«дидактические игры и упражнения на уроках счета в коррекционной школе»
картотека на тему

Августинопольская Светлана Анатольевна

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность учащегося с привычкой и делает менее заметным для умственно отсталого ребёнка переход к серьёзной учебной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_schet_doklad.docx45.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Картотека дидактических игр и упражнений по счету  в коррекционной школе»

Учитель

Августинопольская Светлана Анатольевна

 «Беглый счет». Учитель записывает задания для устного счёта на доске и тут же громко прочитывает его. Учащиеся устно выполняют действия и сообщают свои ответы.  

       «Равный счет».   Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух определять, верно ли составлен пример, на слух воспринимать названные числа.

       «Счёт по цепочке» Учитель записывает на доске пример. Ниже записываются действия и числа. Выполняется первый пример, затем следующее действие, записанное ниже,  по цепочке с ответом предыдущего примера

 «Лесенка» На каждой ступеньке записано задание в одно действие.  Количество ступенек обычно кратно количеству учащихся в классе, которые по очереди поднимаются  по ней. Каждый ученик  выполняет действие на своей ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Можно разделить класс на две команды и подниматься по лесенке с двух сторон. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки. По лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоём. Побеждает тот, кто быстрее даст правильные ответы на всех ступеньках.

  «Умная лесенка» . На каждой ступеньке записано задание в одно действие.   Каждый ученик решает по очереди свой пример, и записывает ответ на своей «ступеньке». Последний ученик ответы складывает. Результат записывает в треугольник.

           «Молчанка».  Применяю сигнальные карточки   (красная, синяя), которые очень помогают   дисциплинировать учеников и одновременно получать информацию об усвоении материала. Например, при устном опросе: если ученик за партой согласен с отвечающим, то он поднимает синюю карточку, а если нет – красную.   Или, например, при устном опросе теоретического материала называю формулировки определений или утверждения, среди которых есть неверные, а учащиеся соответственно поднимают либо синюю, либо красную карточку. Таким образом, каждый ученик имеет возможность высказаться.

«Эстафета». Каждому ученику раздается карточка с одним звеном цепочки. Необходимо решить эту цепочку. Выиграет тот, кто сделает это быстро и правильно. После того как все учащиеся решат, три учащихся, которые решили правильно и быстро, награждаются грамотой победителей в «Математической эстафете».

         «Торопись, да не ошибись». Эта игра – фактически математический диктант. Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.

«Не зевай». Ученики каждого ряда получают по карточке. У первого ученика в ряду задание записано полностью, а у всех остальных вместо первого числа стоит многоточие. Что скрывается за многоточием, ученик узнает только тогда, когда его товарищ, сидящий впереди, сообщит ему ответ в своём задании. Этот ответ и будет недостающим числом. В такой игре все должны быть предельно внимательны, поскольку ошибка одного участника зачёркивает работу всех остальных.

«Математический бильярд». На доске (или на ватмане) в кружочках записаны различные числа и арифметические знаки. Учитель водит указкой от одного «шара» к другому молча, а учащиеся называют ответы к указанным действиям.

  1.  «Смотри, не ошибись».  Для проведения игры необходимы   предварительные записи на доске.  (равенства с пустыми квадратиками)

Правила игры. Учитель просит детей вместо квадратика написать букву или число так, чтобы выполнялось равенство.  

 «Лучший счётчик».   Учитель объявляет, что на следующем занятии будет проходить игра под названием «Лучший счётчик». Дома каждый ученик должен подобрать по данной теме примеры для устного счёта.  Выбирается «счётчик», который будет защищать себя.  Примеры для устного счета предлагают «счетчику» остальные ученики до тех пор, пока он не собьётся. Затем его сменяет другой ученик, и игра продолжается. Число «счетчиков», для одного тура определяется по договоренности. Побеждает  ученик, решивший устно большее количество примеров.

«Кто быстрее достигнет флажка (звёздочки)»

 На доске записывается набор примеров на четыре действия   с таблицей ответов. В таблице один или два примера неправильные. Из каждой команды вызывается к доске по одному ученику, которые ведут устный счет с нижней ступеньки. Решивший один пример отмечает ответ в таблице. Дальше его сменяет другой. Происходит движение вверх к заветному флажку.  

Учащиеся на местах устно проверяют результаты своих игроков. При неправильном ответе к доске выходит другой ученик, который продолжает решение заданий. Выигрывает та команда, которая при наименьшем количестве учащихся первой достигнет флажка.

 «Числовая мельница»

В кружках мельницы записаны   числа. На стрелках, соединяющие кружки, указаны действия. Задание состоит в том, чтобы выполнить последовательно действия, продвигаясь по стрелке от центра к внешней окружности.    Выполняя последовательно действия по указанному маршруту, ученик найдёт ответ в одном из кружков внизу.


          «Фишки».    Игра используется по различным темам курса. Перед игрой ученики получают по одной большой карточке, разделенной на 15 квадратиков с ответами (числами) и 12 маленьких квадратиков (или кружочков) из картона. Учитель предлагает задание (например, читает). Выполняя упражнения, ученики закрывают маленькими квадратиками (или кружочками) на большой карточке те числа, которые совпадают с ответами решенных примеров. При верных вычислениях после выполнения всех основных упражнений из 15 чисел на карточке будет закрыто 12, по 4 в каждый строке. Учитель просматривает и сразу указывает ошибки, выставляет оценки.

     «Снежки» (разминка с мячом)

 Эта игра вовлекает в деятельность весь класс, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать вопрос, четко и конкретно мыслить. Интересно, что в этом случае работают даже те дети, которые обычно молчат, поскольку интеллектуально пассивны или стесняются публичных ответов. Разминка занимает 5–7 минут. В чем смысл данного вида работы? Он проводится или на этапе проверки домашнего задания или первичного усвоения, когда вопросы очень просты (репродуктивные) и требуют однозначный, быстрый ответ, проверяющий знания и внимание детей, умение слушать и слышать вопрос. Если устную разминку проводить в начале урока перед объяснением новой темы, то она должна включать не только вопросы на проверку домашнего задания, но и актуализацию опорных понятий, пройденных раньше (неделю, месяц, год назад), которые необходимо восстановить в памяти ребенка. Детям предлагается как можно быстрее  отвечать на вопросы (их обычно 15–20) и самостоятельно оценивать себя: в случае правильного ответа ставить себе в тетради заметку. В конце разминки учитель объясняет, за сколько ответов можно поставить себе «+».  

       «Составь слово»  (буквенный диктант)

  Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а записывают лишь первую  букву ответа. Затем из букв учащиеся составляют слово.  При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов. Прием ценен для развивающего обучения, но еще мало разработан как в теории, так и в практике.

             «Запомни число» (числовой диктант )

   При использовании этого приема дети вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен? Во- первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, мы не просто даем возможность считать, а подсчитывать вещи (понятия, величины, единицы...), знание которых входит в базовый минимум школьной программы не только по данному предмету, т. е. мы пытаемся расширить кругозор детей. В- третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, мы ненавязчиво заставляем школьников еще раз прочитать текст учебника, поскольку без этого они не смогут выполнить предлагаемую работу, а она для них очень интересна.

       Игра «Угадайка»

  Учащиеся должны разгадать загаданное слово или фразу, используя для этого математические задания.

Учащимся предлагается отгадать тему урока или закодированное высказывание. Для этого необходимо поэтапно выполнять задания.

             Кроссворд

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра –    кроссворд таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.  

        «Математическое   лото»

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Обычно их больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Например, на большой карте нарисовано 6 прямоугольников, а у ученика 7-8 карточек таких же размеров с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют какой-то условный шифр: рисунок, чертеж, букву. Эта игра способствует развитию интереса у учащихся. Ребят заинтересовывает, что получится при решении примеров.

           Игра «Кто быстрее»                                          

  Учитель заранее заготавливает  таблицу, состоящую из нескольких строк и столбцов.

