Использование в педагогической деятельности развивающих технологий
статья на тему

Степанова Нина Викторовна

Представлен опыт работы педагога по использованию в педагогической деятельности развивающих технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchih_tehnologiy.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

        В  своей педагогической деятельности широко применяю развивающие технологии обучения, которые обеспечивают школьников с ОВЗ комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. Теоретическую  основу коррекционно –развивающей технологии обучения детей с ОВЗ составляет учение Л.С. Выготского о компенсации дефекта, об общих закономерностях нормального и аномального развития, о единстве биологических и социальных факторов в развитии личности и ее социальной обусловленности. В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

        Стараюсь, чтобы каждый   урок  был направлен на развитие личности ребенка. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, обоняния, осязания) каждого конкретного ребенка. Коррекционно-развивающие уроки способствуют развитию всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целейи задач урока. Учитель выступает не в роли основного источника информации (объяснительно-иллюстративный рассказ), а в роли организатора эффективных условий обучения, который применяет различные дидактические приемы, коррекционно-развивающие упражнения и разнообразные виды деятельности на уроках.

 На каждом уроке   происходит развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с О.В.З. в результате систематического применения коррекционно-развивающих упражнений, приемов, игр. В коррекционно-развивающем обучении большая роль принадлежит использованию приемов индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с ОВЗ. На уроках  использую  нейропсихологическое   сопровождение обучения, предложенное Сиротюк А.Л.

          Своей задачей ставлю не только обеспечить на уроке восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, выработку его применять, но и научить детей учиться. Учитываю, что в ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все эти процессы взаимодействуют и взаимно обуславливают качественные и количественные характеристики друг друга. Однако все начинается с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового, зрительного.

          У аудиалов ведущим является слуховой анализатор – для них главное слышать. При доминировании кинестетического канала (Сергей К., Миша Г.) ведущим является тактильный анализатор: ребенку важно все потрогать и по возможности воспроизвести двигательную схему событий. У визуалов – основным каналом получения информации является зрительный.

        В   классе   у большинства детей доминирующим является визуальный канал, кинестетический – вспомогательным и в наименьшей мере задействован аудиальный. Т.е. этим детям легко воспринимать читаемый материал, списывать тексты. Но у них могут возникнуть проблемы с информацией, воспринимаемой на слух; ошибок в сочинениях будет меньше, чем в диктантах.

         У Сергей М., Света П. ярко выражен аудиальный канал, вспомогательный – кинестетический (т.е. его можно развить). Весь материал, рассчитанный на зрительное восприятие, сразу будет стираться из их памяти,  т.е. надо учителю свой показ сопровождать словесной инструкцией, тогда дети смогут его повторить.

        И только у Егора Т. ведущий канал не   очевидно выражен, он получает информацию практически в равной степени с помощью визуального и аудиального анализаторов, т.е. для него важно не только услышать материал, но и увидеть услышанное.

Организуя уроки чтения,   опираюсь на эмоциональный настрой детей для воспитания у них любви к природе, честности, трудолюбия, дисциплинированности и других качеств. Принимая во внимание  нарушение у  детей с ОВЗ  связей между предметно – образным и логическим мышлением, между словом и действием, использую такие приемы работы, которые повышают воспитательное воздействие художественных произведений: выразительно прочитываю текст целиком или наиболее важные для его понимания части, что помогает детям сравнивать поступки персонажей с их собственным поведением, по возможности переводит в реальный план описанную автором ситуацию.

         Широко применяю на уроках разнообразные виды наглядности и многопланово их использую. Это и традиционные средства, такие, как натуральные предметы и явления, их объемные и плоскостные изображения, графическая наглядность, ИКТ. Кроме того, использую ряд специфических средств. Это мимика,  жест, драматизация, дикция, выразительность чтения,  т.е. опосредованная, или языковая, наглядность.

