Денс - терапия
статья на тему

Шабардина Юлия Николаевна

Ускорить процесс коррекции речевых нарушений и  развить компенсаторные возможности детского организма средствами  ДЕНС терапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ АППАРАТА ДЕНАС В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В последние десятилетия  в области коррекционной педагогики и логопедии особое внимание исследователей привлекали дети предшкольного возраста, имеющие речевые нарушения и находящиеся на критическом этапе возрастного развития, в период интенсивных морфофункциональных перестроек организма и подготовки к систематическому школьному обучению. Отклонения в психофизиологическом развитии детей приводят к проявлениям «школьной незрелости» физиологических систем, риску школьной дезадаптации. В последние годы значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, в том числе со стертыми формами дизартрии. Превалировавшие  в логопедии педагогические методы воздействия перестали приносить ожидаемые результаты. Поэтому появилась настоятельная необходимость использования нетрадиционных методов воздействия.

В практике педагогов, работающих с детьми с поражением центральной нервной системы (ЦНС), явной проблемой сегодня является привлечение в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.
Одним из перспективных направлений является разработка лечебного применения импульсного тока, который легко управляем, является эффективным положительным раздражителем для многих, в том числе речевых зон. Метод динамической электронейростимуляции с использованием аппарата ДЭНС начал применяться в лечебно-профилактической практике в 2001 г. и получил название «ДЭНС-терапия». ДЭНС-терапия разрешена к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, либо имеющих медицинское образование, или курсы по физиотерапии.     Для детей с речевыми нарушениями импульсное воздействие стимулирует речевые  зоны головного мозга, способствует нормализации мышечного и сосудистого тонуса, функционального состояния ЦНС.

Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится все больше. Частота речевых нарушений в детском возрасте напрямую связана с частотой перинатальной патологии. Речь – сложный психический процесс, форма высшей нервной деятельности человека. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны: слуховые, речевые, зрительные. Важно состояние иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, нормальное состояние придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, координация дыхания, голосообразования и произношение звуков. В осуществлении двигательных механизмов речи принимает участие экстрапирамидная система, которая участвует в подготовке двигательного и речевого акта и коррекции произношения и артикуляционной моторики.
    Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга.

    При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения.

Речевые расстройства воспитанников:

*  С органическим поражением Ц.Н.С. в зависимости от уровня поражения:

  • Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде,
  • Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности.
  • С дефектами строения артикуляционного аппарата, механические дислалии и ринолалии.
  • Задержка речевого развития различного происхождения при тяжёлых заболеваниях внутренних органов.
  • Общее недоразвитие речи – патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи.

      У  воспитанников наблюдаются зачатки общеупотребительной речи. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут пользоваться простыми предложениями, но их словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы, выявляется незнание многих слов. При использовании простых предложений, состоящих из 2-3 слов, отмечаются ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной норме: нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, звонких и глухих. Большое количество ошибок отмечается и в воспроизведении слогового контура слов. Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.

Звукопроизношение не соответствует требованиям возрастной нормы.
    Наиболее типичными является:

* замена звуков более простыми по артикуляции,

* нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному,
* смешение звуков, когда изолированно ребёнок произносит определённые звуки верно, а в словах и в предложениях их взаимозаменяем,

* недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы,
* смазанное произношение звуков.

Данные речевые нарушения требуют упорной, длительной коррекции. На постановку и автоматизацию звуков уходит много времени. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Для достижения положительного стойкого результата необходима интеграция педагогических  мер воздействия и нетрадиционных форм.

Нетрадиционные безмедикаментозные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Чтобы эффективно решить задачи, стоящие перед специалистом службы сопровождения развития ребенка, нужно включить в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы.

Рефлексы лежат в основе всех адаптационных процессов человека. Адаптивный потенциал человека – величина переменная, которая зависит как от биологических, так и от социальных причин. Известным фактом является снижение адаптивных возможностей у детей, имеющих отклонения в развитии. Любая рефлекторная деятельность является основанием для перестройки организма на новый уровень функционирования. В процессе адаптации в коре головного мозга человека происходит формирование различных временных связей с внешней средой, которые при неподкреплении могут угасать. Таким образом, необходимо целенаправленное воздействие на определенные зоны ЦНС, имеющее стимулирующее значение, определяющее степень возбуждения и торможения нервных процессов на пути с периферии к ЦНС и обратно.

Цель:

Ускорить процесс коррекции речевых нарушений и  развить компенсаторные возможности детского организма средствами  ДЕНС терапии.

Задачи:

  1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
  2. Повышение качества просодических компонентов речи
  3. Увеличение объема и качества выполнения артикуляционных движений
  4. Активизация мимической, мелкой моторики
  5. Формирование навыков правильного звукопроизношения.

Алгоритм  действия

  1. Логопедическое обследование ребенка
  2. Консультация невропатолога, психиатра  (по направлению логопеда)
  3. Зачисление на коррекционные занятия
  4. Общее время сеанса – 20-25 минут:
  • Аппаратное курсовое воздействие - 7-8 минут

5 минут артикуляционная гимнастика с традиционными приемами коррекции речевых нарушений.

Технология процесса

Опосредованное воздействие на определенные структуры мозга импульсной стимуляцией приводит к получению обратной связи со стороны этих структур в виде нервных импульсов, а значит, возникновению новых рефлекторных связей. Аппарат ДЭНС стимулирует безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), стимулирует работу мышц как речевого аппарата, так и мимических мышц, улучшает зрительно-моторную координацию. Применение ДЭНС-терапии логопедом осуществляется с учетом рекомендаций лечащего врача невропатолога. При работе с выносным электродом аппарата ДЭНС используются определенные точки воздействия. Он безопасен в использовании, не вызывает аллергических реакций, по данным исследователей, не нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобен в применении, отвечает требованиям по организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи. Включение ДЭНС-терапии в систему логопедической работы позволит оптимизировать коррекционно-логопедическую деятельность.
Электростимуляция проводится дифференцированно. В зависимости от специфики нарушения (различного тонуса мышц губ, языка, шеи, лица; наличия гиперкинезов) выбирается интенсивность электроимпульсного воздействия. Минимальный энергетический диапазон (на пороге легких ощущений) соответствует воздействию слабой интенсивности, при которой ребенок либо не испытывает никаких ощущений, либо ощущает легкую вибрацию. Такой режим применяется к детям с тяжелыми речедвигательными расстройствами, осложненными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущается безболезненное приятное покалывание, применяется к детям с различной речедвигательной патологией. Третий порог чувствительности, самый интенсивный на пороге болевых ощущений, применяется детям со сниженным тонусом артикуляционных мышц для их активизации. В результате применения аппарата у детей в речевом статусе наблюдаются улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, а также расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования. В зрительно-моторной координации наблюдаются улучшения в прослеживании объектов и узнавании предметов, увеличении объема зрительного восприятия, а также появление синхронности деятельности руки и зрительной реакции; повышается самоконтроль ребенка.
Использование аппарата на логопедических занятиях помогает формированию коммуникативных попыток в виде звуковых, слоговых и других проявлений у детей с задержанным речевым развитием.

Схемы воздействия аппаратом ДЕНС.

 Проводится три курса ДЭНС-терапии продолжительностью 10 дней. На сеансе обрабатываются зоны общего воздействия , а также специфические «речевые» зоны: середина носогубной складки, кайма верхней губы, большие пальцы кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце рук . Общее время воздействия составляет в среднем 5-10 минут.   

 При коррекции звукопроизношения обрабатываются точки:

1. Речевые зоны – методика «Крест» вокруг рта на частоте 60Гц по 1 минуте на каждой точке.

4. Язык на частоте 77 Гц по 1 минуте.

5. Су-джок – зоны соответствия на кистях через день 60 ГЦ по 2 минуты.

6. Подчелюстная зона на частоте 60 Гц по 1 минуте.

7. Зона Хэ-гу, 7 шейного позвонка в режиме МЭД.

За один сеанс одновременно обрабатывается 3 зоны.

