Использование современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР
статья

Ткаченко Татьяна Анатольевна

Для более глубокого понимания использования современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимо рассмотреть основные характеристики этого состояния и ограничения, с которыми сталкиваются дети с ТМНР.

ТМНР представляет собой комбинацию различных физических и психических нарушений, которые влияют на общее развитие ребенка. Физические нарушения могут включать проблемы с моторикой, координацией движений, осанкой и мобильностью. Психические нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного развития, нарушения коммуникации, когнитивных функций и восприятия. Кроме того, дети с ТМНР могут испытывать эмоциональные и поведенческие трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx29.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

 (ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Использование современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение3

II. Обзор состояние проблемы5   

III. Традиционные подходы к реабилитации детей с ТМНР 5

IV. Практические примеры и исследования7

     

V. Роль медицинских и образовательных учреждений 9

VI. Заключение11

I. Введение

В современном мире все больше внимания уделяется проблемам детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). ТМНР представляет собой сложный медицинский диагноз, который объединяет различные физические и психические нарушения, препятствующие полноценному развитию ребенка.

Определение термина "ТМНР" является первым шагом в понимании сути проблемы. ТМНР включает в себя несколько существенных нарушений развития, включая нарушения моторики, коммуникативные и когнитивные нарушения, а также нарушения аутистического спектра. Каждый случай ТМНР уникален и требует индивидуального подхода к реабилитации и коррекции.

Значимость проблемы и необходимость реабилитации невозможно преувеличить. Дети с ТМНР сталкиваются с множеством трудностей в повседневной жизни, они испытывают ограничения в физической и психической функциональности, которые могут серьезно сказываться на их общем благополучии и развитии. Реабилитация становится ключевым фактором в обеспечении оптимальных условий для роста и развития детей с ТМНР.

Целью данного доклада является рассмотрение использования современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР. Мы будем изучать различные аспекты этой проблемы, а также обсуждать преимущества и вызовы, связанные с применением современных технологий в реабилитационном процессе.

Для достижения этой цели будут поставлены следующие задачи:

 1 Провести обзор состояния проблемы ТМНР, включая основные характеристики этого состояния и ограничения, с которыми сталкиваются дети с ТМНР.

 2 Рассмотреть традиционные подходы к реабилитации детей с ТМНР и их ограничения.

 3 Изучить современные реабилитационные - развивающие технологии, используемые в работе с детьми с ТМНР.

4. Подробно рассмотреть различные виды современных технологий, такие как механические аппараты и устройства, виртуальная реальность, робототехника, музыкальная и художественная терапия, а также инновационные методики обучения и развития.

 5 Проанализировать преимущества использования современных технологий в работе с детьми с ТМНР, включая улучшение физической моторики и мобильности, развитие когнитивных функций и коммуникативных навыков, повышение мотивации и интереса к реабилитации, а также возможность индивидуализации подхода к каждому ребенку.

 6 Привести практические примеры исследований и опыта использования современных технологий в работе с детьми с ТМНР, а также представить позитивные изменения и эффективность реабилитации.

 7 Обсудить вызовы и перспективы применения современных технологий в реабилитации детей с ТМНР, включая ограничения и проблемы, а также пути развития и совершенствования данных технологий.

 8 Рассмотреть роль медицинских и образовательных учреждений в использовании современных технологий, а также необходимость сотрудничества и взаимодействия для обеспечения эффективной реабилитации детей с ТМНР.

 9 Обсудить этические аспекты и вопросы безопасности при использовании современных технологий, включая конфиденциальность данных, безопасность при работе с механическими аппаратами и устройствами, а также необходимость этической оценки и контроля.

 10 Подвести итоги и основные выводы по использованию современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР, а также обозначить перспективы развития и дальнейшие исследования в этой области.

II. Обзор состояния проблемы

Для более глубокого понимания использования современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), необходимо рассмотреть основные характеристики этого состояния и ограничения, с которыми сталкиваются дети с ТМНР.

ТМНР представляет собой комбинацию различных физических и психических нарушений, которые влияют на общее развитие ребенка. Физические нарушения могут включать проблемы с моторикой, координацией движений, осанкой и мобильностью. Психические нарушения могут проявляться в виде задержки психомоторного развития, нарушения коммуникации, когнитивных функций и восприятия. Кроме того, дети с ТМНР могут испытывать эмоциональные и поведенческие трудности.

Ограничения в физической и психической функциональности у детей с ТМНР оказывают существенное влияние на их способность функционировать в повседневной жизни. Они могут испытывать трудности с самообслуживанием, передвижением, общением и обучением. В результате этих ограничений у детей с ТМНР может возникать социальная изоляция, низкая самооценка и ограниченные возможности для полноценного участия в обществе.