        Также использую словесные средства обучения, сочетающиеся с наглядными. Это  вопросы, реплики учителя, инструкции, развернутое объяснение

        Учитывая различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, широко применяю принцип дифференцированного и индивидуального подхода к детям в процессе обучения. При реализации принципа дифференцированного подхода учитываю тот факт, что выделенные типологические группы не могут быть стабильными. Они изменяются по составу в зависимости от характера урока (чтение, развитие речи или математика), и по мере продвижения ребенка в преодолении дефекта, поскольку оно не может у всех осуществляться в едином темпе.

      Дифференцированный подход сочетаю с индивидуальными приемами работы с детьми, поскольку даже сходные дефекты, как правило, проявляются в деятельности по разному.

      Дифференцированный и индивидуальный подходы постоянно сочетаю с фронтальной работой класса. М.Ф. Гнездилов отмечал, что сохранение целевого и тематического единства во фронтальной и индивидуальной работе на уроках русского языка по отношению ко всем детям должно стать непременным условием действия данного принципа дидактики. Таким образом, все школьники на уроках  читают. Работают над текстом, учатся пересказывать, на уроках русского языка – пишут, участвуют в лексическом и орфографическом анализе, в подготовке к творческим работам и в их написании. Однако доля участия во фронтальной работе, объем, сложность заданий, приемы активизации деятельности обучающихся различаются в зависимости от возможности всей группы или одного ребенка.

        Разграничение требований по отношению к разным типологическим группам и к каждому ребенку индивидуально осуществляет с учетом возможностей детей и особенностей их дефекта. Так у некоторых детей (Кулешайте С, Третьякова Е., Постниковой С.) наблюдается заметное увеличение числа ошибок в конце работы, определяет причину этого явления и, исходя из нее, выбираю необходимые приемы воздействия. У некоторых детей имеет место общая двигательная недостаточность или нарушение моторики руки, в результате чего нарастает мышечное утомление, появляются болевые ощущения, рассеивается внимание, то ограничиваю для них объем работы (Семенов С., Коваленко И.). Если ребенок возбудимый (Ярмолов С.) и у него нарушена работоспособность, вследствие чего утрачивается интерес к уроку, напоминаю ребенку о цели задания, хвалю за работу на начальном этапе, ненадолго меняю вид его деятельности (предлагаю вытереть доску,  найти книгу в классной библиотечке и т.д.), выражаю одобрение  и возвращаю к прерванному упражнению.

      Таким образом, способы осуществления дифференцированного и индивидуального  подхода должны быть такими, «чтобы в результате их применения отстающие дети постепенно выравнивались и в конце концов могли включаться в коллективную работу наравне со всеми», - М.Ф. Гнездилов.

           Учу детей овладению общеучебными умениями и навыками, навыками умственной деятельности – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; стараюсь научить анализировать факты, делать доступные выводы, обобщения, облекать их в словесную форму в виде правил, алгоритмов. Использую полученные знания сначала в аналогичной, затем в новой ситуации, при решении трудовых и жизненно – практических задач, создавая соответствующие условия в классе, например, организует игры, экскурсии в магазин, на почту и т.д.

        На уроках математики добиваюсь прочного осознанного  овладения учащимися  з.у.н.; учитывает, что усвоение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. От предметной наглядной основы переходит к формированию доступных математических понятий, ведет обучающихся к обобщениям и на их основе дети выполняют практические работы.

      В процессе обучения математике развиваю речь обучающихся, обогащаю специфическими математическими терминами и выражениями их словарь. Дети учатся комментировать свою деятельность, давать полный словесный отчет о решении задачи, выполнении арифметических действий или задания по геометрии. Все это требует от детей больше осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для коррекции недостатков мышления   школьников с ОВЗ.

      На уроках математики привлекаю знания, полученные обучающимися на других уроках: чтения, рисования, трудового обучения,   и других предметов. Сведения из этих дисциплин служат материалом для составления арифметических задач, числовых выражений.