В верхней строке и первом столбце записаны числа.  По команде учителя ученики ставят по одной точке в каждом ряду таблицы.  

  Учитель предлагает выполнить определённое (одно и то же) действие над числами, стоящими против точки. Учащиеся записывают ответ в клеточке с точкой.

    Задание можно усложнить, если в крайних левых и верхних клетках поместить дробные числа или алгебраические выражения.

       “Покормите рыбок”

 Цель: Совершенствовать вычислительные умения.

Оборудование: Наглядный материал в виде ярких плоских изображений рыбок, подготовленный для работы на магнитной доске. На каждой рыбке записан пример  для устного счёта. Кормушки с цифрами .

Ход игры:  Разыгрывается ситуация кормления рыбок в пруду.

Участники игры, решив примеры, размещают своих рыбок около той кормушки,                                  цифра которой соответствует результату вычисления.  

“Цепочка”

Содержание игры: учитель выставляет для каждого ряда (команды) на подставку доски карточки, изображающие числа вида:

Дес.

Ед.

Дес.

Ед.

Дес.

Ед.

l

l

l

l

l

l

l

l

l

l

l


Учащиеся каждого ряда (команда) считают единицы каждого разряда и по цепочке называют проиллюстрированные числа (сначала ученик первой, потом второй и третьей команды). Потом учитель ставит другие карточки, иллюстрирующие числа второго десятка и ученики по цепочке называют их. Игра продолжается аналогично.

Выигрывает команда, которая допустит меньше ошибок в образовании двузначных чисел. Для подведения итогов игры учитель отмечает в таблице звёздочками правильные ответы учащихся.

«Составь слово»

На доске записан ряд числе, под числами написаны буквы. Записав ответы арифметического диктанта в тетрадь, подписав под числами буквы, дети угадывают слово.

В данной игре осуществляются и межпредметные связи, так как могут быть составлены словарные слова или слово на какое-либо правило.

«Лучший счетчик»

На доске записаны пример: справа и слева, их количество одинаковое.

Лучший летчик.

Провожу небольшую беседу по вопросам: «Кто хочет стать летчиком?», «Что он должен хорошо знать и уметь?». Дети обобщают: «Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И прежде всего он должен правильно вести расчеты».

Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлетать,

Надо много знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом

Вы заметьте-ка, друзья,

Летчикам поможет математика.

На доске записаны три столбика выражений, под ними – рисунки самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.

4   7   5                3   4   5                   8   6   7

3+2                      2+2                         5+3

5   6   7                8   9   7                   10   9   7

4+2                     10 – 3                      10 – 1  

Класс делится на три команды. В каждой назначаются летчики. Они по команде и по очереди вычисляют значения выражений, начиная с нижнего, обводят ответ и ведут свой самолет по намеченному курсу.

В конце игры подводятся итоги.

Учитель показывает на выражение. Контролеры подтверждают ответ или исправляют ошибку, если она допущена. Определяют лучшего летчика. Допущенные ошибки анализируются.

 Математические ручейки.

Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись, лицом друг к другу. Говорю, что только что прошел необычный дождь – математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз, к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример на сложение или вычитание, на умножение или деление и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа.  Составив новое выражение, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

Забей мяч в корзину.

На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут)  как можно больше примеров с данным ответом. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с данным ответом.

«Математический лабиринт» - на доске или карточке нарисован лабиринт с числами-входами и числом в центре. Вызванный ученик должен показать путь в центр, чтобы в сумме набрать данное число. Остальные ищут другие пути.

 

«Молчанка» - на доске или карточке записаны числа по кругу, а в центре знак действия. Учитель молча показывает на два числа и на кого-то из учащихся. Тот должен выполнить с ними определённое действие и назвать ответ. Остальные сигнализируют о правильности решения.

 

«Головоломка» - на доске или карточке записаны примеры с пропущенными числами. Вместо одинаковых чисел нарисованы одни и те же фигуры. Нужно найти попущенные числа.