III. Традиционные подходы к реабилитации детей с ТМНР включают физиотерапию, эрготерапию, речевую терапию и специальное образование. Эти подходы направлены на улучшение физической моторики, развитие речи и коммуникации, а также на обучение навыкам самообслуживания. Однако, традиционные подходы имеют свои ограничения. Они могут быть ограничены в индивидуализации, доступности и мотивации, что может сказаться на эффективности реабилитации. В современных условиях все больше внимания уделяется применению современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР. Эти технологии предлагают новые подходы и инновационные методики, которые могут преодолеть ограничения традиционных подходов и значительно улучшить результаты реабилитации.

Одной из современных технологий, применяемых в реабилитации детей с ТМНР, являются механические аппараты и устройства. Это включает специализированные ортезы, протезы, сенсорные системы и другие устройства, которые помогают улучшить физическую моторику, поддерживать правильную осанку, улучшать координацию движений и мобильность. Такие аппараты и устройства разрабатываются с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка и позволяют им выполнять определенные двигательные задачи, участвовать в играх и повседневных активностях.

Еще одной современной технологией, которая активно используется в реабилитации детей с ТМНР, является виртуальная реальность (VR). VR-технологии позволяют создать виртуальную среду, в которой дети могут взаимодействовать с различными объектами и ситуациями. Это может быть полезным для улучшения моторики, развития координации движений, тренировки баланса и повышения мотивации к реабилитации. Виртуальная реальность также может предоставить детям с ТМНР возможность испытать новые ситуации и ситуационные задачи, которые могут быть недоступны в реальном мире.

Робототехника также является одной из инновационных технологий, используемых в реабилитации детей с ТМНР. Роботы могут использоваться для проведения физической терапии, улучшения моторики и силы мышц, а также для развития навыков коммуникации и социального взаимодействия.

IV. Практические примеры и исследования

Для более полного представления о применении современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР, рассмотрим некоторые конкретные примеры исследований, а также результаты их использования.

Исследования показывают, что применение механических аппаратов и устройств, таких как специализированные ортезы и протезы, может значительно улучшить физическую моторику и мобильность детей с ТМНР. Например, исследования показали, что использование специальных походных аппаратов помогает детям с ограниченной подвижностью развивать навыки ходьбы и повышать уровень самостоятельности. Также проводятся исследования в области разработки инновационных роботизированных протезов, которые могут существенно улучшить качество жизни и возможности детей с ампутациями или другими физическими нарушениями.

Виртуальная реальность также демонстрирует свою эффективность в реабилитации детей с ТМНР. Исследования показывают, что использование виртуальной реальности в процессе физической и психологической терапии может улучшить моторику, координацию движений, а также повысить мотивацию и вовлеченность детей в процесс реабилитации. Например, виртуальные игры и симуляции могут использоваться для тренировки баланса, силы мышц и развития координации движений.

Позитивные изменения, достигнутые благодаря использованию современных технологий, включают улучшение физического состояния и моторики, развитие когнитивных навыков, улучшение речи и коммуникации, а также повышение самооценки и социальной адаптации детей с ТМНР. Результаты исследований показывают, что дети, которые получают реабилитацию с использованием современных технологий, достигают лучших результатов по сравнению с традиционными под ходами. Улучшение физической функциональности и моторики позволяет детям с ТМНР стать более самостоятельными в выполнении повседневных задач и участии в активностях, а развитие когнитивных навыков способствует повышению их обучаемости и умственному развитию. Повышенная речь и коммуникация позволяют улучшить способность детей с ТМНР выражать свои мысли и взаимодействовать с окружающими. Кроме того, повышение самооценки и социальной адаптации помогает детям с ТМНР развивать более полноценные отношения с другими людьми и успешно взаимодействовать в обществе.

Однако, несмотря на позитивные изменения и достижения, современные технологии в реабилитации детей с ТМНР также сталкиваются с некоторыми ограничениями и проблемами. Одним из них является доступность и стоимость современных технологий. Некоторые инновационные устройства и методики могут быть дорогостоящими и недоступными для многих семей и медицинских учреждений. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и подходить к выбору технологий и методик индивидуально, что требует дополнительного времени и ресурсов.

Для развития и совершенствования современных технологий в реабилитации детей с ТМНР необходимо дальнейшее исследование и сотрудничество между медицинскими и образовательными учреждениями, специалистами, инженерами и разработчиками технологий. Важно разрабатывать более доступные и индивидуально настраиваемые устройства и методики, которые могут быть успешно интегрированы в реабилитационные программы. Также необходимо продолжать исследования эффективности и долгосрочных результатов применения данных технологий для подтверждения их практической ценности.

V. Роль медицинских и образовательных учреждений

Медицинские и образовательные учреждения играют важную роль в реабилитации детей с ТМНР. Сотрудничество и взаимодействие между ними имеет большое значение для обеспечения комплексного подхода и оптимального результаты в работе с такими детьми.

Медицинские учреждения, включая реабилитационные центры и клиники, предоставляют диагностические услуги, определяют индивидуальные потребности ребенка, а также разрабатывают и реализуют реабилитационные программы. Они играют важную роль в предоставлении специализированных услуг, таких как физиотерапия, эрготерапия, речевая терапия и другие виды медицинской помощи. Сотрудничество между медицинскими учреждениями и семьями детей с ТМНР важно для обеспечения доступности и координации реабилитационных услуг.

