Конспект урока с презентацией по географии. Тема "Южная Америка. Животный мир тропического леса"
план-конспект урока (8 класс) на тему

Данькина Марина Анатольевна

Конспект урока с презентацией для 8 класса коррекционной школы 8 вида (программа В.В.Воронковой)  по теме " Южная Америка. Животный мир тропического леса". Содержит много коррекционно-развивающих упражений, музыки и видематериалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_no_48_8_klass.docx36.09 КБ
PDF icon zhivotnyy_mir_tropicheskogo_lesa.pdf2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Областное  государственное  бюджетное  образовательное  учреждение

«Рязанская  специальная  (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат».

 Урок  географии

в 8 классе

«Животный мир тропического леса

Южной Америки»

Учитель географии

Данькина М.А.

Урок № 48

Тема: «Животный мир тропического леса Южной Америки»

Цели урока:

Образовательные:

- повторить растительный мир зоны тропических лесов.

- закрепить знания о взаимодействии климатических условий и растительного

и животного мира.

- познакомить с представителями   животного мира данного природной зоны.

- продолжить формирование навыков работы с  картой, учить пользоваться дополнительными источниками  информации.

Коррекционно-развивающие:

- обучать приёмам самостоятельной познавательной деятельности, умению отбирать материал из текста учебника, справочников.

- способствовать развитию зрительного восприятия, памяти, внимания, развивать

 умения устанавливать причинно-следственные связи;

 Воспитательные:        

- создать условия для реальной самооценки учащихся.

Тип урока:  комбинированный.

Форма урока: урок -путешествие.

Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа.

Ход урока:

Орг. момент.

Здравствуйте , ребята, подарите друг другу улыбки и с таким хорошим настроением давайте начнём урок.

Проверка домашнего задания.

1.Фронтальный опрос.

Работа с интерактивной картой.

-Скажите, какой  материк Земного шара мы изучаем? (на доске  физ.карта)

- А с какой природной зоной Южной  Америки мы познакомились? (Зона тропических   лесов)

  Это слово значит – «лес»,

  Растут в нём сейба и лианы.

  Ну, а по веткам там и здесь

  Шныряют чудо-обезьяны. (Сельва)

- Переведите  на португальский слово «лес» (сельва)

- Какую территорию занимает сельва? (Сельва занимает Амазонскую низменность)

- Обведите эту природную зону на карте. (один у доски)

 - Сверяем с картой природных  зон.

- Скажите, а как влияет климат этой зоны на растительный мир? (климат влажный, почти каждый день идут дожди, температура круглый год + 25.  Растениям хватает тепла и влаги, поэтому растительный мир богатый.)

2. Географический диктант. ( сл. 1) 

А сейчас  мы вспомним, какие растения растут в сельве.

Я буду называть признаки растения, вы в тетради ставите только номер.

1. Кебрачо

2. Орхидеи

3. Лиана

4. Виктория – регия

5.Сейба

  1.  - Что за дерево такое.                                

  Что не срубишь топором.                            

  Древесина словно камень,                            

  Очень крепкая, как лом. (1)

2)  - Самый крупный в мире род кувшинок  (4)

3)  - Растение – эпифит (2)

4) - Семенами этого дерева набивают подушки, матрасы (5)

5) - Растение – канат (3)

Ключ – 1 4 2 5 3

Взаимопроверка.

-А теперь поменяйтесь тетрадями, проверьте задания друг у друга  и  поставьте товарищу оценки.

Актуализация знаний- А сейчас скажите, какую тему будем изучать сегодня на уроке? (Музыка «В мире животных, слайд)

-Тема урока «Животные тропического леса».

Запишите тему в тетрадь.

Объяснение нового материала.

Перед вами – тропический лес – Амазонская сельва,  и мы продолжаем путешествие по  этому удивительному  краю.  Амазония – необычная  земля. Здесь  все «самое – самое»: самая большая река, самые непроходимые  джунгли, самые необычные животные.

И  сегодня вам предстоит быть исследователями,  мы начнём изучать животный мир сельвы.

 А как называются люди, которые изучают животных? (зоологи). Сегодня  вы будете такими учёными.

 Каждому зоологу будет дано задание: познакомить нас с одним из животных тропического леса.

На белых карточках задания повышенной сложности, на жёлтых - задания полегче. Я предлагаю вам самим выбрать карточку.

(Раздать карточки:  белые  - сильная группа 1 вариант, жёлтые – средняя группа 2 вариант)

 Не забывайте правильно поизносить названия животных. Для этого в словах поставлено ударение.

 Информацию о животных вы можете узнать в учебнике,  в энциклопедии, в папке «Это интересно»

Для путешествия нам нужен  путевой лист, в котором отметим всё новое.

А сейчас откройте учебники на стр. 143.

Теперь мы готовы к работе, и я желаю вам удачи.

Самостоятельная работа.

1в.                                                                   2 в.