Противопоказания к ДЕНС терапии:

Абсолютные:

  • Индивидуальная непереносимость тока
  • Наличие кардиостимулятора

Относительные:

  • Эпилептический статус
  • Новообразования любого происхождения
  • Лихорадка неясного генеза
  • Тромбоз вен
  • Состояние острого психического возбуждения

Ожидаемый результат:

  • нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- и гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  •  устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиация и др.;
  • стимуляция положительных кинестезий;
  • улучшение качеств  артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость
  • увеличение силы мышечных сокращений;
  •  активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
  • расширение объема речевого дыхания, улучшение качества голосообразования 

Дополнительно:

  • Нормализация звукопроизношения
  • Количественное и качественное улучшение состояния словаря и грамматического строя речи
  • Улучшение памяти и концентрации внимания, зрительно-моторной координации

     

Рисунок 1.

В основе ДЕНС-терапии лежит лечение микротоковыми импульсами как высокой, так и низкой частоты, которые имеет физиологическую основу и по своим характеристикам сходны с нервными импульсами. Импульс от прибора проходит патогенный очаг и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего с патологией начинает бороться сам организм (рис.1). Денс – терапия безопасна в применении, не вызывает аллергических реакций, не нарушает физиологического энергетического потенциала детского организма. Обладает имунно-моделирующим, общеукрепляющим эффектом, позволяет решать не только узкоспециальные, но и адаптационные  задачи. При курсовом использовании ДЕНС-терапии по логопедическим схемам воздействия стимулируются соответствующие зоны головного мозга, безусловные рефлексы: жевание, глотание, слюнообразования, работы мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшается функциональное состояние ЦНС, зрительно-моторная координация, снижается частота возникновения аномальной пульсации. Тем самым устраняются патологические реакции, корригируется и восстанавливается произносительная сторона речи, обусловленная недостаточностью или нарушением иннервации речевого аппарата. Эти методы просты и эффективны. Они дают возможность целенаправленно воздействовать на поражённые участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее. Звуки ставятся быстрее, увеличивается срок для автоматизации звуков и введения их в речь.

 Анализ результатов по использованию методов динамической электронейростимуляции свидетельствуют об эффективности и целесообразности их применения как дополнительного средства коррекции в системе логопедической помощи.

Конечно ДЕНС - терапия не является панацеей от речевых недугов и не способна исцелить за короткий срок, но она занимает достойное место в комплексе мероприятий.

За последние годы отмечается рост количества детей с дизартриями, что проявляется расстройством моторной реализации речи. Кроме того, дети с дизартрией имеют, как правило, слабую нервную систему, страдают дефицитом внимания и гиперактивностью. Часто дети не хотят заниматься. В связи с этим процесс коррекции имеет длинную и сложную динамику. Логопеды используют в своей работе многократные упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и нормализацию психических функций организма. В лучшем случае используется логопедический массаж, в том числе и специальными логопедическими зондами. Если есть возможность, то проводятся физиотерапевтические процедуры и медикаментозное лечение по назначению невропатологов. Однако на процесс восстановления речи у дизартриков уходит огромное количество времени. Язык быстро утомляется, слабо развит контроль над речью, дети быстро устают. Как правило, такие дети относятся к категории часто болеющих (ЧБД). И логопедическая работа каждый раз после заболевания начинается практически сначала. Возникает необходимость в более активном медико-педагогическом воздействии с использованием «обходных» вспомогательных средств, чтобы добиться эффекта в устранении дизартрических проявлений.

В своей работе «Основы теории и практики логопедии» Р.Е Левина (1967) отмечает необходимость использования постоянно совершенствующихся приборов и устройств в качестве вспомогательного средства коррекции.

На логопукт  зачисляются дети со сложными диагнозами (ОНР с дизартрией; ОНР, заикание с дизартрией) и моей целью стало найти способы, как облегчить страдания детей в процессе всей коррекционной работы. Это касается и укорачивания сроков подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, постановки и автоматизации звуков в речи.

В 2001 г. Для широкого применения в лечебно-профилактических учреждениях и в бытовых условиях лицами, не имеющими медицинского образования, с целью общере-гулирующего влияния на физиологические системы организма, а также для лечения функциональных расстройств в широком спектре патологий выпущен аппарат ДЭНАС. Аппарат ДЭНАС внесен в реестр медицинской техники и разрешен Министерством здравоохранения России к применению в медицинской практике (регистрационное удостоверение №29/23020701/2051-01 от 06.12.2001г.)

