Дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями
статья на тему

Овчинникова Наталья Викторовна

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_leksiki_u_detey_s_rechevymi_narusheniyami.odt21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями

  1. « Кому что?»

      Логопед рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила одежду, а Таня – посуду. Продавец сложил покупки в одну корзину. И теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из корзины предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.

«Продолжи»

Перед детьми изображением вниз раскладываются картинки, названия которых входят в различные тематические группы. Ребенок, взяв картинку, называет её и подбирает как можно больше слов, которые могут продолжить ряд: яблоко, слива,…; огурец, лук,…; заяц, лиса,…; трамвай, автобус,…; юбка, рубашка,…; корова, собака,…; сапоги, туфли,…

«Узнай, о чем я говорю»

Логопед описывает предмет. Ребёнок должен угадать предмет по описанию и назвать его, обосновав свой  ответ:

синее, облачное, высокое … (небо);

холодный, зимний … (день);

красный, сочный, круглый … (помидор);

пушистая, рыженькая, прыгучая … (белка);

сочное, вкусное, спелое, круглое … (яблоко).

«Загадай загадку»

Детям предлагается выбрать картинку с изображением какого - либо предмета и загадать загадку, описав этот предмет.

Плюшевый, пушистый, мягкий … (мишка);

красивая, красная, ароматная … (роза);

зелёный, хрустящий  …. (огурец).

«Вопрос - ответ».

Логопед просит детей рассказать о том, кто как передвигается. Дети должны дать полный ответ.

Кто летает? (Птица. Птица летает.)

Кто ползает? (Змея. Змея ползает.)

«Кто больше?»

Логопед называет слово,  обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся  к  этому действию и обозначающих предметы.

Плывет … (катер, утка...).

Растёт … (трава, цветок, дерево, капуста, ребёнок).

Скрипит … (снег,  телега, дерево).

Ползает … (червяк, улитка, муравей).

«Кто что может делать»

Детям показывают картинки с изображением людей разных профессий. Задается вопрос: Кто это? Что он может делать? Речевой материал: повар (варить, жарить, резать, солить), портной (кроить, шить, подшивать), продавец (продавать, взвешивать, считать, заворачивать), врач (лечить, осматривать, делать уколы, выписывать рецепты), шофер (водить машину, ремонтировать, крутить руль, возить груз и пассажиров), строитель (строит, кладет кирпичи, мешает цемент, ремонтирует дома), учитель (учит, ставит оценки, пишет на доске, объясняет), рыбак (ловит рыбу, закидывает удочку, насаживает червяка), парикмахер (подстригает, моет волосы, сушит).

«Скажи наоборот». Игра с мячом.

Ведущий поочередно бросает детям мяч и произносит слова или словосочетания. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Речевой материал:

добрая собака …

черная рубашка...

большой дом...

хороший человек...

широкая дорога …

легкая сумка …

друг …

жара …

зло...

поднимать...

 «Найди части»

Детям раздаются картинки с изображением различных частей предметов. Затем мы поочередно показываем и называем свои картинки целых предметов, в которых дети должны узнать и назвать свои «частичные» картинки. После «сбора» из частей целого уточняется назначение предмета.

«Помоги найти маму»

Проводящий занятие демонстрирует детям картинки с изображением животных и их детенышей и сообщает о том, что малыши потеряли своих мам. Детям предлагается помочь им найти друг друга, подобрав картинки парами. Речевой материал: корова – теленок, волк – волчонок, собака – щенок, овца – ягненок, лиса – лисенок, лошадь – жеребенок, коза – козленок, кошка – котенок, свинья – поросенок, медведь – медвежонок.

«Назови похожие слова»

Логопед называет ряд слов и просит определить, какие два из них похожи и почему.

Приятель - друг - враг;

старый - мудрый - умный;

бежать - мчаться - идти;

труд - завод - работа.

  1. Литература

Лопатина Л. В. Логопедическая работа с  детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. - Спб.: Издательство «Союз», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением слуха в 9 классе

Конспект открытого индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в 9 классе.На тему « Наша Родина»Учитель – дефектолог  Фролова Е.С. Цель за...

Приемы формирования интонационной стороны речи у детей с речевой патологией

Консультация для родителей, воспитателей ДОО, студентов, раскрывающая практические приемы формирования интонации у детей с речевой патологией...

Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Игры и упражнения по формированию грамматической стороны речи по теме "Школьные принадлежности" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и упражнения по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста....

Игры и упражнения по формированию грамматической стороны речи по теме "Дикие животные" у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены игры и  упражнения  по формированию грамматичесой стороны  речи по  теме  "Дикие  животные"  у детей  дошкольного возр...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...