Образовательные учреждения, включая детские сады, школы и специальные учреждения образования, играют также значимую роль в реабилитации детей с ТМНР. Они обеспечивают интеграцию этих детей в образовательную среду, разрабатывают индивидуальные образовательные планы и предоставляют поддержку специалистов, таких как педагоги-дефектологи, логопеды, психологи и другие. Одной из задач образовательных учреждений является интеграция современных технологий в образовательный процесс, чтобы обеспечить эффективное обучение и развитие детей с ТМНР.

Важным аспектом является обучение и подготовка специалистов для использования современных технологий в работе с детьми с ТМНР. Медицинские и образовательные учреждения должны предоставлять соответствующие программы обучения и поддерживать профессиональное развитие специалистов. Это включает ознакомление с инновационными методиками, обучение использованию специализированного оборудования и разработка навыков работы с современными реабилитационными технологиями.

В контексте использования современных технологий в реабилитации детей с ТМНР, важно уделить внимание этическим аспектам и обеспечению безопасности.

При работе с данными технологиями необходимо учитывать вопросы конфиденциальности и сохранения данных. Личная информация о детях и их прогресс в процессе реабилитации должна быть надежно защищена, с соблюдением соответствующих норм и правил.

Также следует обратить внимание на безопасность при использовании механических аппаратов и устройств. Взаимодействие детей с ТМНР с такими технологиями требует особой осторожности и контроля, чтобы предотвратить возможные травмы или неправильное использование. Необходимо разработать стандарты и рекомендации по безопасности, а также обучать специалистов, работающих с этими технологиями, правильным методам и процедурам для обеспечения безопасного использования.

В свете развития современных технологий для реабилитации детей с ТМНР важно проводить этическую оценку и контроль. При использовании инновационных технологий необходимо учитывать этические принципы и обеспечивать достойное отношение к детям, сохранение их прав и достоинства. Кроме того, следует регулярно оценивать эффективность и результаты применения данных технологий, чтобы быть уверенными в их практической ценности и соответствии потребностям детей с ТМНР.

VI. Заключение

Использование современных реабилитационных коррекционно-развивающих технологий в работе с детьми с ТМНР имеет огромный потенциал для улучшения их качества жизни. Сотрудничество между медицинскими и образовательными учреждениями, разработчиками технологий и специалистами играет ключевую роль в достижении оптимальных результатов. Дальнейшие исследования и развитие в этой области являются неотъемлемой частью для продвижения современных технологий в реабилитации детей с ТМНР. Необходимо продолжать исследования для улучшения эффективности и эффективности этих технологий, а также для расширения спектра инновационных методов.

Однако следует признать, что есть ограничения и проблемы, связанные с современными технологиями в реабилитации детей с ТМНР. Некоторые из них включают высокую стоимость таких технологий, ограниченную доступность в определенных регионах, необходимость специальной экспертизы для использования и сложности в интеграции технологий в образовательную среду. Поэтому необходимы усилия по устранению этих ограничений и разработке стратегий для повышения доступности и эффективности современных технологий для всех детей с ТМНР.

Взаимодействие с медицинскими и образовательными учреждениями играет важную роль в обеспечении успешной реабилитации детей с ТМНР. Необходимо установить механизмы сотрудничества, обмена информацией и координации, чтобы создать согласованную и интегрированную систему поддержки и помощи этим детям. Специалисты из различных областей должны совместно работать для разработки индивидуальных планов реабилитации и образования, а также для обеспечения непрерывного мониторинга и оценки прогресса ребенка.

И наконец, важно обсудить вопросы и провести обсуждение на тему применения современных технологий и опыта работы с детьми с ТМНР. Предоставление аудитории возможности задать вопросы и выразить свои мнения позволит обогатить обсуждение и обмен опытом. Это способствует улучшению практики и стимулирует дальнейшее развитие в этой области.

В заключение, использование современных реабилитационных технологий имеет огромный потенциал для улучшения жизни детей с ТМНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»

Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету...

Особенности организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР.

В презентации представлена информация об этапах работы с детьми с ТМНР, методе базальной стимуляции, комплексе специальных игр и упражнений....

«Современные технологии коррекционной работы с детьми РАС и ТМНР» (формирование жизненных компетенций)

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни....

Конспект открытого занятия «Арт -терапия в коррекционно- развивающей работе с детьми с ТМНР»

Тема: «Арт -терапия в коррекционно- развивающей работе с детьми с ТМНР»  (тяжелые множественные нарушения развития»Цель: Формирование среды для коррекционно-развивающей работы ч...

Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.

Метод базальной стимуляции используется в коррекционно-педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования все...

Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету «Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»

Выступление на методическом объединении по плану подготовки к педагогическому совету «Современные технологии коррекционной работы с детьми с РАС и ТМНР»...