Учитывая то, что у дизартриков наблюдается сочетание нарушений произношения сразу нескольких звуков вследствие парезов, спазма, гиперкинеза или атаксии мышц, обеспечивающих моторную функцию речи. А ДЭНС в комплексе лечебных мероприятий должна оказывать влияние в первую очередь, на скорость формирования правильного звукопроизношения. Следовательно, данную методику можно использовать в логопедической практике. Фактически ДЭНС является гармоничным продолжением применения физиотерапевтической методики «Синусоидальные модулированные токи для лечения больных дизартрией» Л.А.Щербаковой (1982)

В настоящее время метод динамической электронейростимуляции одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (РУ № ФС-2005/004 от 4 марта 2005 г.). ДЭНС разрешен к использованию врачами, педагогами, прошедшими курс обучения, интегрирован в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений.

Принцип работы аппарата. При низкочастотном короткоимпульсном высокоамплитудном раздражении экстерорецепторов кожи возникает местная реакция. Поток импульсов передается по соматическим и вегетативным  нервным путям в сегменты спинного мозга (сегментарная реакция) и вышележащие отделы центральной нервной системы (ствол, лимбико-ретикулярные структуры, гипоталамус, кора большого мозга), и инициируется общая реакция. Благодаря принципу сома-то- и висцеротопии в иннервации внутренних органов и поверхности тела стимуляция кожных зон (точек), расположенных в пределах данного метамера или спинно-мозгового сегмента, тригерных (пусковых) зон вызывает, в первую очередь, рефлекторные эффекты в иннервируемых органах, участках тела и системные реакции, запускаемые с данной зоны воздействия.

Применяя аппарат ДЭНАС, достигается синхронизация интегративных взаимоотношений регуляторных систем организма (благодаря местным, сегментарным и общим реакциям), вследствие чего происходит мобилизация резервных функциональных элементов тканей, что в итоге приводит к восстановлению нарушенной ранее способности, а в ряде случаев – и к восстановлению морфологической целостности.

Факт полной безопасности, безвредности и благоприятного воздействия динамической электронейростимуляции на организм доказан многолетними объективными исследованиями проводимыми в Федеральном Научно клинико-экспериментальном Центре традиционных методов диагностики и лечения МЗ РФ (г.Москва), под руководством доктора медицинских наук Е.Е.Мейзерова (2001г.).

Я, имею среднее медицинское образование с согласия заинтересованных родителей ввела ДЭНС-терапию в свою работу. Были проведены индивидуальные собеседования с родителями, где было рассказано об особенностях воздействия аппаратов ДЭНАС. В результате отобрана группа из 5 человек. Была использована следующая методика воздействия на речевые центры:

  • Зона проекции речевых мышц вокруг рта – методика креста в режиме «терапия»
  • Подчелюстная зона в режиме «терапия»
  • Язык в режиме «терапия»
  • Зона срединного меридиана и зона «точек согласия» - ШОП (шейный отдел позвоночника) в режиме «тест»
  • Зоны микросоотвестствия по Су-джок (правую и левую руку чередовать через день) в режиме «терапия»

В то же время принимали медикаментозное лечение, назначенное невропатологом.

Первые результаты появились уже в процессе проведения курса лечения. Общие изменения у всех детей: уменьшилась гиперсаливация, изменилась в лучшую сторону подвижность артикуляционного аппарата, уменьшился тремор языка, появилась возможность постановки звуков, значительно улучшилось психическое состояние детей, так как они поверили в свои силы, у них появилось желание заниматься.

Наилучшие результаты были получены с Валерией

По просьбе мамы 10 сентября 2014 года начат курс ДЭНС, который продолжался. После второго сеанса появился [Л] На последнем сеансе появился спонтанно звук «Ш», и вибрация. Речь девочки стала намного разборчивее и понятна. Занимается с удовольствием, появился самоконтроль в речи.

Результаты по другим детям также положительные результаты Андрей, Настя, Лиза, Ульяна.

Таким образом, введение в комплекс лечебных мероприятий ДЭНС оправдано в работе с детьми, имеющих диагноз дизартрия, особенно на подготовительном этапе, т.к. действительно ускоряет процесс вызывания звука.

Таким образом, использование в коррекционно-образовательном процессе современных достижений науки и техники повышает эффективность работы логопеда.