 1.Обезьяны                                                1. Обезьяны -ревуны

2.Паукообразные обезьяны                       2. Попугаи

3.Ленивец                                                    3. Тапир

4. Игуана                                                      4. Ягуар

Мои сообщения : колибри.

Физ.минутка.

-А  сейчас немного отдохнём.  Встаньте, сделаем глубокий вдох. Чтобы не заблудиться в лесу, вспомним стороны света. Поверните голову на восток, на запад, повернитесь на юго-запад.   Посмотрите под ноги, посмотрите на небо. Ещё раз глубоко вдохнём. Садитесь.

Проверка самостоятельной работы.

Начинаем наше путешествие и отчёт об  исследованиях.

- Скажите, без каких животных нельзя представить тропический лес, где все деревья опутаны лианами?

1.        Обезьяны.

А) -  Кто нам расскажет об обезьянах тропического леса?  (чтение отрывка)  ----

Как нам рассказал ---------,в тропическом лесу более 38 видов обезьян. О некоторых мы узнаем поподробнее.

Б) Давайте прислушаемся – тропический лес полон  разных звуков.(звуки тропического леса)  Это – обезьяны – ревуны.

------------, расскажи нам о них.

В) Движемся дальше и встречаем ещё одних интересных обезьян. Давайте понаблюдаем за ними.  Видеоролик – паукообразные.

О  паукообразных  нам сообщит  ----------

- Как обезьяны приспособились к жизни в непроходимой сельве? (У них хорошо развиты конечности и хвост)

Запишем название этих животных в свой путевой лист.(табличку на доску)

2. Идём дальше и встречаем ещё одно животное.

 Нет существа медлительнее скажем.

Ему спешить не надо – он такой!

То ли ленив, а может очень важен,

 Нет, просто он с рождения такой! (Ленивец)

Про это животное нам расскажет ----------------. Это ленивец.

(пересказ  отрывка)

-  Попав на землю, становится совершенно беспомощным.   Животному потребуется очень много времени и сил, чтобы перевернуться на брюхо.

Запишем название животного в свой путевой лист.

3. Игуана

Дешифровщик.  Следующее животное мы можем увидеть, если расшифруем его название.

(рассказ )

Обратите внимание на окраску игуаны. Она почти сливается с деревом.

Запись в путевой лист, табличка на доску.

4. Попугаи

Название следующего животного найдите  среди букв.

С Б Т В П О П У Г А Й Ч Е Е

(чтение отрывка  о попугае  ара)  

Слайд - парад.  Давайте полюбуемся красотой этих птиц!

-Как вы думаете, почему они  птицы занесены в Красную книгу? (они становятся добычей браконьеров)

5. Тапир

Мы продолжаем путешествие, уже наступили сумерки и мы сможем увидеть ещё одно животное. Видеоролик.

Чтобы узнать, кто это, нужно выписать буквы из кругов. Это тапир.

Расскажет нам о нём -------------------------

6. Ягуар.

Эта тропическая кошка дала название  автомобилю.

(чтение отрывка)

- Как вы думаете, почему ягуар умеет плавать, ведь кошки обычно не плавают? (Когда Амазонка разливается, вода приходит в лес и многим животным приходится передвигаться вплавь)

7. Колибри.

Сельва – родина самой маленькой птички в мире. Это колибри. Некоторые виды величиной со шмеля. Гнездо такой птички размером с половинку грецкого ореха, а яйцо с горошину.

Оперение у них очень яркое, перья переливаются.  За это их называют «лучами солнца», «каплями росы».  

-Давайте понаблюдаем за ней. Обратите внимание, как движутся у них крылья и чем они питаются. Видео.

- Эти птички могут  двигаться  в разные  стороны и даже летать задним ходом. По земле они почти не ходят: у них очень слабые лапки. Поэтому питаются они  нектаром цветов, высасывая его на лету своим длинным клювом.

Экологические проблемы тропического леса.

-Уникален, неповторим животный мир тропического леса.

Но и он подвергается опасности. Амазонская сельва вырубается под поля, дороги, большой урон наносят лесозаготовки.

-Как вы думаете, как это влияет на животный мир?  (это влияет на сокращение численности животного мира сельвы.)

- Поэтому сейчас создаются национальные парки, цель которых: сохранить и изучить уникальную природу этого необычного и удивительного места.

Закрепление изученного материала.

Итак, мы познакомились с некоторыми животными сельвы. Назовите их.

(обезьяны, ленивец, игуана, попугаи, тапир, ягуар, колибри)

А сейчас давайте поиграем в игру «Угадай по описанию». ( В игре - дом. задание – подготовить сообщение о других животных тропического леса. Стр. 143 -146 учебника)

Итог урока.

- Вы хорошо изучили животных тропического леса, активно работали на уроке.

Выставление оценок.

-Теперь я знаю (животный мир тропического леса Южной Америки)

-Оцените своё настроение с помощью смайликов.


Предварительный просмотр: