Методическая разработка "Создание ситуации успеха"
методическая разработка на тему

Ирина Анатольевна Попова

данный публикация представлена в сборнике материалов вторых педагогических педчтений им. В.В. Нестерова "Инклюзивное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Как помочь стать успешным51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Попова И.А.

инструктор по труду ГКОУ СО для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Богдановичский детский дом»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Ситуация успеха, как средство формирования социально значимых качеств личности

Проблема развития личности в условиях учреждений государственного воспитания, особо – учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в последние годы приобретает все большую и большую актуальность.

Воспитанники детских домов характеризуются высокой степенью социальной обездоленности, трудностями в понимании материальной стороны жизни, в установлении продуктивных межличностных взаимоотношений, замедленным самоопределением, неразвитостью способностей к социальной интеграции и адаптации.

Сопровождение ребенка в условиях детского дома должно строиться с учетом сложности процесса психосоциального развития ребенка, процессов овладения им опытом социальных действий, усвоения социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

 Сопровождение - это помощь в выборе пути преодоления той или иной проблемной ситуации, в которую попадает сопровождаемый.

Творческая деятельность является самым эффективным методом, «наикратчайшим путем»  для преодоления негативного влияния факторов социального сиротства на формирование личности воспитанников,  уверенности   ребенка в своей значимости, в том, что он может самостоятельно чего-то достичь.

Одним из основных условий для развития творческих способностей является создание ситуации успеха. Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Принцип воспитания успехом является одним из факторов развития личности ребенка. Этот принцип способствует формированию положительного отношения к познанию, к школе, обучению, к труду, то есть способствует эффективности обучения и воспитания.

. Сегодня  детские дома реализуют программы по индивидуальному сопровождению воспитанников в различных направлениях, и наш детский дом -  не исключение.

Я работаю в детском доме инструктором по труду. Приоритетными направлениями  своей деятельности  считаю не только формирование ручной умелости воспитанников, но и создание ситуации успеха на  занятиях Дизайн-студии, руководителем которой  я являюсь. В своей деятельности по формированию навыков, способствующих творческому самовыражению детей на занятиях  «Дизайн-студии», как средства социализации воспитанников детского дома,  я руководствуюсь принципами инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Я придерживаюсь, концепции дополнительного образования, которое представляет собой гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни. Основные  задачи дополнительного образования:

  • Компенсация  отсутствия в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности;
  • Содействие выбору индивидуального маршрута образования и развития ребенка, по которому он может двигаться в приемлемом для него темпе;
  • Обеспечение  ребенку комфортно эмоциональной среды – «ситуации  успеха» и развивающего общения

Детям, воспитывающимся в учреждениях государственного воспитания,  не так-то просто достигать состояний радости, удовлетворения, признания, а именно эти состояния активизируют их позитивное общеличностное развитие. Успешным ребенок себя будет чувствовать, когда он находится в условиях, где отсутствует жесткая отметка, а оценивание его действий происходит через признание способностей, талантов, как взрослыми, так и сверстниками. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.

По истечении трехлетнего  срока работы в детском доме, я готова поделиться опытом по  сопровождению  воспитанников с особыми образовательными потребностями.

На этапе знакомства с детьми, выявления предпочтений и направлений деятельности в том или ином виде декоративно-прикладного творчества, я обратила внимание на  Лилю, пятнадцати  лет, которая старалась приходить ко мне в Дизайн-студию одна. Я для нее была интересна как новый собеседник, и важнее для нее было поговорить, чем что-то сделать.  Лиля  обучается в специальной ( коррекционной) школе для детей с ограниченными возможностями здоровья,  внешне она мало привлекательна. В связи  с дефектом  зрения  (косоглазие)  у Лили сформирован подростковый комплекс неполноценности,  по причине которого она избегает общения со сверстниками. Сверстники ее не обижают, ее просто не замечают. В  доверительных беседах  с Лилей  я почувствовала, что она ничем не увлекается, учёба для нее не является жизненно необходимым видом деятельности, приносящим личностно значимые переживания, что характерно для детей с нарушением интеллекта.

Во время одной из наших встреч я  показала Лиле модель дерева, выполненного в технике бисероплетения, увидела, что Лиле оно понравилось. Я предложила ей самой  сделать такое же.  Первая реакция Лили на мое предложение была такая: «Я боюсь, что у меня не получится, но мне хочется сделать так  же». Далее, изо дня в день,  мы вместе, беседуя, с Лилей нанизывали бисер на проволоку, создавая ветки дерева. Сначала  у Лили получалось не очень аккуратно и очень  медленно.

Я, с целью создания ситуации успеха и  преодоления неуверенности в собственных силах Лили, (снятие страха), после занятий переделывала некоторые ветки.

На следующий день я показывала девочке более аккуратные ветки, выдавая их за результат ее труда, и говорила, что сегодня у нее опять получится так же хорошо. Лиля искренне верила, что это она сама  смогла так сделать (авансирование)  и с готовностью принималась за работу.

Теперь Лиля приходила ко мне уже с конкретным желанием сделать бисерное дерево. Пока она плела очередные веточки, я собирала предыдущие -  в большие ветки, и в результате у нас получилось  сказочное  Голубое дерево.

 Это бисерное Голубое дерево Лиля представила  на Областной фестиваль детского творчества  для детей  с ОВЗ «Мы все  можем»  и победила в своей возрастной группе! Весь наш детский дом поздравлял Лилю с победой, редколлегия  разместила на самом видном месте поздравительную стенгазету с фотографией Лили. Про нашу Лилю-рукодельницу узнали и  в школе,  учащиеся которой тоже принимали участие в этом фестивале и рассказали всем о  Лилиной победе.  Лиля стала звездой! Это было очень важно для повышения уровня личной самооценки воспитанницы.

