpgC:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\пограничники\щ3.jpg

Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок со сжато представленным действием на тему: «Служу России»

Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления;

- расширить и уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»;

- закрепить умение употреблять предложения с подчинительными союзами;

-совершенствование грамматического строя речи (согласовывать сущ. с прилагательными, практическое употребление существительных ед.числа в Тв. падеже)

Коррекционно-развивающие:

- учить составлять рассказ по картинкам, используя имеющиеся знания и представления;

- развитие творческого мышления: придумывание завязки рассказа, предположения о дальнейшем развитии действия;

- совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков; умение грамматически правильно оформлять свою речь.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к Родине.

Предварительная работа: рассказы о пограничниках, месте их службы.

Словарь: застава, дозор, нарушитель границы, немецкая овчарка.

Материал: серии сюжетных картинок (3 шт.), карточки с военными профессиями

1.Организационный момент

 Педагог раздает детям карточки с военными профессиями.
Д/упр. «Сядет тот, кто назовет профессию, нарисованную на карточке».

2. Беседа о празднике

-Как называется страна, в которой мы живём?

-Скоро люди нашей страны будут отмечать праздник. Кто-нибудь из вас знает, какой?

-Что такое Отечество? (это наша Родина, страна, в которой мы родились и живём)

-Кто может быть защитником? (мужчины, военные)

- 23 февраля – праздник всех мужчин, и в первую очередь военных.

- От кого защищают родину военные? (от врагов)

- Откуда берутся враги? (из других стран)

- Почему люди этих стран становятся врагами для нас? (не могут договориться, начинается война)

- Поэтому у каждой страны есть армия. В армии служат солдаты, матросы, офицеры, генералы, адмиралы.

-Какая техника есть у армии? (самолёты, корабли, танки, вездеходы)

- Кто служит на военных самолётах? (военные лётчики, сбрасывают бомбы и солдат – подкрепление)

- Кто служит на военных кораблях? (военные моряки)

– Какое у них оружие?(пушки, миномёты, ракетные установки)

- Кто управляет танком (танкист), ракетой (ракетчик), вездеходом?

- Что делают военные в мирное время?

- Кто охраняет границы нашей родины?(пограничники)

- Какую форму носят? (зелёный костюм, фуражка, автомат)

- Почему носят зелёную форму? (сливаются с травой)

- Кто им помогает? (собака)

- Какие виды пород собак могут служить на границе? (немецкая овчарка)

- Как вы думаете, почему?

- Хотели бы вы иметь такую собаку?

- Чему её нужно учить?(выполнять команды – сидеть, стоять, нюхай, беги)

- Хотели бы вы, чтобы вашу собаку взял с собой пограничник на границу?

3. Беседа по картинкам

- Будем составлять рассказ по картинкам об одном мальчике, который тоже хотел иметь собаку.

Открываю I картинку

- Кто нарисован? (мальчик и щенок)

- Почему решили, что это щенок? Какой он? (маленький, беззащитный)

- Чей это щенок? (чужой)

- Как щенок оказался на улице? (потерялся)

- Поговорим о мальчике. Как назовём? (Петя)

- Что делает Петя? (наклонился к щенку и хочет его взять)

- Зачем? (чтобы согреть, на улице зима, он может замёрзнуть)

- куда шёл Петя? (погулять)

- Где он жил – в городе или деревне?

- Как вы думаете, мальчик заберёт щенка домой?

- Почему Петя решил забрать щенка? (ему стало жалко его)

- Так и скажите: Была зима. Петя вышел на улицу погулять и нашёл маленького беззащитного щенка. Ему стало жалко его. Петя решил забрать щенка домой.

Открываю II картинку

- В кого превратился щенок? (в большую огромную собаку)

- Какая это порода? (овчарка)

- Людям каких профессий помогают овчарки?

(полицейским, пограничникам, поводыри для слепых)

- Если собака помогает, служит человеку, то она какая? (служебная)

- Как Петя назвал собаку? (Мухтар)

- Чему учит Петя Мухтара? (Перепрыгивать через барьер, препятствие)

- Зачем? (чтобы он был ловким, сильным, смелым)

- Чему ещё можно обучать служебную собаку? (брать след, нападать, защищать хозяина, выполнять команды)

- Какое время года нарисовано? (лето)

Открываю III картинку

- Кто пришёл в деревню? (пограничники)

- Что делают пограничники в деревне? (недалеко пограничная застава)

- Что делает Петя? (дарит им Мухтара)

- Зачем? (Чтобы Мухтар помогал находить нарушителей границы)

- Благодарны были пограничники? Как поблагодарили?

- Как назовём рассказ? (Что самое главное в рассказе? )(История Мухтара)

4. Физминутка «Пограничник» 

Тропинки   лесные.                Маршируют  на месте
Пахучие   травы.

За темным оврагом

Простор   полевой.

Вечерней  порою                     Останавливаются,  прикладывают  воображаемый

В  дозор  от  заставы                бинокль  к глазам, выполняют повороты.
Идет   пограничник                 Вновь маршируют по кругу

Страны часовой.  

5.   Рассказывание по вопросам логопеда 

Один ребёнок – один логический эпизод

6. Объединение эпизодов рассказа в одно целое – один ребёнок

- О чём будешь говорить вначале

- О чём потом?

7. Оценка рассказа детьми

8. Итоги занятия

Примерный рассказ

История Мухтара

   Петя жил с родителями недалеко от границы. Однажды зимой он пошёл гулять и нашёл на улице маленького беззащитного щенка. Мальчику стало жалко щенка. Он  решил взять его домой. Петя заботился о щенке и назвал его Мухтаром. К лету Мухтар подрос и превратился в большого красивого пса. Мальчик учил собаку прыгать через препятствие, выполнять команды, ходить по следу. Петя знал, что овчарки помогают ловить преступников. Когда в деревню пришли пограничники, он подарил им Мухтара. Пограничники сказали: «Спасибо за Мухтара»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с подробно представленным действием на тему: «Собака на льдине»

Цель: развитие фразовой, грамматически правильной речи детей в процессе обучения рассказыванию...

Технологическая карта урока развития речи «Составление рассказа по серии сюжетных картинок» для учащихся 4 класса

Тема урока: «Составление рассказа по серии сюжетных картинок»Цель урока: формировать навыки составления текста по сюжетным рисункам и плану последовательного анализа описания картины.Задач...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок предназначен для учащихся коррекционной школы. Урок развития речи. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно &nda...

План - конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: Урок развития речи. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Данный урок развития речи предназначен для учащихся коррекционной школы. Цели урока:Образовательная. Развитие умения составлять связный рассказ по серии картин.  Коррекционно – ра...