          Согласна  с исследованием Ю.Ю. Пумпутиса, которое убедительно показывает, что, когда действия обучающихся мотивированы, когда они могут полученные на уроках математики применять в своей бытовой и трудовой деятельности, качество усвоения математического материала возрастает. С этой целью составляю задачи, касающиеся жизни детей.

      Для активизации мыслительной деятельности обучающихся использую различные методы и приемы, занимательный материал, дидактические игры, нестандартные уроки и т. д.

      Установлено, что неоднородность состава учащихся разные возможности усвоения математических знаний в зависимости от тяжести и степени дефекта требуют дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (В.В. Эк). Класс по уровню обучения разделен на три группы.

     Состав групп постоянно изменяется, что в большей мере зависит от степени трудности изучаемого материала.

          На уроках русского  языка стараюсь создать  оптимальные условия для формирования у детей положительных привычек, стойких нравственных качеств. Не случайно К.Д. Ушинский назвал родной язык «великим педагогом и наставником».

                    Использую  приемы, повышающие активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания  ими изучаемого материала. Это – сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ  и синтез, классификация и аналогия. Вместе с тем быстрое снижение познавательных процессов и мотивационной стороны речи, характерное для   обучающихся с ОВЗ, требует использования таких приемов и видов работ, которые постоянно поддерживают активность детей (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним).  

На уроках развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, факультативного курса «  Введение в основы сельскохозяйственных знаний»     широко использую метод практических работ, который способствует развитию и коррекции, мышления, памяти, внимания, речи, внимания, моторики, пространственной ориентировки и активизации познавательной деятельности обучающихся.  Это  работа с календарем природы, с условными знаками и цветами,  работы с таблицами, схемами, работы по изготовлению макетов и моделей и др. Такие работы позволяют формировать у детей с ОВЗ более прочные знания   и способствуют овладению практическими умениями и навыками, которые необходимы им для самостоятельной жизни.

Таким образом,   использование технологии коррекционно-развивающего обучения исправляют недостатки психофизического развития обучающихся с ОВЗ и в значительной степени сглаживают (возмещают, уравнивают) их нарушенные функции,  в результате чего  происходит повышение их жизненной компетентности.

Приложение 1.

Коррекционно – развивающие упражнения по математике.

Таблица Шульте. Прямой и обратный счет     на скорость от 1 до 25.

12

5

17

2

10

3

20

7

13

18

9

14

22

24

8

1

23

25

15

4

11

16

6

21

19

А) Посчитать быстро от 1 до 15. Время я буду засекать (2-3 ребенка)

Б) Определение закрытых цифр  и составление  к ним примеров.

- Я закрыла несколько цифр; вы должны их отгадать; выписать в тетрадь и придумать примеры на деление, ответами которых были бы эти цифры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических и информационных технологий как средство развития уровня мотивации к изучению предмета

Данный материал можно использовать в качестве доклада или выступления на методическом объединении или педсовете. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения ...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике в условиях перехода на ФГОС ООО.

В статье рассматриваются современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящи...

Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.Обучение превращается в подобие некоего техноло...

Использование современных педагогических и информационных технологий в процессе обучения математике

Пофессиональный рост учителя, на мой взгляд, всегда связан с поиском. В настоящее время необходимо полностью отказаться от представления об учебном процессе передачи информации. Наша роль стать органи...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих, игровых и развивающих технологий и ИКТ

Тема:  “Where is a monkey?” (Предлоги )Цель: формирование коммуникативной компетенции на материале темыЗадачи:1.     Образовательные: Тренировать фразу Where is…? Where are…?....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА во 2-м классе с использованием здоровьесберегающих, игровых и развивающих технологий и ИКТ

Тема: Winter and Summer Games (Времена года, спорт)Цель: Развитие речевых и языковых навыков по теме “Winter and Summer Games”Задачи:1. Образовательные:  введение новой лексики по теме “Winter a...

Использование современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР

Для более глубокого понимания использования современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимо рассмот...