 

«Космонавты» - класс делится на 2 экипажа по количеству рядов. На 1 парте каждого ряда лежит ракета с выражениями. Число их соответствует числу членов экипажа и одинаково у каждого ряда. Учитель говорит: «Мы отправляемся в космическое путешествие. Первой взлетит та ракета, экипаж которой первым и правильно найдёт значения всех выражений. По сигналу учащиеся начинают решать примеры по очереди по одному примеру. Последний решив поднимает ракету. Решение проверяется и, если всё правильно, экипаж отправляется в космос.

 

«Посади самолёт» - на доску прикреплены картинки с изображением самолётиков со значениями выражений и записаны выражения. Выбираются «лётчики», которые выходят к доске и проводят стрелку от самолётика к выражению-аэродрому.

 

«Какое число закрыто?» - учитель показывает карточку с 3 числами, где последнее является значением произведения двух первых.  Одно из них закрывается. Дети записывают или показывают закрытое число. Затем учитель открывает это число и все проверяют.

 

«Поезд» - на доску прикреплены вагоны с числами и знаками действий. Дети молча считают и называют ответ в конце последнего вагона.

 

«Кто пришёл в гости?» - на доску прикреплены выражения сверху вниз, на обратной стороне которых разрезная картинка с изображением какого-то героя. Дети начиная сверху находят значения выражений и, если решили правильно, переворачивают карточки. В результате получается целая картинка героя, который пришёл сегодня на урок к ребятам.

«Соберём яблоки» - на доске рисунок яблони с числом и картинки яблок с выражениями в стороне от яблони. Вызванный ученик выходит к доске и собирает яблоки, которые упали с этой яблони. Остальные проверяют, все ли яблоки собраны.

«Почтальоны» - к доске вызываются 3 ученика-почтальона. Они получают по 5 «писем» с выражениями разного цвета. Остальным на парты раздаются номера домов – значения выражений. По сигналу «почтальоны» начинают разносить «письма», а сидящие за партами проверяют, правильно ли им принесли «письма».

«Украсим ёлочку» - карточки с рисунками ёлочек раздаются по одной каждому учащемуся. Такая же ёлочка большего размера нарисована на доске. Под рисунком записано выражение на сложение однозначных чисел с переходом через 10. Дети должны нарисовать на верхнем ярусе ёлочки столько шаров, чему равно 1 слагаемое в выражении. На 2 и 3 ярусах нужно нарисовать столько шаров, чему равно 2 слагаемое. При этом количество шаров на 2 ярусе должно дополнять шары на 1 до 10. Посчитав все шары, дети записывают значение выражения.

 

«Найди фигуру» - у каждого ученика на партах набор геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Учитель показывает фигуру и предлагает детям найти и показать фигуру, отличающуюся от данной только по одному признаку (или по двум).

 

Закрепление изученного

«Засели домики» - каждому ученику (или по одной на парту) раздаются перфокарты в виде домиков с этажами, на крыше которых написано число. Надо расселить на каждый этаж по столько же жильцов, т. е. дописать второе число, чтобы в сумме с рядом стоящим  числом получилось число на крыше домика.

 

«Кто поедет на поезде?» - каждому ученику раздаются карточки вагонов с выражением. Учитель поднимает число, а учащиеся с выражением, в результате которого получается данное число должны поднять свой вагон. Они отправляются в путешествие. На следующей станции учитель показывает новое число и новые вагоны присоединяются к поезду.

Игра «Самый быстрый почтальон».

Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома (найти значение выражения) и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающие ответы выражений, записанных на конвертах).

Сколько палочек в другой руке?”

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

Хлопки”

Цель игры: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор определённых палочек и пучков палочек.

Содержание игры: учитель вызывает двух детей к доске. Ученик, стоящий справа, обозначает единицы, а стоящий справа – десятки. Учитель называет двузначное число, правый ученик хлопками обозначает число единиц в этом числе, а левый – число десятков. Все остальные ученики выполняют роль контролёров. Они сигналят, если десятичный состав числа показан учениками неверно.

Назови соседей числа”

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

Возможен и другой, более сложный вариант игры. Возвращая мяч, играющий должен сначала отнять от названного учителем числа единицу, потом прибавить к нему полученную разность. Например, учитель назвал число 11, а играющий должен назвать числа

10 (11-1=10) и 21 (11+10=21).

Эту игру можно провести и с двумя мячами: большим и маленьким (или разного цвета). Когда учитель бросает большой мяч, то отвечающий должен, к примеру, прибавить 9 и вернуть мяч обратно, а когда маленький – то отнять 3. Здесь дети не только считают, но и развивают внимание, чтобы не перепутать действия.


Сбежавшие числа”

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички с числами.

1

3

6

9

11

13

16

19

2

6

10

14


Содержание игры:

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: “Здесь каждое число живет в своём домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты - из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома.” Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

При закреплении темы “Двузначные числа” была проведение игра “Рыболовы”:

Дидактическая цель: анализ однозначных и двузначных чисел.

Содержание игры: на наборном полотне изображен пруд; в прорези полотна вставлены изображения рыбок, на которых написаны двузначные и однозначные числа. Соревнуются две команды по 4 человека в каждой. Поочерёдно каждый член команды “ловит рыбку” (громко называет число) и проводит его анализ: сколько знаков в числе, его место в числовом ряду, разбор чисел по десятичному составу. Если все ответы правильны, то он поймал рыбку (берёт её), если нет – рыбка сорвалась. Выигрывает команда, поймавшая больше рыбок.

При изучении и закреплении темы “Числа от 21 до 100” была использована игра “Весёлый счёт” или “Борьба за цифру”.

Дидактическая цель: закрепление порядка следования чисел.

Средства обучения: два больших листа плотной бумаги, на которых написаны разным цветом цифры большого размера.

Содержание игры: перед каждой таблицей становится один из учеников. Учитель предлагает громко назвать числа по порядку от 1 до 24 и от 52 до 75, одновременно показывая каждое из них на таблице. Тот, кто быстрее назовёт числа, считается победителем. Через каждую таблицу проходит несколько пар.

Пример таблицы:

14

8

12

4

65

59

63

55

10

23

1

15

61

74

52

66

3

17

21

7

54

68

72

58

19

6

9

11

70

57

60

62

24

2

16

22

75

53

67

73

13

20

5

18

64

71

56

69


С помощью этих игр в процессе обучения были не только закреплены знания учащихся, но и активизировано внимание учащихся. С помощью игры “Весёлый счёт” развивалось также и зрительное восприятие детей.

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра 

“Поймай бабочку”:

Дидактическая цель: обобщение знаний о разрядном составе числа.

Содержание игры: на доску вывешивается иллюстрация с изображением луга и макеты бабочек. На каждой бабочке написан разрядный состав чисел до 20. У каждого ребёнка бабочка из картона жёлтого цвета, на обратной стороне которой записаны числа. Один из вызванных к доске учеников ловит бабочку, прикреплённую на ниточке, на которой указан разрядный состав числа, остальные ученики поднимают (ловят) тех бабочек, на которых написаны числа, соответствующие разрядному составу.

“Магазин”:

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

Также при обобщении знаний по теме “Нумерация чисел в пределах 100” можно использовать следующие игры:

Контролёры”.

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

Данная игра не только систематизирует знания учеников, но и несёт элементы физической разгрузки, т.к. использует физкультурные упражнения.


Войди в ворота”

Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, … , 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

Учитель школы №147 г.Санкт-Петербурга Е.А.Бочек на уроке обобщения знаний использовала игру-соревнование “Если вместе, если дружно” в 1 классе.16 Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от чёткости и взаимодействия зависит общий результат.

Дидактическая цель: развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.

Ход игры: учитель объявляет, что урок пройдёт в виде игры под девизом “Если вместе, если дружно”. Класс делится на две команды. Обе команды носят имена великих математиков прошлого: “Пифагоры”, “Архимеды” (желательны эмблемы). Учитель предупреждает, что соревнования будут эстафетными, поэтому будьте готовы проявить взаимопонимание и взаимовыручку.

Эстафета №1 “Очень длинный пример”

На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета №2 “Собери робота”

Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета №3 “Каждому по примеру”

Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

Эстафета №4: “Найди цифру”

На доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30. Участники команд по очереди снимают цифры по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.

Эстафета №5: “Без права на ошибку”


Команда выстраивается в шеренгу, у каждого в руках листок и карандаш. Ведущий читает задачу:

1. На одной жужаре к нам приехали 15 мямзиков, а на другой – на 7 мямзиков меньше. Сколько мямзиков приехало к нам на второй жужаре?

2. Когда Слюник видит, что кто-то нашёл пусик, он сразу начинает умирать от зависти. В четверг Мряка в присутствии Слюника нашла сначала 6 пусиков, а потом ещё 12 пусиков. Сколько раз Слюник умирал от зависти?

Каждый участник пишет ответ на листочке и показывает жюри, которое отмечает количество правильных ответов и неправильных. Ответ, не показанный до сигнала ведущего, не засчитывается.

Затем выстраивается другая команда и решает следующие задачи:

3. У Кости было 20 больших хрямзиков и 7 маленьких. Когда он узнал, что это такое, он всё побросал и отскочил подальше. Сколько хрямзиков бросил Костя?

4. Волк съел на своём Дне рождения трёх поросят, семерых козлят и одну Красную шапочку. Сколько сказочных героев съел Волк?

Побеждает команда, давшая большее количество верных ответов.
Эстафета №6: “Математическая сказка”

Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий: первая команда “Однажды в математическом королевстве случилась беда…”, вторая команда “У Пятёрки был День рождения, и она пригласила на него своих друзей…”

После подводятся итоги урока. Какая команда была самая дружная, кому удалось лучше всех справится с трудными математическими заданиями? Награждение. Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если вместе взяться за дело, то даже самые трудные примеры можно решить.

Если такая игра проводится в классе впервые, то учителю надо заранее позаботиться о помощниках (старшеклассниках, родителях), которые при необходимости помогли бы погасить возможные конфликты.

При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы.

Состав команд в играх-соревнованиях в 1 классе должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник.

Важный педагогический момент игры – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

Также при обобщении знаний детей довольно эффективно проходят игры “Освободи птичку” и “Незадачливый математик”.

ГЛАЗ-ФОТОГРАФ.

        Эту игру можно использовать при изучении таблиц сложения и вычитания, а также умножения и деления. Учитель при изучении любой таблицы отводит определенное время на запоминание. Чтобы дети были более внимательными, она говорит, что в этой игре сумеет сфотографировать таблицу (ученик должен заполнить ее). Таблица дается с ответами. Через 5-7 минут ответы стираются, и ученики по порядку отвечают, они воспроизводят таблицу в разбивку.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РУЧЕЙКИ.

       Дети, сидящие на одном ряду, стоят, повернувшись лицом, друг к другу.

Говорится, что только что прошел необычный дождь - математический. Образовались бурные математические ручейки, которые весело бегут, перегоняя друг друга, с пригорка вниз к озеру. Какой ручеек самый быстрый, какой раньше достигнет озера?

По-моему сигналу первый ученик из каждого ряда (ручейка) называет любой пример: на сложение или вычитание, на умножение или деление, например, 7+2=   и бросает мяч своему соседу по парте. Тот ловит мяч, называет ответ и составляет следующее выражение, используя в качестве исходного числа число ответа, то есть в этом случае число 9. Составил новое выражение 9-4, он бросает мяч стоящему в противоположном ряду товарищу и т.д. Побеждает тот ручеек, который раньше других добежит до озера.

ЗАДАЧИ В СТИХАХ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ В СТИХАХ ПО МАТЕМАТИКЕ.

Они тренируют память, развивают логическое мышление и поднимают настроение! Позагадывайте их своим деткам, увидите с какой охотой они будут разгадывать.

***
ЯБЛОКИ С ВЕТКИ НА ЗЕМЛЮ УПАЛИ.
ПЛАКАЛИ, ПЛАКАЛИ, СЛЕЗЫ РОНЯЛИ
ТАНЯ В ЛУКОШКО ИХ СОБРАЛА.
В ПОДАРОК ДРУЗЬЯМ СВОИМ ПРИНЕСЛА
ДВА СЕРЕЖКЕ, ТРИ АНТОШКЕ,
КАТЕРИНЕ И МАРИНЕ,
ОЛЕ, СВЕТЕ И ОКСАНЕ,
САМОЕ БОЛЬШОЕ — МАМЕ.
ГОВОРИ ДАВАЙ СКОРЕЙ,
СКОЛЬКО ТАНИНЫХ ДРУЗЕЙ?
***
ШЕСТЬ ОРЕШКОВ МАМА-СВИНКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ НЕСЛА В КОРЗИНКЕ.
СВИНКУ ЁЖИК ПОВСТРЕЧАЛ
И ЕЩЁ ЧЕТЫРЕ ДАЛ.
СКОЛЬКО ОРЕХОВ СВИНКА
ДЕТКАМ ПРИНЕСЛА В КОРЗИНКЕ?
* * *
С НЕБА ЗВЕЗДОЧКА УПАЛА,
В ГОСТИ К ДЕТЯМ ЗАБЕЖАЛА.
ДВЕ КРИЧАТ ВО СЛЕД ЗА НЕЙ:
«НЕ ЗА БУДЬ СВОИХ ДРУЗЕЙ!»
СКОЛЬКО ЯРКИХ ЗВЕЗД ПРОПАЛО,
С НЕБА ЗВЕЗДНОГО УПАЛО?
* *
СКОРО ПРАЗДНИК. НОВЫЙ ГОД,
ВСТАНЕМ В ДРУЖНЫЙ ХОРОВОД.
ЗВОНКО ПЕСЕНКУ СПОЕМ,
ВСЕХ ПОЗДРАВИМ С ЭТИМ ДНЕМ.
ПРИГОТОВИМ ВСЕМ ПОДАРКИ,
ЭТОТ ПРАЗДНИК ОЧЕНЬ ЯРКИЙ.
КАТЕ, МАШЕ И АЛЕНКЕ
МЫ ПОДАРИМ ПО БУРЕНКЕ,
А АНДРЮШЕ И ВИТЮШЕ –
ПО МАШИНЕ И ПО ГРУШЕ.
САША БУДЕТ РАД ПЕТРУШКЕ
И БОЛЬШОЙ ЦВЕТНОЙ ХЛОПУШКЕ.
НУ А ТАНЕЧКЕ — ТАНЮШЕ –
БУРЫЙ МИШКА В СЕРОМ ПЛЮШЕ.
ВЫ, ДРУЗЬЯ, ГОСТЕЙ СЧИТАЙТЕ
ИМЕНА ИХ НАЗЫВАЙТЕ.
 * *
В РЫБЬЕМ ЦАРСТВЕ К ОСЕТРУ
ПРИПЛЫВАЮТ ПО УТРУ
ТРИ МОЛОДЕНЬКИЕ ЩУЧКИ,
ЧТОБ ЕМУ ПОЧИСТИТЬ ЩЕЧКИ,
А ЧЕТЫРЕ ЧЕБАКА
МОЮТ БРЮХО И БОКА.
ПОСЧИТАЙ-КА, ДЕТВОРА,
СКОЛЬКО СЛУГ У ОСЕТРА?
В.КУДРЯВЦЕВА
 * *
РЕШИЛА СТАРУШКА ВАТРУШКИ ИСПЕЧЬ.
ПОСТАВИЛА ТЕСТО, ДА ПЕЧЬ ЗАТОПИЛА.
РЕШИЛА СТАРУШКА ВАТРУШКИ ИСПЕЧЬ,
А СКОЛЬКО ИХ НАДО — СОВСЕМ ПОЗАБЫЛА.
ДВЕ ШТУЧКИ — ДЛЯ ВНУЧКИ,
ДВЕ ШТУЧКИ — ДЛЯ ДЕДА,
ДВЕ ШТУЧКИ — ДЛЯ ТАНИ,
ДОЧУРКИ СОСЕДА…
СЧИТАЛА, СЧИТАЛА, ДА СБИЛАСЬ,
А ПЕЧЬ-ТО СОВСЕМ ПРОТОПИЛАСЬ!
ПОМОГИ СТАРУШКЕ СОСЧИТАТЬ ВАТРУШКИ.
* *

