Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР
план-конспект на тему
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований ФГОС НОО (2011).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_3.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с учетом требований ФГОС НОО (2011)
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма,
обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР .
ТЕМА. Распространение простых нераспространенных предложений второстепенными членами.
ЦЕЛЬ. Формировать понятие о простом нераспространенном и распространенном предложении.
ЗАДАЧИ.
Образовательные.
- На основе анализа подвести обучающихся к способу определения нераспространенного предложения и его распространения второстепенными членами.
- Формировать умение определять член предложения, от которого зависит определение, дополнение, обстоятельство.
- Формировать навыки постановки вопросов к второстепенным членам предложения, устанавливать связь слов в предложении.
- Формировать способность к использованию в речи распространенных предложений.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму.
- Обогащать, уточнять, активизировать словарный запас.
- Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию, проверять результат своих действий.
- Учить учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.
Воспитательные:
- Учить понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
- Осуществлять самоконтроль: соотносить собственный ответ с предложенным
вариантом.
- Формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
- Формировать мотивацию к учебной деятельности.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, карточки с заданием, лото «Составь предложение».
Использованные технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |||||
Используемый дидактический и наглядный материал | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
1. Этап Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний. | Речевой материал: Орел делает гнездо из толстых сучьев. Белочка сушит. | Вызов уже имеющихся знаний. -Что такое простое нераспространенное предложение? -Что такое грамматическая основа предложения? -Выбрать из данных предложений простое нераспространенное и простое распространенное предложение. Докажите свой выбор. | Отвечают на вопросы, аргументируют свой выбор. | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Выстраивать логическую цепь рассуждений
| Умение оформлять свои мысли в устной форме | Умение самостоятельно анализировать условия задания на основе учета выделенных ориентиров |
2. Этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. | -Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? -Сегодня потренируемся в различении этих предложений и распространении предложений второстепенными членами. Положительный настрой на работу и сотрудничество. | Определяют цель урока. Наблюдают за функцией слов, не входящих в грамматическую основу. | Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели Выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. | Умение использовать речь для регуляции своего поведения | Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. | |
3.Этап первичного закрепления новых знаний. | На компьютере простые нераспространенные предложения и для проверки - варианты распространенных. | Организация обобщения и систематизации учебного материала. - Что требуется пояснить в этом предложении? -Найдите слово, от которого надо поставить вопрос? -Каким членом предложения оно является? - Распространите предложение. | Анализируют предложения. Определяют функцию слов, не входящих в грамматическую основу предложения. Находят член предложения, от которого надо поставить вопрос. Распространяют предложения. Сравнивают свои варианты распространения с данными. | Умение выстраивать логическую цепь рассуждений. | Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека. | Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |
Задание по карточке. Текст «Гроза», составленный из нераспространенных предложений | Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов. Выработка соответствующих навыков и умений. -Прочитайте текст. Все ли вам понравилось? Что вы заметили? -Устно распространим предложения. -Какой текст лучше? | Чтение и обсуждение текста. Распространение предложений второстепенными членами с постановкой вопросов. Ответы на вопросы. | Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Проводить сравнения по заданным критериям. | Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, рефлексия своих действий | Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Умение оценивать правильность своих действий | |
4.Этап Творческое применение знаний в новой ситуации | Задание по карточке. Текст «Осень», составленный из нераспространенных предложений | Сохранение интереса к теме. Выработка соответствующих навыков и умений. -Прочитать текст и задание к нему. -Назовите главный признак распространенного предложения. -Запишите новый текст в тетрадь. Организация учебного взаимодействия и обсуждение возникающих вопросов. Проверка задания. | Самостоятельно читают текст. Распространяют предложения. Записывают в тетрадь. Проверка записанных текстов. Взаимопроверка, коррекция. | Умение самостоятельно анализировать условие задания, действовать по заданному алгоритму. Обобщать, делать выводы. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | Умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы. | Умение корректировать и оценивать выполнение задания |
Лото «Составь предложение» | Создание условий для выработки необходимых умений и навыков. Организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности Проведение игры. -Какие предложения вы будете составлять? Почему? | Составляют предложения по сюжетной картинке. Контролируют свои ответы. | Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. | Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению. Владеть монологическими формами речи. | Умение учитывать сложность задания Умение контролировать свои действия в ходе работы. Умение вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. | |
5.Подведение итогов. Рефлексия | Проведение рефлексии: -Назовите главный признак простого распространенного предложения. - Какие задания понравились, какие вызвали затруднения? -Оцените свою работу. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. | Умение обобщать знания, анализировать, контролировать и оценивать результат. | Рефлексия своих действий | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату |
Приложение.
Задания по карточкам.
Распространить простые предложения, добавив второстепенные члены, подписать части речи.
Гроза.
Надвинулись…тучи. Подул…ветер. Сверкнула…молния.
Грянул…гром. Пошел…дождь. Гроза…прошла. Вышло…солнце.
Распространить простые предложения, добавив второстепенные члены.
Осень.
Прошло…лето. Наступила…осень. Опадают…листья. Птицы
улетели… Солнце прячется… Часто идет…дождь.
Литература.
- Антонышева А.Л. Новая методика коррекционно-развивающего обучения по коррекции лексико-грамматического строя речи учащихся 3 – 4 классов с общим недоразвитием речи. – Рыбинск, 2003
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи дошкольников. – С.-Петербург, 1999
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Предмет: химия (9 класс), Тип урока Комбинированный. Урок изучения нового материалаЦель урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...
Технологическая карта с дидактической структурой урока "Степень с натуральным показателем"
Урок разработан по ФГОС...
Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс
Тема урока: «Упрощение выражений»Урок первичного предъявления новых знаний...
Технологическая карта с дидактической структурой урока.
Технологическая карта с дидактической структурой урока....
Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе
Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе. 1. Тема урока: «Выпиливание лобзиком»....
технологическая карта с дидактической структурой урока по технологии в 5 классе
Технологическая карта с дидактической структурой урока по индустриальной технологии в 5 классе....