На последующие занятия в Дизайн-студии девочка  уже не стремилась попасть одна; она приходила вместе с другими детьми, продолжала мастерить из бисера. Во время занятий Лиля  даже  давала советы  и показывала другим, как  лучше выполнить работу  по бисероплетению.

Вскоре Лиля поделилась со мной желанием сделать из бисера «что-нибудь красивое и украсить свою комнату».  В результате совместных обсуждений мы с Лилей  остановились на том, что было бы удачно украсить комнату  настенным панно из бисера. Тематику панно определил набор бусин крупных  размеров и цветов.  Здесь у  Лили возникали проблемы в  сочетании бусин,   да она и не думала об их сочетании, а собирала, как придется, и  узор не получался. Я старалась ей подсказать так, чтобы она верила, что это придумала она сама (скрытое инструктирование). Совсем скоро она стала проявлять творчество в сочетании цвета и размера бусин.  Способ нанизывания бусин  на проволоку не вызывал у Лили трудностей, так как был ей знаком по изготовлению дерева. И опять успех! Панно, изготовленное из бросового материала, стало украшением интерьера комнаты и вызвало восхищение всех, кто его видел (воспитанники, работники детского дома,  социальные партнеры учреждения) .

Ожидание успеха, надежда на успех, вера в успех - всё это важнейшие побудители активности личности, они обладают огромным зарядом положительной энергии, которая питает и поддерживает человека в процессе выполнения работы.  Лиле захотелось  вновь выполнить что-нибудь красивое, что бы порадовать себя и других.

Очень кстати,  детский дом получил приглашение участвовать в Международном конкурсе для детей с ОВЗ «Шаг навстречу!». Лиля проявила желание участвовать в этом конкурсе и выполнить для него панно в технике  бисерной флористики. Мы  вместе с ней ходили  в магазин и  по ее  выбору купили красивые,  мелкие бусины, бисер,  рамку, и девочка приступила к работе.  Маленький размер бусин предполагал другую технику выполнения веток, т.е здесь нужно было не просто нанизать их на проволоку, а сплести  в виде растительных элементов. Возникли трудности. Во-первых: маленький размер бусин не давал  Лиле в быстром темпе выполнять работу, во-вторых,  она с большим трудом училась другому способу изготовления веток. Были моменты, когда Лиля решила, что она  не сможет выполнить эту работу. Здесь моя задача была в том, чтобы убедить Лилю в ее исключительности  на основе напоминания о предшествующем успехе (персональная исключительность). Приходилось убеждать девочку в нужности  ее работы:  потрачены деньги на приобретение материалов;  она, как автор работы, будет  участвовать, и сможет победить в таком важном  конкурсе (Внесение мотива)  В результате, Лиля выполнила  панно так, что гости, которые пришли на праздник в детский дом, восхищались им  и готовы были его купить за высокую цену.  А по результатам участия Лиля была признана финалистом Международного конкурса для детей с ОВЗ «Шаг навстречу!» и, в очередной раз, заняла первое место на областном фестивале детей с ОВЗ «Мы все можем».

 Этот успех так окрылил ее, что решив, в начале, сделать одну работу, она задумала выполнить следующую. Целый год, изо дня в день, она приходила  в Дизайн-студию и плела веточки, которые мы собирали в букеты, а затем в панно. В результате, получилась целая коллекция работ Лили.

Эту коллекцию мы  демонстрировали  в виде персональной выставки Лили в краеведческом музее нашего города, в Совете ветеранов, в  районном Деловом и культурном центре.  Презентация выставки была  с успехом  проведена на Ирбитской ярмарке, на Покровских гуляниях в г. Сухой Лог.  Работами Лили восхищались тысячи человек,  бисерные панно и деревья  пользовались спросом у покупателей, хотя  и стоили  недешево.

 О мастерстве и творчестве Лили писали в  районных газетах  и показывали сюжет по телевидению.

Все воспитанники детского дома гордятся, что с ними рядом живет девочка, которая делает такие красивые вещи. У Лили повысился социальной рейтинг, она стала пользоваться авторитетом среди сверстников.

ВЫВОД:  ситуация успеха является  эффективным средством формирования социально значимых качеств личности, что подтверждают результаты использования данных методов в моей  деятельности по формированию навыков, способствующих  творческому самовыражению, как средства социализации воспитанников детского дома

 (В процессе проведения занятий по декоративно-прикладному  творчеству мне  удалось  сформировать у  Лили   такие социально значимые качества личности, как уверенность в себе,  коммуникативность, потребительскую культуру, осознание личной полезности для общества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке"

Презентация к методическому совету по теме "Ситуация успеха на уроке", с рекомендациями для учителей и родителей....

методическая разработка по теме:«Организация ситуации успеха на уроке»

Презентация содержит теоретический и практический материал по созданию ситуации успеха. Материалы могут быть использованы при подготовке к семинарам, педсоветам, а также при организации работы по само...

методическая разработка к урокам физики 7- 11 класс "Создание ситуации успеха на уроке физики"

Современный урок – это урок активного участия ученика в освоении новых знаний. Активность учащегося должна иметь мощную мотивацию, основанную на внутренней потребности к познанию нового. Одной из движ...

Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"

Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...

Методическая учеба для педагогов "Как создать ситуацию успеха и помочь ребенку поверить в себя"

Цель: повысить мотивацию педагогов к созданию ситуации успеха.Задачи:Проанализировать влияние ситуации успеха.Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха.Содействовать повышению пр...

Методическая разработка по русскому языку: «Приемы создания ситуации успеха на уроках русского языка как средство повышения учебной мотивации»

В  методической  разработке  я  попыталась   раскрыть содержание  работы  по  использованию   приёмов создания ситуации успеха  на уроках ру...