ЖИЛИ-БЫЛИ У ЖИЛЕТА
ТРИ ПЕТЛИ И ДВА МАНЖЕТА.
ЕСЛИ ВМЕСТЕ ИХ СЧИТАТЬ
ТРИ ДА ДВА, КОНЕЧНО, ПЯТЬ!
ТОЛЬКО ЗНАЕШЬ, В ЧЁМ СЕКРЕТ?
У ЖИЛЕТА НЕТ МАНЖЕТ!
Г.НОВИЦКАЯ 
* *
ТРИ ЦЫПЛЕНКА СТОЯТ
НА СКОРЛУПКИ ГЛЯДЯТ.
ДВА ЯИЧКА В ГНЕЗДЕ
У НАСЕДКИ ЛЕЖАТ.
СОСЧИТАЙ ПОВЕРНЕЙ,
ОТВЕЧАЙ ПОСКОРЕЙ:
СКОЛЬКО БУДЕТ ЦЫПЛЯТ
У НАСЕДКИ МОЕЙ?
* * *
ТРИ ЗАЙЧОНКА, ПЯТЬ ЕЖАТ
ХОДЯТ ВМЕСТЕ В ДЕТСКИЙ САД.
ПОСЧИТАТЬ МЫ ВАС ПОПРОСИМ,
СКОЛЬКО МАЛЫШЕЙ В САДУ?
* *
ПЯТЬ ПИРОЖКОВ ЛЕЖАЛО В МИСКЕ.
ДВА ПИРОЖКА ВЗЯЛА ЛАРИСКА,
ЕЩЕ ОДИН СТАЩИЛА КИСКА.
А СКОЛЬКО ЖЕ ОСТАЛОСЬ В МИСКЕ?
* *
У НАШЕЙ КОШКИ ПЯТЬ КОТЯТ,
В ЛУКОШКЕ РЯДЫШКОМ СИДЯТ.
А У СОСЕДСКОЙ КОШКИ — ТРИ!
ТАКИЕ МИЛЫЕ, СМОТРИ!
ПОМОГИТЕ СОСЧИТАТЬ,
СКОЛЬКО БУДЕТ ТРИ И ПЯТЬ?
* *
СЕМЬ ГУСЕЙ ПУСТИЛИСЬ В ПУТЬ.
ДВА РЕШИЛИ ОТДОХНУТЬ.
СКОЛЬКО ИХ ПОД ОБЛАКАМИ?
СОСЧИТАЙТЕ, ДЕТИ, САМИ.
* *
ЯБЛОКИ В САДУ ПОСПЕЛИ,
МЫ ОТВЕДАТЬ ИХ УСПЕЛИ
ПЯТЬ РУМЯНЫХ, НАЛИВНЫХ,
ДВА С КИСЛИНКОЙ.
СКОЛЬКО ИХ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте

Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза,  не дифференцированность зрительного восприятия и пам...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Дидактические игры и упражнения для развития воображения

Дидактические игры и упражнения для развития воображения...

Дидактические игры и упражнения для 1-4 класса.

Дидактические игры и упражнения для 1-4 класса....

Учебно-методическое пособие "Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения"

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит дидактические игры и упражнения, направленные на развитие цветовосприятия  у младших  дошкольников с нарушением зрения.  Данное ...

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка».

Методическая разработка  «Дидактические игры и упражнения используемые в словарной работе на уроках русского языка»....

Методическая разработка «Дидактические игры и упражнения используемые на уроках русского языка».

В разработке представлены примеры дидактических игр для разных групп детей по степени обученности, используемые на уроках русского языка...